Эволюция ЯПАК
Все смешалось: люди, кони…
История автобусного движения в городе Якутске уходит далеко в 30-е годы. Было время, когда автомобильный и гужевой транспорт находились в ведении Совета Министров ЯАССР и по городу еще в тридцатые годы курсировали и автобусы, и конный транспорт. По крайней мере еще в 1952 году существовала Республиканская автотранспортная контора при Совете Министров Якутской АССР (коротко РАТК при СМ ЯАССР).
50-е: общественный транспорт, такси и багаж
Датой рождения нашего городского автобусного предприятия считается 1 декабря 1955 года, когда Якутская автотранспортная контора, располагавшаяся на улице Кальвица, была разделена на пассажирскую и грузовую. Вновь созданное автобусное предприятие «Якутское пассажирское автохозяйство» переехало в Залог.
Первоначально территория ЯПАХ располагалась на улице Чернышевского, между улицами Гастелло и Красноярова. В то время авторемонтная служба существовала как самостоятельное предприятие, которое называлось «Авторемонтные мастерские» и базировалось на улице Авиационной.
ЯПАХ объединял не только автобусы, но и легковые такси (М-20) и так называемые «грузотакси» «ГАЗ-51», а также имелись грузовые (хозяйки) «ЗИС-5», бензовоз «ГАЗ-5». Имелись филиалы, которые располагались в Ленске и Алдане.
По свидетельству Адаменко Елены Ивановны, работавшей в те времена кондуктором, зимой в летчицких унтах пятки примерзали к полу. Такой был холод в автобусах. Люди не садились на сиденья, а стояли в проходе.
В тот период, судя по документам, по городу курсировали автобусы марки «ЗИС-155».
60-е: таксисты забрали вывеску
В 1960 году таксисты отделились в самостоятельное предприятие Якутское автохозяйство легковых автомобилей (будущий таксопарк). Шли годы. Изменялось наименование предприятия. Так, с 1965 по 1967 год был Якутский автобусный парк, а с 5 ноября 1967 до 1989 г. - ЯПАП-1.
Появились автобусы марки «ПАЗ-651», «ЗИЛ-158».
70-е: ЯПАК обрел свой дом
В начале 70-х годов предприятие переехало на нынешнюю территорию по ул. Автодорожной, где и находится по сей день.
В эти годы на предприятии специалистов даже со среднетехническим образованием было раз-два и обчелся. Высшее образование имела только начальник планово-экономического отдела, приехавшая из Куйбышева, главный инженер и дежурный механик Петр Петрович Баланов – один из немногочисленных представителей местного населения. На должностях начальников автоколонн, АРМ, мастерами участков, инженерами по ТБ и БД работали сплошь простые водители, а диспетчерами, техниками, бухгалтерами - женщины, в лучшем случае окончившие 7-8 классов.
В 60-70-ых годах по городу курсировали «ЗИЛы», а в районы ходили «ПАЗы».
80-е: «золотой век» предприятия
К началу 80-х годов предприятие достигло пика своего развития и объединяло 16 филиалов во всех районах республики, численность работающих в общей сложности достигала почти полутора тысяч. Но уже в 1983 году филиалы и часть междугородних автобусов были отделены в самостоятельное предприятие ЯПАП-3.
Наиболее интенсивно стало развиваться предприятие с приходом в 1984 году нового директора Рожкова Ю. И.
Строились стояночные гаражи, производственные помещения для ремонтных работ, автоматическая мойка, магазин с холодильным складом, каменное общежитие для малосемейных.
Но наиболее значимым в социальном плане было строительство так называемым «хозспособом» благоустроенных квартир для работников предприятия. Практически все работники предприятия, проживавшие в городе Якутске и нуждавшиеся в жилье, получили собственные благоустроенные квартиры.
Также как и большинство крупных предприятий советского времени, предприятие имело собственный детсад, ясли, медпункт, зубоврачебный кабинет, столовую, парикмахерскую, подсобное хозяйство, магазин с холодильным складом. К услугам работников всех автотранспортных предприятий, входивших в состав Якутского транспортного управления, были также ведомственный пионерский лагерь, санаторий-профилакторий, поликлиника.
Осенью работники предприятия обеспечивались мясом, рыбой, овощами и другими продуктами по ценам ниже рыночных. Работники, проживавшие в неблагоустроенных домах, обеспечивались подвозом питьевой воды, угля, дров. Предприятие содействовало в приобретении земельных участков, получению ссуды, а также в решении многих бытовых проблем.
В восьмидесятые годы прошел бум всеобщего «образовывания» инженерно-технических работников. Заставляли всех поступать в Красноярский автотранспортный техникум заочного обучения. Надо сказать, это действительно подстегивало людей к получению новых знаний.
Основные рабочие профессии на предприятии - водитель автобуса, слесарь по ремонту автомобилей, кассир-контролер (кондуктор).
