Газовый беспорядок
Метан и пропан: плюсы и минусы
Для начала давайте рассмотрим, что такое пропан, метан и в чём их достоинства и недостатки.
Справка:
Метан представляет собой природный газ в сжатом состоянии. Добытый метан сжимают с помощью компрессорных установок под давлением около 210 атмосфер, после чего газ проходит элементарное осушивание и фильтрацию для очистки от примесей. Пропан-бутан – это сжиженный нефтяной газ (СНГ или пропан), смесь пропана и бутана, которую получают путём переработки попутного нефтяного газа. Вообще, с ЯТЭК на газоперерабатывающий завод поступает газ, где большую часть фракций составляет метан и только малую долю пропан и прочие газы.
Как говорится, оба вида газа хороши тем, что безопасные и экологичные (содержание вредных веществ в выхлопных газах снижено во много раз). У тех, кто перевёл свой автомобиль на газ, сокращаются расходы на горюче-смазочные материалы и, соответственно, на ремонт, поскольку уменьшается износ двигателя при бережном и своевременном уходе.Что касается ёмкости, то пропан, например, содержится в небольшом баллоне, которого хватает больше, чем на 300-1200 км дороги. Баллон с метаном громоздкий, и расход топлива больше. 100-киллограмового баллона хватает на 250 км пути. Станций по заправке пропаном достаточно, чтобы заправлять городские автомобили. Другое дело, что заправляемых машин становится с каждым годом всё больше. Метаном заправляются на единственной автомобильной газонаполнительной компрессорной станции (АГКС) на ДСК. В июне планируется открытие второй АГКС, расположенной по Портовской трассе. Третья станция, строительство которой намечается в будущем, будет расположена по Вилюйскому тракту.
Но не стоит забывать и о том, что литр АИ-92 в среднем стоит 38 рублей 50 копеек. Стоимость газомоторного топлива не превышает 50% стоимости бензина марки А-80 (Н-76). Газ всё-таки дешевле. Но ситуация в настоящее время на рынке складывается не в пользу пропана. Если цена одного кубометра метана стабильна и составляет 11 рублей, то стоимость литра пропана достигает 22 рублей. К тому же, на заправочных пропановых станциях образовались очереди.
Подсели на газ
Высокие цены на бензин в Якутске экономически не выгодны всем автотранспортным предприятиям, особенно – муниципальным. Пытаясь решить проблему перехода всего муниципального транспорта на газовое моторное топливо, город желает получить большую экономическую выгоду. Это позволило бы сэкономить немалые средства и потратить их, например, на ремонт дорог, детских садов, школ, больниц. Для примера: в 2009г. Администрация г.Якутска в рамках софинансирования приобрела 16 автобусов марки ЛИАЗ для МУП «ЯПАК», работающих исключительно на сжатом природном газе. Эксплуатация этих автобусов позволила сэкономить до 45 млн руб. только за счет разницы цены дизельного топлива и газа.
В сельской местности механизаторы также страдают от высоких цен на бензин. Строительство в улусах небольших компрессионных станций по заправке газом значительно помогло бы сельскому жителю и развитию инфраструктуры села в целом.
Применение газа смягчает нагрузку на экологию - позволяет исключить выброс сажи в атмосферу.
Некоторые предприятия самостоятельно пытаются решить вопрос экономии. Например, руководство Якутского хлебокомбината, увеличив заработную плату водителям, чьи автомобили переведены на газ, решило сразу две проблемы: снижение расходов на топливо, тем самым сдерживая рост цен на продукцию и искоренив возможность слива бензина на сторону.
Альтернативный недорогой газ настолько прочно вошел в нашу жизнь, что бензина стали покупать все меньше и меньше – он слишком дорог. Но газ вдруг «закапризничал».
Что творится на рынке газа?
На сегодняшний день в городе заправляется около восьми тысяч автомашин, переведенных на пропан, – это автобусы, такси, грузовые автомобили. На переоборудование затрачены немалые денежные средства (стоимость с установкой «пропанового» оборудования составляет около 50 тысяч рублей). Какой реакции ожидать от автовладельцев, если поставка моторного топлива не наладится? На сегодняшний день автобусы не могут соблюдать график движения, простаивая в очереди по четыре-пять часов.
ОАО «Сахатранснефтегаз» Александра Гоголева, это проблема временная, и поставка пропана в город со временем наладится. Объемы реализации газа ОАО «Сахатранснефтегазом» ежегодно растут, и необходимо увеличить мощность якутского газоперерабатывающего завода путём ввода в эксплуатацию дополнительного резервуарного парка. В 2016 году ОАО «Сахатранснефтегаз» планирует выйти на производство 40 тысяч тонн сжиженного газа в год. Сегодня объем производства составляет 13000 тонн в год.
И пока ведутся переговоры с ОАО «ЯТЭК» о возможности повышения выходной температуры газа, поставляемого и транспортируемого по магистральным газопроводам согласно стандартам. Также рассматривается вопрос о покупке пропана вне республики, но это может привести к подорожанию стоимости газового топлива.
Директор автобусного маршрута № 17 Семен Иванов: - Проблема с пропаном создаёт определённые трудности для работы. Приходится съезжать с рейса и простаивать в очереди по четыре-пять часов, чтобы заправиться. А это приводит к нарушению графика езды, возмущению пассажиров. Поэтому хорошо бы было нам, автобусникам, иметь свою отдельную заправку. А с 1 апреля, говорят, вообще газа не будет. Цена на пропан повысилась до 17-18 рублей за литр. Возможно, будем ходатайствовать о повышении тарифов за проезд. Хочется надеяться, что проблема с поставкой пропан - бутана всё-таки решится в скором времени. А в будущем мы будем использовать наши природные газовые ресурсы в полном объёме, увеличим мощности газоперерабатывающего завода, расширим сеть заправочных станций, чтобы якутяне не испытывали трудностей, а техника работала бесперебойно.