Facebook сдаст всех. Официально
Социальная сеть Facebook с 1 января 2015 года вводит «новую политику использования данных о пользователях, позволяющую передавать их третьим лицам без специального разрешения владельца данных». Это уже перерастает в скандал.
Подобное уведомление мне как пользователю уже пришло. И, думаю, не только мне. Согласно этому уведомлению, человек будет считаться согласным с новой политикой, если после 1 января 2015 года продолжит пользоваться соцсетью и ее сервисами. То есть, если мы не удаляем свои аккаунты из Facebook, значит, мы эти правила принимаем. И готовы примириться с тем, что все наши данные могут достаться кому угодно – от назойливых продавцов до спецслужб. При этом соцсеть не будет спрашивать у каждого своего пользователя согласия на передачу его персональных данных – ведь, оставшись в ФБ, он уже со всем согласился.
Facebook также раскрыл перечень персональных данных, которые он о нас собирает. Это вся наша активность в соцсети: опубликованные посты, переписка с другими пользователями, данные о нашем местоположении, личные данные при регистрации самого пользователя и лиц, которые с ним общаются. А еще такие «мелочи», как наши данные о платежах в соцсети, сведения о номерах наших банковских карт и прочая информация о них. Этими данными соцсеть будет делиться (читай – торговать) со службами рекламы и аналитическими компаниями, операторами связи и другими поставщиками услуг для Facebook. Кто эти «другие поставщики услуг» - остается лишь догадываться.
Сразу после начала скандала Facebook заявила, что «содержательно обновленная политика использования персональных данных практически не изменилась: она содержит те же положения о передаче информации о пользователях третьим сторонам, рекламодателям и властям, что и действующая редакция документа». По сути, нам сказали: «А чего вы запереживали? Мы и так передаем все это тем, кому считаем нужным, ничего нового». И то верно. Новое и важное в «новом» прочтении правил ФБ для пользователей в том, что теперь нашими персональными данными будут торговать «официально».
Вроде, по сути, ничего не изменилось. Если бы не одно «но». Напомним, что в России недавно принят закон, в соответствии с которым социальные сети и другие подобные проекты (за исключением системы бронирования отелей, билетов и интернет-магазинов) с 1 января 2015 года обязаны хранить данные о пользователях из России только на российской территории. Для чего им необходимо иметь представительство под российской юрисдикцией. На сегодняшний день такого представительства соцсети у нас в стране нет. Со всеми вытекающими последствиями.
Российские власти уже не раз поднимали вопрос создания официального представительства компании в стране. Один из последних эпизодов – реклама курительных смесей, из-за которой Facebook мог быть заблокирован в России. После появления в соцсети скандальной рекламы партия ЛДПР направила в Роскомнадзор запрос о проведении расследования этого инцидента и блокировании ресурса в России на три месяца. Тогда все закончилось относительно благополучно – работа ФБ в стране продолжилась, а запрещенная реклама была удалена. Но вовсе не факт, что этот номер удастся снова, тем более с торговлей персональными данными – с нового года ситуация станет куда жестче.
Тем более, что американская соцсеть Facebook грешит не только попустительством к содержанию того, что в ней размещается. Она продолжает ставить психологические эксперименты на своих пользователях. Руководству ресурса уже пришлось извиняться за «социальный эксперимент» над пользователями перед выборами президента США, который проводился с 2008 года. А в июне нынешнего года, разразился еще один скандал из-за действий Facebook – выяснилось, что соцсеть поставила на своих пользователях очередной эксперимент, пытаясь «оказывать влияние на эмоциональное состояние пользователей».
Все это наводит на некоторые размышления. В полном соответствии с известной поговоркой, насчет того, что «не было счастья, да несчастье помогло». Эта ситуация, если хотите, – тест на зрелость и ответственность. Стоит ли ради общения со знакомыми, друзьями и просто единомышленниками становиться подопытным кроликом, которого со всеми потрохами могут продать в любой момент невесть кому? Ведь выбор инструментов для сохранения своего круга общения достаточно широк. Пусть каждый для себя это решит сам. И, приняв такое решение, несет за него ответственность.