Этот странный мир театра
"Трио": трагикомедия о любви и свободе
Из тени и облачного тумана выплывают трое фантастических коней, влекущих в колеснице богиню Артемиду. Сняв с себя маски греческого хора, они неожиданно переносят зрителя в другое время, где люди живут переживаниями закулисных отношений. Они – трио. Смотря на них, актеров, играющих актеров, искренне поддаешься переживаниям и начинаешь забывать, за какой из выстроенных отношений ты следил, потому что перед тобой разворачивается театр в театре.
Атмосфера, история и динамика спектакля-бенефиса заслуженной артистки России и Якутии Елены Сергеевой-Румянцевой "Трио" создана на основе двух знаменитых произведений – пьесы «Этот странный мир театра» французского писателя Марселя Митуа и трагедии «Федра» великого философа и поэта Сенеки. Для реализации столь интересного проекта ведущая актриса Саха театра пригласила известных постановщиков – режиссера Карла Сергучева и художника Саргылану Иванову с расчетом на их современный стиль, высокий профессионализм и мастерство, а также молодого и талантливого хореографа Аюну Шадрину. Совместно с артистами они смогли создать не просто юбилейный бенефис, а захватывающий спектакль, в котором ярко отразилась загадочная судьба театральной семьи – небольшой труппы французского театра, играющей античную трагедию «Федра».
На подмостках получился необычайно интересный процесс – театр в театре. Настоящее и прошлое, современность и античность. Две параллели времени переплелись на одной сцене. Елена Сергеева-Румянцева сыграла обворожительного персонажа, который повел зрителя еще дальше - в другую историю, мифическую и страстную, о любви Федры к своему пасынку Ипполиту, сыну царя Афин Тесея. Это получилась трагическая постановка с интригами, проклятиями и комичными разборками между артистами в антрактах. Любовь и ненависть, юмор и сатира – две театральные маски, ставшие символом всего зрительского мира. Надев их на себя, артисты блестяще справились со своими ролями.
Виновница торжества была неотразима. Не так просто сыграть мечту любой актрисы – выйти на сцену высокой трагедии, облачив себя в образ страдающей Федры. Елене Сергеевой-Румянцевой это удалось, она смогла передать не только чувства афинской царицы, но и еще великолепной Сюзанны, легкой и напыщенной примы Парижского театра.
Каждый участник этой постановки исполнил несколько ролей. Веселый и незадачливый Автор, которого сыграл Кирилл Семенов, превратился в царя Тесея. Придворная кормилица, чей образ ярко смогла передать Илиана Павлова, оказалась прекрасной Николь. Молодой артист Александр Борисов – Ипполит из «Федры», он же и страстный любовник Жано. Особую роль исполнили и артисты греческого хора в исполнении могучей троицы – Иннокентия Луковцева, Дмитрия Михайлова и Ивана Попова.
Финал «Федры» трудно передать словами. Художественное решение потрясает, когда по ложному обвинению Ипполита истязают, и сгустки его крови, этой боли, разлетаются по воздуху, и, конечно же, трагическая смерть Федры, царицы, но прежде всего влюбленной женщины, потрясает сердце увлеченного зрителя.
В этой постановке работало все: пространственные решения художником, силуэты и линии костюмов, точное авторское слово, жест и потрясающая музыка. Это получился динамичный и пронзительный спектакль, который поведал нам о единственной и настоящей свободе – праве любить. Отчего хочется снова попасть за магический занавес и посмотреть эту трагическую и в то же время комическую историю еще раз.
О магии сцены
После успешной премьеры спектакля режиссер-постановщик Карл Сергучев рассказал нам, как создавалась эта история, и поделился мыслями о том, в какую сторону развивается современный театр.
- Карл Лазаревич, о чем говорит спектакль "Трио"?
- Трудно найти правильный ответ на этот вопрос. Можно сказать, что о любви, но можно и ответить, что эта история, составленная из двух разных сюжетов, говорит нам о смешных отношениях экзальтированной актерской среды. Они играют великую трагедию, а за кулисами живут обычной жизнью. Мы объединили оба сюжета, и эти разные жизни стали одним целым. Здесь главное – это человеческая душа, существующая и действующая в системе театральной магии. Именно потому любовь становится особенной, отношения - высокими, а чувства - большими и более искренними. Это то, что хочет видеть зритель, примеры из его личной жизни. Думаю, спектакль говорит о любви, как о высшей свободе, данной человечеству создателем.
- Как вы пришли к идее создания этой постановки?
- Идея возникла просто – от предложения замечательной актрисы Лены Румянцевой-Сергеевой сделать для нее спектакль-бенефис. Мы решили выйти за традиционные рамки бенефисных представлений и создали новый формат полнометражного спектакля.
- У вас получился довольно сложный драматургический проект. Как проходила работа с актерами?
- Процесс репетиций прошел легко, поскольку материал оказался захватывающим. Работа проходила в настоящем взаимопонимании и единстве. Артисты сразу почувствовали сюжет и жанр спектакля. Этакую драму-буфф. Лена не просто великолепно сыграла, я думаю, она вознеслась в этой работе на очень большую высоту профессионализма и на особый уровень чувства. А ее друзья и партнеры исполнили свои роли не менее ярко.
Это Дима Михайлов, Кеша Луковцев, Иван Попов. Большая удача Кирилла Семенова, сыгравшего Автора, который становится Тесеем, красивый дебют молодого артиста Саши Борисова и прекрасной Илианы Павловой.
- Пользуясь возможностью, не могу не задать вам вопрос. Мир театра всегда будет обладать магической властью над зрителем?
- Это как договор между высокими сторонами. Театр наполняет сердце человека чувствами, а его душу - силой. Поэтому театр будет всегда, пока есть на свете человек, желающий заглянуть в себя через призму его искусства.
- Ваши постановки всегда рассматривают человека с духовной стороны. Душа, совесть, предназначение. Они затрагивают вопросы, волнующие человека из века в век. Вы нашли ответы на них в своей постановке?
- Мир очень быстро меняется. Новая информационная среда, другой темп развития, а духовные ценности все равно остаются теми же. Это как божественные заповеди, которые есть у любой религии и у любого человека. Мы, люди театра, всегда будем говорить о них. Из века в век. Наша работа и есть ответ на эти вопросы.
- Как вы думаете, куда движется театр?
- Я знаю, куда движется театр и в какую сторону он развивается – конечно же, к новому зрителю и к новому пониманию его души. Спектакль – это большой и сложный организм. Я хотел бы поблагодарить театр, замечательных артистов, моих коллег-постановщиков и всех работников, создавших костюмы и декорации, направивших свет и наполнивших сцену звуком, встречающих зрителя в фойе театра и охраняющих его от неожиданностей, с кем мне посчастливилось поработать над этим спектаклем. Мы были хорошей и нескучной командой. Вместе мы вершили искусство. Всем вам поклон и респект.
Фото: Вячеслав ПРОКОПЬЕВ