Гетто многодетных
Теперь проблемы жителей Северного известны многим горожанам – ведь они практически не сходят со страниц местных СМИ. А как еще привлечь внимание властей, заставить их выполнить свои обещания?
«Ходим пешком по пять километров до трассы»
Семья Васильевых, четверо детей:
- Ранее мы жили в небольшом доме с маленьким участком. Не было никаких условий для многодетной семьи. Поэтому очень обрадовались, когда получили в 2013 году участок в таком хорошем месте. Выручили деньги за старый домик и начали строиться на новом месте, все время были в ожидании благ цивилизации, обещанных чиновниками. И с прошлого года уже заехали в сентябре, так как другого жилья у нас нет. До ноября мы ждали электричества, пользовались генератором. В день уходило по 500 рублей – цена 10 литров бензина. Для отопления используем уголь. В прошлом году купили КамАЗ угля на 21 тысячу. Конечно, от угля много грязи, сажи, копоти, дышим этим. Проблематично завозить стройматериалы, дороги плохие, особенно по весне, да и летом после дождя все размыто. Нужна хотя бы дамба, о мосте даже не мечтаем. Проблем хватает. Например, ребенок учится в Тулагино, поднимаем в 6 утра, в 6.30 уже идут с папой до остановки, потом добираются до школы. Автобусы №№ 104 и 105 порой на нашей остановке даже не останавливаются. Своя машина у нас очень маленькая, не подходит для проезда по нашей местности.
Кроме того, у нас есть еще одна серьезная проблема. По прописке территориально мы относимся к Мархе, но почему-то врачи поликлиники направляют нас в Жатай, в Жатае нас тоже никто знать не хочет.
Нам показывали красивые проекты – и инфраструктура будет, и садики-школы, на федеральном уровне все законом обозначили, а по факту нас просто спихнули в голое поле.
«В сказку не попали»
Семья Николаевых, 10 детей, из них 5 под опекой, 1 инвалид:
- Мы получили участок в квартале Северный в 2013 году, была мечта построить большой просторный дом для нашей семьи. Продали маленькую квартиру, взяли кредит, построили дом и гараж, купили машину. Дом строили в пустом поле – самые первые. Дороги как были временными, так такими и остались. Проехать по ним очень сложно, особенно в слякоть. Помощи ждать неоткуда, мы никому не принадлежим, не к кому обратиться. Этой весной дорогу замело, и многие семьи на машинах застряли в снегу. Пользуемся чужой дорогой. Когда-нибудь «Сатал» закроет шлагбаум, и все.
С 2013 года не было света, жили на генераторе, топили печку. Потом временно на зимний период подключились к электричеству «Сатала», за свой счет покупали столбы, платили электрикам. Летом они нас отключили, мы жили без электричества, так ничего и не добившись. К зиме снова подключились. И вот так, «временно», идет пятый год. Прошлой осенью наконец-то провели электричество.
Помимо этого, имеется проблема с водоснабжением, воду мы приобретаем у приезжающей сюда водовозки. Из-за такой дороги и отдаления имеются сложности заказать воду, содержать огород при таких условиях нереально.
Много денег из бюджета семьи уходит на дрова и уголь. Машина дров – бортовой УАЗик стоит 6 тысяч. Хватает этих дров ненадолго. Насос на электричестве. Живем и дрожим. Отключат электричество – и дом замерзнет. Это несерьезно. Нужен газ. Получается, обещанная инфраструктура так и осталась обещаниями. Наши соседи провели газ от «Сатала» за свой счет. Получается, мы все делаем за собственные деньги, а власти ставят галочку о том, что все сделано, и вносят в свои отчеты. Поддержки нет.
Мои дети-школьники учатся в разных местах. Приходится разъезжать – один садик в Жатае, другой - в порту, школы в Мархе и две – в городе. Я целый день за рулем, развожу детей. Мост не строят, заезд через «Сатал», а это очень далеко, пешком не отправишь детей, минут тридцать ходьбы, собаки. Очень опасно.
Я считаю, что если власти открывают микрорайон для многодетных, то они должны обеспечить его инфраструктурой, пока же все обещания остаются на бумаге. Многие наши соседи зимой здесь не живут, снимают квартиры в городе.
В общем, проблема поддержки многодетных семей у нас стоит очень остро. За пятого ребенка обещали по программе господдержки около 2 миллионов на улучшение жилищных условий, но тоже – стоим в очереди который год и почти не двигаемся. Как идет распределение – неясно.
«Нашим детям недоступны ни медицина, ни образование»
Семья Кожеваткиных, трое детей:
- Мы живем в мкрн Северный с 2015 года, тоже заселились одни из первых. Ранее жили в маленькой студии, в стесненных условиях, поэтому продали свое жилье и построились. И вынуждены были сразу заезжать. Электричество подвели из «Сатала», печь топим углем. Двое детей учатся в школе в Мархе. Без машины никак не обойтись, автобусная остановка очень далеко. В 2016 году у нас родился малыш, и поликлиники особо не хотели брать нас на патронаж. Сами ездили за патронатом, за врачами в Жатай. Вызвать скорую - огромная проблема, нет ни дороги, ни адреса. Зимой, когда дороги заметает, дети не могут ходить в школу, приходится писать объяснительные.
