Горожане вспоминали свой 7 ноября
Сарэл Тихонов:
- Учитель истории нам сказала, что тот, кто не пойдет на парад 7-го ноября, будет выглядеть очень аполитично. Мы плохо понимали, что это означает, но точно знали, что ничего хорошего. Последним гвоздем в крышку гроба нашего пофигизма был намек, что это отразится на оценке за поведение. Блин, была и такая.
Я пришел домой и стал думать, как быть. Главной проблемой было то, что у меня не было рукавиц. Свои рукавицы я потерял в техэтаже, где мы с парнями убегали от бомжей. Мать сказала, что я сам виноват и пусть помучаюсь, взять братовы нельзя, очень малы. Что делать, что делать, билось у меня в голове.
В конце концов я пошел на отчаянный шаг, решил их сшить сам. Сходил в кладовку и нашел там старое байковое одеяло. С четвертой попытки скроил контуры варежек. Потом как-то их сшил, и к утру на журнальном столике лежала пара сшитых рукавиц. Те еще рукавицы были, конечно, но все же рукавицы!
Потом было долгое стояние на мерзлом асфальте, держание портретов вождей и жуткий холод. Из носа текли сопли, платка не было, но были рукавицы. И в конце парада на них налипло довольно много соплей. А дома были выпившие взрослые, и пахло, как на свадьбе, но зато было теплоооо. Так и запомнился этот день - мерзлые сопли и бухие взрослые.
Павел Махутов:
- Помнится, школы перед главной трибуной начинали прогонять первыми, за ними щли студенты и потом уже предприятия.. На трибунах в полутумане стояли непонятно кто, возможно, какие-нибудь младшие партийные товарищи изображали своих шефов… Вот зато 1 и 9 мая были отличные демонстрации, в воздухе ощущался праздничный настрой, толпа улыбающихся, нарядно одетых граждан и гражданок, вокруг одна краснота - всё красное. Предприятия, особенно автотранспортные, изощрялись, кто забубённее сделает празднично--транспарантное украшение для машины. В колоннах ехали уазики, и в остановках ожидания народ подваливал и остограмливался, кричал «ура!»
Иван Никифоров:
- Принудиловка всегда была и будет. Такая страна.
Виктор Макаров:
- Ходил на парад в студенческие годы, всегда удивляло то, что долго стояли на Чиряева, потом всегда бежали с Центрального до Русского театра. Видать, такая тренировка была.
Валик Николаев:
- В 80-е годы 7 ноября стабильно -40-45 холода было.
Айталина Никифорова:
- Жуть как холодно было на этом митинге, руки к транспарантам примерзали. Хоть кто-то помнит!
Павел Махутов:
- Еще некоторые школьники, у которых родители были директора предприятий, внезапно заболевали накануне и не приходили, а у кого родители были обычными работягами или бюджетниками, те все строго по отчетности, а если кто и заболевал, то могли с комиссией прийти на дом и проверить, вправду ли болеет или злостно уклоняется..
Еленушка Елена:
- А я любила на парад ходить, холодно бляха, но весело )))
Василий Матвеев:
- Да, кому как в этой жизни повезло. Этот праздник всегда встречал с великой радостью, не от сознания Великой революции, а от того, что это праздник, каникулы и вечером в школе танцы! А так на демонстрацию ходил тоже с радостью и не видел ни разу опечаленных, умирающих от горя людей. Может, кто искусно прятался?
Дублер Силин:
- Многие мечтают о возврате СССР. Вот вам типичная для СССР ситуация:
1. Обязательное участие в политических мероприятиях (как бы завыли сейчас студенты?)
2. Люди считали каждую копейку, лишний раз даже варежки не купят (кто там говорил про богатых советских людей?).
3. Грамотное и жесткое воспитание (просохатил имущество - выкручивайся как хочешь).
4. Способность подростков находить выход из положения (не ныть, как сейчас: "Ой, я не смог, потому что у меня не было".
5. Самостоятельность и умение работать руками (надо не только придумать, но и сделать).
Roman Ammosow:
- Со школой мы не ходили. Один раз ходил с отцом и его коллегами из ЯкутТИСИЗ. Геологи, начальники партий тусовались чуть в стороне от рабочих и пили, в отличие от первых, коньячок. В те времена одноразовых стаканчиков не было, почти все были со своей хрустальной стопкой. Долго стояли на площади Орджоникидзе. Мужики говорят отцу: сын твой совсем замерз. Батя с покрасневшим лицом - он у меня морозоустойчивый, якутская улучшенная порода. В общем, замерз я, сопли висели чуть не до груди, и тоже вытирал рукавицами. Потом все побежали. Так всегда было, то стояли, то бежали. Коммунисты даже там порядок не могли навести. Бежим, значит, и я вижу обёртку от большой шоколадки. Пнул её, а внутри шоколадка. А остановиться нельзя, отец за руку тащит, а сзади другие напирают. Так бежали почти до площади, а потом чинно прошли. С флагами и транспарантами.
Больше сорока лет прошло, а до сих пор ту шоколадку вспоминаю.
Василий Прокопьев:
- Что-то не помню, чтоб при Союзе у нас были бомжи, все таки было время развитого социализма, по крайней мере, в Якутске не помню.
Igor Ivanov:
- Вообще не страдали, воспринимали как должное. Это сейчас ноют и ноют. Взял и не пошел! Зачем ныть-то?
Надежда Иванова:
- У меня этот праздник ассоциируется - мамины пирожки после парада и почему то венгерские яблоки. Их обычно привозили накануне 7 ноября. Запах этих яблок до сих пор помню! А песни революционные я хожу и потихоньку напеваю.
Саргылана Дмитриева:
- В этот день мы переодевались в зимнее!