Постепенно «ПАЗы» вытеснялись туристическими «ЛАЗами», комфортабельными «ИКАРУСами» и городскими «ЛиАЗами», прозванными в народе «сараями».
90-е: вместе и порознь
В 1990 году от предприятия отделился АРМ, превратившийся в самостоятельный кооператив «Авторемонтник», который просуществовал до 1992 г. С 1989 по 1992 год существовал ЯПОПАТ (Якутское производственное объединение пассажирского автотранспорта), объединивший три предприятия: ЯПАП-1, ЯПАП-3 и кооператив «Авторемонтник». В 1993 опять появился ЯПАП-1. Предприятие росло, развивалось. Менялись марки автобусов.
ЦЕННЫЕ КАДРЫ
Водитель автобуса – престижная профессия.
Водитель автобуса должен иметь категорию «Д». Это одна из самых престижных и высокооплачиваемых рабочих профессий. Ежегодный отпуск водителей составляет не менее 64 календарных дней. Профессия требует крепкого физического и психического здоровья.
Слесарь по ремонту автомобилей – одна из самых востребованных в настоящее время профессий. Специализация слесарей по ремонту автомобилей: слесарь-моторист, слесарь-кузовщик, агрегатчик, шиномонтажник, топливщик, автоэлектрик, слесарь по ремонту пневмооборудования. Кроме того, есть вулканизаторщики, аккумуляторщики, кузнецы, электрогазосварщики. Одна из самых уважаемых профессий – токарь. На предприятии обычно бывает 1 или 2 токаря.
По результатам аттестации рабочих мест в зависимости от тяжести труда рабочие обеспечиваются бесплатным молоком, им устанавливается надбавка к заработной плате и дополнительный отпуск за вредность.
Кондуктор (в настоящее время кассир-контролер) - одна из ключевых профессий автобусных, троллейбусных и трамвайных предприятий. От его добросовестной работы зависит финансовое состояние предприятия. Основная задача кондуктора - обеспечение полноты сбора денежной платы за проезд в автобусе. Кондуктор должен знать тарифы за проезд (а они разные на каждом маршруте и на каждом отрезке пути), уметь пользоваться платежными терминалами и контрольно-кассовыми машинами. Профессия требует не только физической выносливости, быстроты реакции, зрительной памяти, но и, конечно же, уравновешенности и выдержанности, так как вежливое и внимательное отношение к пассажирам является одним важнейших показателей качества работы. Кондуктор должен также уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.
Ветераны производства
Коллектив предприятия гордится своими ветеранами, многих из которых уже нет в живых, навечно вписавшими свои имена в историю предприятия: кавалером ордена Ленина водителем автобуса Кондаковым Федором Лазаревичем, Почетным гражданином города, заслуженным работником народного хозяйства, кавалером многих орденов и медалей водителем бригады № 5 Самыровым Афанасием Васильевичем, водителем автобуса, полным кавалером орденов Трудовой Славы Марженаковым Степаном Павловичем, ветеранами Великой Отечественной войны Антипиным Михаилом Григорьевичем, Шаталовым Яковом Марковичем, Акуловым Василием Никитичем, Будаловым Иваном Александровичем, Сваловым Анатолием Куприяновичем, Шалгаевым Василием Романовичем и многими, многими другими.
До сих пор продолжают работать ветераны, передовики производства - живая история предприятия - водители Леваковский Василий Филиппович, Мерзлов Юрий Григорьевич, Мельник Станислав Александрович, Кулаков Михаил Николаевич, Ганин Виктор Николаевич, ремонтники Попов Валерий Иванович, Шпак Николай Стефанович, и многие-многие другие.
Здесь работают замечательные люди: открытые сердцем, широкие душой, крепкие физически и сильные духом. О каждом из них можно рассказывать и рассказывать, отмечает директор Александр Антипин.
На нашем предприятии, как говорят старожилы, всегда был силен особый дух коллективизма, чувство товарищеской взаимопомощи. Наверно, поэтому те, кто хоть когда то работал здесь, никогда не забывают его и очень часто возвращаются назад. У нас достаточно много работников с сорока, а то и пятидесятилетним стажем работы на предприятии.
Проезд стоил 2 копейки
В 50-е билеты стоили 2 копейки за каждую остановку, приходилось считать, кто до какой остановки едет. Потом сделали единый тариф 6 копеек по городу. До Намцев доехать можно было за 1 руб. 56 коп., а до Покровска – за 1 руб. 57 коп. в 50-60-е годы. В 80-е до Жатая стоимость проезда была 90 коп.