Жить в таких условиях очень сложно. Самые больные темы - свет, газ, дороги. Уже молчим про школы, садики, поликлиники. Только одни обещания. Говорят, построят школы, когда все заселятся, но люди не селятся. Получается замкнутый круг.
В июне наш дом сгорел от удара молнии, и пожарные добирались очень долго – от дома не осталось ничего. Скитаемся второй месяц. Нет ниоткуда никакой помощи. Впереди длинная и суровая зима и неизвестность. Соцзащита выделила 80 тысяч рублей, на эти деньги разве что палатку купишь. Городские власти обещали выделить стройматериалы на возведение нового дома, но пока тишина. А на дворе почти осень.
«Никому мы тут не нужны. Гетто!»
Семья Алексеевых, 4 детей:
- Мы построились три года назад. Нам повезло, что участок мы получили рядом с «Саталом», подключились оттуда. Дом топим дровами. Без инфраструктуры расходы у многодетной семьи огромные. За зиму дрова покупаем на 21 тысячу, уголь заказываем 6 раз – итого 30 тысяч, вода – 700 рублей в неделю. Транспортные расходы – содержание машины, развоз детей. Такси не приезжает. Один раз вызвали скорую, но доехать до нас она не смогла. Живем далеко, идти до автобусной остановки около часа. Если б был мост, идти напрямую было бы гораздо ближе. Как и многие наши соседи, мы продали квартиру, на вырученные средства построились здесь. Надеялись, что власти сдержат свои обещания и подключат к коммуникациям, но увы. Один ребенок ходит в садик в Жатай, а дети учатся в городе. Зимой километр дороги чистили от снега сами, потому что помощи ждать неоткуда.
Живем так третий год. Планируем выйти на митинг и надеемся, что власти ускорят решение наших проблем.
Очередной митинг – вынужденная мера!
Председатель квартала Северный Наталья Холодинина:
- Согласно Федеральному закону № 138, участки нам должны были выдать с развитой инфраструктурой. Мы получили свою землю в 2012 году. Власти нам пообещали, что летом 2013 года на наших участках появятся коммуникации - электроэнергия, газ, водопровод, а также хорошие дороги, школы, сады и т. д. Многие поверили, но оказалось – зря. Прошло долгих 6 лет, а мы так и живем в пустом поле без дорог и света, при печках и свечах, как сто лет назад.
Зимой наши участки заметает снегом, а весной и летом во время дождя поля, по которым мы ездим, превращаются в грязное месиво, машины застревают, и мы на руках с детьми пробираемся до трассы (расстояние около 5 км).
Это еще не все наши беды. Участки квартала Северный окружены водой, единственный проезд, который более-менее близок к нашим участкам, - это через СОНТ «Сатал», но грузоподъемность мостов не позволяет проехать по ним большому грузовику со стройматериалами, поэтому нам необходим мост через речку, который позволит сократить путь до наших участков и завозить стройматериалы для строительства.
Мы неоднократно обращались к властям - и республиканским, и городским. Под напором пикетов и митингов какие-то подвижки идут, но не удовлетворяют полностью наших запросов. Так, например, 7 ноября 2016 года Егор Борисов издал указ, согласно которому инфраструктура на участках, выданных до 2013 года, должна появиться в течение ближайших трех лет. Остался год, но что мы имеем? Заключен контракт на электрификацию всего четырехсот участков, а у нас их 1 310 плюс по соседству участки, выданные ветеранам тыла и маломобильным гражданам – всего 159. Несложно посчитать, что меньше трети нашего населения сможет воспользоваться электричеством, которое пока что до конца не провели, как планировали – снова передвинули сроки. В 2017 году удалось выбить в городском бюджете 47 млн рублей на строительство моста и обустройство дорог. Но выяснилось, что потом деньги с нашей статьи просто сняли и перенаправили на улицу Чайковского. Кому-то показалось, что там люди ноги ломают больше, чем здесь.
У нас есть проект-карта, на которой все очень хорошо обозначено – поликлиника, школы, садики, дом культуры и даже прачечная. Этому проекту уже три года, но знаете что? «Срок исполнения» - 2032 год! Это количество лет, за которое дети, родившиеся в 2012 году, уже будут иметь своих детей! И это проект квартала многодетных! Семей, которым сады и школы нужны уже сейчас, а если точнее, вчера.
Поэтому для выхода на митинг у нас есть веские причины.
Мы, жители квартала Северный: многодетные семьи - всего 1 310 семей и живущие с нами по соседству ветераны тыла + маломобильные граждане - всего 159 семей, просим всех неравнодушных жителей нашего города прийти на митинг 12 августа 2018 года в 12.00 часов на Комсомольскую площадь и поддержать нас.
Мы просим МНОГОДЕТНЫЕ СЕМЬИ города и республики прийти на митинг и встать с нами плечом к плечу в знак протеста и несогласия с действиями органов власти, нам как никогда нужна ваша поддержка, нас много, и вместе мы сила!
Председатель квартала Северный Холодинина Наталья Николаевна.
Телефон для связи 8-914-105-19-65.