02.09.2014 | 17:48

Этот странный мир театра

1 ноября зрителям Саха академического театра им. П. А. Ойунского удалась неожиданная возможность заглянуть во внутренний мир театра.
Автор: EXO-YKT
Проникнув за его темные кулисы, они попали на бенефис и стали свидетелями захватывающей истории о мечте, любви и страсти женщины, подарившей свою жизнь этому магическому искусству.

"Трио": трагикомедия о любви и свободе 


Из тени и облачного тумана выплывают трое фантастических коней, влекущих в колеснице богиню Артемиду. Сняв с себя маски греческого хора, они неожиданно переносят зрителя в другое время, где люди живут переживаниями закулисных отношений. Они – трио. Смотря на них, актеров, играющих актеров, искренне поддаешься переживаниям и начинаешь забывать, за какой из выстроенных отношений ты следил, потому что перед тобой разворачивается театр в театре. 


Атмосфера, история и динамика спектакля-бенефиса заслуженной артистки России и Якутии Елены Сергеевой-Румянцевой "Трио" создана на основе двух знаменитых произведений – пьесы «Этот странный мир театра» французского писателя Марселя Митуа и трагедии «Федра» великого философа и поэта Сенеки. Для реализации столь интересного проекта ведущая актриса Саха театра пригласила известных постановщиков – режиссера Карла Сергучева и художника Саргылану Иванову с расчетом на их современный стиль, высокий профессионализм и мастерство, а также молодого и талантливого хореографа Аюну Шадрину. Совместно с артистами они смогли создать не просто юбилейный бенефис, а захватывающий спектакль, в котором ярко отразилась загадочная судьба театральной семьи – небольшой труппы французского театра, играющей античную трагедию «Федра».
На подмостках получился необычайно интересный процесс – театр в театре. Настоящее и прошлое, современность и античность. Две параллели времени переплелись на одной сцене. Елена Сергеева-Румянцева сыграла обворожительного персонажа, который повел зрителя еще дальше - в другую историю, мифическую и страстную, о любви Федры к своему пасынку Ипполиту, сыну царя Афин Тесея. Это получилась трагическая постановка с интригами, проклятиями и комичными разборками между артистами в антрактах. Любовь и ненависть, юмор и сатира – две театральные маски, ставшие символом всего зрительского мира. Надев их на себя, артисты блестяще справились со своими ролями. 


Виновница торжества была неотразима. Не так просто сыграть мечту любой актрисы – выйти на сцену высокой трагедии, облачив себя в образ страдающей Федры. Елене Сергеевой-Румянцевой это удалось, она смогла передать не только чувства афинской царицы, но и еще великолепной Сюзанны, легкой и напыщенной примы Парижского театра. 


Каждый участник этой постановки исполнил несколько ролей. Веселый и незадачливый Автор, которого сыграл Кирилл Семенов, превратился в царя Тесея. Придворная кормилица, чей образ ярко смогла передать Илиана Павлова, оказалась прекрасной Николь. Молодой артист Александр Борисов – Ипполит из «Федры», он же и страстный любовник Жано. Особую роль исполнили и артисты греческого хора в исполнении могучей троицы – Иннокентия Луковцева, Дмитрия Михайлова и Ивана Попова. 


Финал «Федры» трудно передать словами. Художественное решение потрясает, когда по ложному обвинению Ипполита истязают, и сгустки его крови, этой боли, разлетаются по воздуху, и, конечно же, трагическая смерть Федры, царицы, но прежде всего влюбленной женщины, потрясает сердце увлеченного зрителя. 


В этой постановке работало все: пространственные решения художником, силуэты и линии костюмов, точное авторское слово, жест и потрясающая музыка. Это получился динамичный и пронзительный спектакль, который поведал нам о единственной и настоящей свободе – праве любить. Отчего хочется снова попасть за магический занавес и посмотреть эту трагическую и в то же время комическую историю еще раз. 