В 60-70-ые годы проезд стоил 6 копеек. Примерно с начала 70-х с приходом новых автобусов «ЛиАЗ», в автобусах стояли уже готовые кассы с кассетами для денег. Пассажиры самостоятельно бросали деньги и выкручивали билеты. Проезд без билета наказывался штрафом в сумме 1 рубль. По тем временам это были большие деньги. При этом контролер вписывал в штрафной талон все данные пассажира, вплоть до места работы. А сколько еще изрекал ругани при этом. Позору не оберешься. Контролеры проверяли пассажиров, безбилетных штрафовали, вручали красный штрафной талон, выручку сдавали в кассу. Бывало, еще коллективные рейды проводили для устрашения. Безбилетных фотографировали, затем их фото помещали в автобусах, в общественных местах, на видном месте с фамилиями и огромной надписью: «Они ездили «зайцами» и т. д. В 80-ые годы особенно боялись контролера Веру Шевчук. Маленького роста, в очках, она была необычайно прыткая и шустрая, обладала громким голосом, наводя ужас на безбилетников.
На межгороде и пригороде грозой водителей была контролер Капитолина Ступина, за строгость и бескомпромиссность, прозванная в народе «королевой трассы». Также боялись водители, работавшие на межгороде, Бобкову Елизавету Петровну и Барило Веру Андреевну.
ГРОЗНАЯ ЧЕТА
Ферулева Г. В. бывший бухгалтер-расчетчик, главный бухгалтер. Была семейная пара украинцев Раиса и Николай Олейники, рослые, крепкие, громкоголосые, оба зарабатывали по 500 рублей. Это были очень хорошие деньги. Я им прямо завидовала, как много зарабатывают! Оба были бригадирами, он у водителей, она у кондукторов.
С появлением кассовых автобусов, появилась и новая должность – инженер по бескондукторской работе. Кассиры были раздельно билетные и денежные. В автобусах стояли кассовые аппараты, пассажиры бросали деньги в кассу и выкручивали билеты на эту же сумму. Кассиры-инкассаторы после работы заходили в автобус, производили инкассацию. Тем не менее, на некоторых автобусах работали вплоть до 1979 года еще кондукторы.
Кондукторы помещали выручку в специальный мешок, пломбировали его и бросали в бункер. Оттуда забирали кассиры по пересчету денег. В кассе пересчета стоял крутящийся огромный барабан, сортировавший деньги. Всю ночь считали деньги кассиры. При пересчете денег обязательно присутствовал представитель из администрации, который подписывал акт, утром выручку забирали инкассаторы банка. При пересчете денег попадалось много иностранных монет, особенно немецких и старинных российских.
С 1979 по 1984 оставалось только 16 кондукторов. Зарабатывали хорошо. Водители - в среднем 300, кондукторы - 200 рублей. Зарплата инспектора отдела кадров для сравнения была 70 рублей.
10 директоров одного предприятия
Директорами предприятия в разное время были Коршунов Иосиф Алексеевич, Копылевич Иосиф Соломонович, Рабинович Владимир Соломонович, Виноградов Александр Константинович, Андросов Валентин Семенович, Рожков Юрий Иванович, Сокрут Анатолий Семенович, Фаст Евгений Николаевич. Чирков Анатолий Вениаминович. В настоящее время предприятием руководит Антипин Александр Анатольевич.
Бесплатный проезд: передовой опыт разорил предприятие
Юрий Рожков, бывший директор ЯПАК-1: «Это был то ли 1994, то ли 1995-й год. От предприятия в командировку за опытом ездили в г. Миасс начальник автоколонны Скарджус Г. А., начальник ОТиЗ М. А. Копылова. Вернувшись, доложили на сессии городского совета, и сразу было принято решение (мэром был Павел Бородин) внедрить транспортный налог и перейти на бесплатный проезд в г. Якутске и, кстати, на пригороде тоже. Это был передовой опыт в стране. Но месяца через три пришлось на пригороде отменить, потому что невозможно было в автобусы залезть, бабушки-пенсионерки оккупировали пригородные автобусы, по несколько раз в день совершая наезды в город.
Просуществовал этот проект недолго, до февраля 1997 г. Новый мэр Илья Михальчук отменил его. По всей России всего три города работали таким методом: Миасс, Липецк и мы. В Липецке еще долго продолжали так работать. С 1997 года вновь возникла необходимость в приеме кондукторов.
Однажды зимой приезжал министр транспорта России. Температура воздуха опустилась до минус 55. Министр был просто поражен, что мы работали при такой температуре и при видимости 10 метров. Ведь по правилам, чтобы работать при видимости 50 метров, даже требуется получить специальное разрешение Москвы. А мы тут практически при нулевой видимости работаем. Автобусы работают, а людей на остановках нет. Благо, те «ЛиАЗы» были такого качества, что выдерживали такие экстремальные морозы. Теперешняя техника вряд ли выдержит».
200 автобусов на весь город
Во времена расцвета ЯПАКа предприятие выпускало на линии города до 200 автобусов в день, выполняя 18 городских, 7 пригородных, 4 дачных маршрута. В настоящее время 70 автобусов МУП «Якутская пассажирская автотранспортная компания» обслуживают 6 пригородных, 2 городских и 2 дачных маршрута. Однако в планах администрации города Якутска дальнейшее развитие муниципального транспорта.