Где пройдет железная дорога?
Все, наверное, уже поняли о чем речь. И я о том же - все задумки и планы по поводу прихода в Якутск железной дороги от слов перешли к конкретным делам.
В четверг по трассе, на которой согласно генеральному плану намечено проложить железную дорогу, с рабочей поездкой прошла и проехала первая двусторонняя комиссия. От республики в нее вошли министр транспорта, связи и информатизации РС(Я) Владимир Членов и группа профильных инженеров, а от города Якутска - первый заместитель главы по экономике и финансам Виктор Авксентьев и весь ряд городских руководителей, отвечающих за вопросы градостроительства и землеустройства.
Кстати, объезд состоялся по личному поручению президента республики Вячеслава Штырова. Президент дал задание провести полную корректировку трассы по левому берегу. "Пройтись ногами" по тем территориям, на которых сегодня растут леса, стоят дачные участки, жилые дома, брошенные производственные зоны, а завтра должны расположиться крупные транспортные узлы, депо, пассажирские и грузовые железнодорожные терминалы.
По словам Владимира Членова, под строительство железной дороги от Табагинского мыса до речного порта Якутска уже предусмотрены конкретные федеральные транши. Так, по Федеральной программе развития Дальнего Востока на якутский отрезок пути с 2010 по 2013 год предусмотрено выделение 28,9 миллиардов рублей. В целом же, вместе с отводами на железнодорожный вокзал, который по планам расположится в районе аэропорта, ляжет 107 километров железнодорожных путей. Напомним, что железная дорога по строительным нормам представляет собой шестиметровую насыпь, по обеим сторонам которой в радиусе 25 метров проходит охранная зона. То есть территория свободная от любого рода построек.
Подобное масштабное строительство предусматривает и большие изменения в привычном облике города. К примеру, только в районе, где расположится железнодорожный вокзал под снос уйдут целые районы деревянных двухэтажек. Под снос и компенсации только для жильцов этой узловой развязки правительство Якутии планирует выделить в бюджете более 400 миллионов рублей.
Дорога потребует от градостроительной отрасли Якутска принятия новых решений. Железка пройдет не только по зеленой зоне Вилюйского и Намцырского трактов, землям сельхозназначения в пригородах Якутска, Табага, Хатассы, Марха, но и затронет некоторые окраины Якутска - Кирзавод, районы ГРЭС, улицу Очиченко и ряд прочих. Под снос пойдут десятки, если не сотни объектов самостроя. Не всем горожанам понравится подобная ситуация:
Так уж получилось, что во всем остальном мире города строились вместе с железными дорогами. Города росли, превращались в мегаполисы, вместе с ними развивалась и органично вплеталась в инфраструктуру сеть железнодорожных магистралей. Это и есть мировой опыт железнодорожного строительства. В Якутске, который до 377 лет жизни железной дороги еще не видел, похоже, придется сложнее. Вместе с тем такое массированное строительство, безусловно, придаст развитию города огромный поступательный импульс. Немного времени осталось до того, как наш город станет транспортным узлом, где стыкуются все виды транспорта: речной, авиационный, автомобильный и железнодорожный. И напротив аэровокзала в Якутске будет стоять и вокзал железнодорожный.