О магии сцены 


После успешной премьеры спектакля режиссер-постановщик Карл Сергучев рассказал нам, как создавалась эта история, и поделился мыслями о том, в какую сторону развивается современный театр.
- Карл Лазаревич, о чем говорит спектакль "Трио"?
- Трудно найти правильный ответ на этот вопрос. Можно сказать, что о любви, но можно и ответить, что эта история, составленная из двух разных сюжетов, говорит нам о смешных отношениях экзальтированной актерской среды. Они играют великую трагедию, а за кулисами живут обычной жизнью. Мы объединили оба сюжета, и эти разные жизни стали одним целым. Здесь главное – это человеческая душа, существующая и действующая в системе театральной магии. Именно потому любовь становится особенной, отношения - высокими, а чувства - большими и более искренними. Это то, что хочет видеть зритель, примеры из его личной жизни. Думаю, спектакль говорит о любви, как о высшей свободе, данной человечеству создателем.

- Как вы пришли к идее создания этой постановки?
- Идея возникла просто – от предложения замечательной актрисы Лены Румянцевой-Сергеевой сделать для нее спектакль-бенефис. Мы решили выйти за традиционные рамки бенефисных представлений и создали новый формат полнометражного спектакля.

- У вас получился довольно сложный драматургический проект. Как проходила работа с актерами?
- Процесс репетиций прошел легко, поскольку материал оказался захватывающим. Работа проходила в настоящем взаимопонимании и единстве. Артисты сразу почувствовали сюжет и жанр спектакля. Этакую драму-буфф. Лена не просто великолепно сыграла, я думаю, она вознеслась в этой работе на очень большую высоту профессионализма и на особый уровень чувства. А ее друзья и партнеры исполнили свои роли не менее ярко.
Это Дима Михайлов, Кеша Луковцев, Иван Попов. Большая удача Кирилла Семенова, сыгравшего Автора, который становится Тесеем, красивый дебют молодого артиста Саши Борисова и прекрасной Илианы Павловой.

- Пользуясь возможностью, не могу не задать вам вопрос. Мир театра всегда будет обладать магической властью над зрителем?
- Это как договор между высокими сторонами. Театр наполняет сердце человека чувствами, а его душу - силой. Поэтому театр будет всегда, пока есть на свете человек, желающий заглянуть в себя через призму его искусства. 

- Ваши постановки всегда рассматривают человека с духовной стороны. Душа, совесть, предназначение. Они затрагивают вопросы, волнующие человека из века в век. Вы нашли ответы на них в своей постановке?
- Мир очень быстро меняется. Новая информационная среда, другой темп развития, а духовные ценности все равно остаются теми же. Это как божественные заповеди, которые есть у любой религии и у любого человека. Мы, люди театра, всегда будем говорить о них. Из века в век. Наша работа и есть ответ на эти вопросы.

- Как вы думаете, куда движется театр?

- Я знаю, куда движется театр и в какую сторону он развивается – конечно же, к новому зрителю и к новому пониманию его души. Спектакль – это большой и сложный организм. Я хотел бы поблагодарить театр, замечательных артистов, моих коллег-постановщиков и всех работников, создавших костюмы и декорации, направивших свет и наполнивших сцену звуком, встречающих зрителя в фойе театра и охраняющих его от неожиданностей, с кем мне посчастливилось поработать над этим спектаклем. Мы были хорошей и нескучной командой. Вместе мы вершили искусство. Всем вам поклон и респект.
 

Фото: Вячеслав ПРОКОПЬЕВ

Новости

Популярное

Сардана Брызгалова назначена начальником Управления культуры и духовного развития
Город | 1 день назад
Сардана Брызгалова назначена начальником Управления культуры и духовного развития
Предыдущее место работы - ГБУ РС (Я) «Институт геокультурного развития».
Жители Строительного округа положительно оценили отчет Окружной администрации Якутска
Город | 1 день назад
Жители Строительного округа положительно оценили отчет Окружной администрации Якутска
В 2024 году в Строительном округе введено 6 новых многоквартирных домов.
Якутяне рассказали, сколько готовы потратить на подарки на День святого Валентина
Город | 1 день назад
Якутяне рассказали, сколько готовы потратить на подарки на День святого Валентина
Большинство же участников опроса сообщили, что не планируют кого бы то ни было одаривать 14 февраля.
IV съезд оленеводов республики пройдет в Якутске
Город | 1 день назад
IV съезд оленеводов республики пройдет в Якутске
В течение четырех дней участники съезда обсудят пути сохранения традиционного уклада жизни, привлечения молодежи в оленеводство и другие актуальные вопросы.