Губернаторство хотят укоротить до одного срока
Эти поправки, уточняющие порядок определения сроков полномочий глав регионов, внесли в Госдуму в начале апреля руководители всех четырех парламентских фракций — Сергей МИРОНОВ, Владимир ЖИРИНОВСКИЙ, Геннадий ЗЮГАНОВ и Владимир ВАСИЛЬЕВ. Их проект уточняет действующую норму закона об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти в регионах, по которой региональный руководитель может находиться на занимаемой должности не более двух сроков подряд. Предлагается установить дату, с которой следует вести отсчет того, сколько сроков провел глава региона на занимаемой должности. Согласно законопроекту, исчисление сроков следует вести с 1 июля 2012 года, когда вступил в силу закон о возвращении губернаторских выборов.
То есть, если сначала один и тот же губернатор был наделен полномочиями местным парламентом, а после возвращения выборов был избран на ту же должность, то его первым губернаторским сроком будут считать тот, который начался после 1 июня 2012 года. А предыдущие сроки его губернаторства, согласно законопроекту четырех фракций, обнуляются. Получается, что если губернатора назначили по представлению президента, а затем переизбрали после 2012 года, то сейчас он может опять переизбраться и тем самым пойти на третий срок.
Получается, что законопроект лидеров четырех фракций существенно упрощает жизнь действующим главам регионов. А вот поправки ЛДПР вовсе запрещают выдвигаться действующим губернаторам, которые были избраны после 1 июня 2012 года. Но если губернатор был назначен незадолго до возвращения выборов и в ближайшее время истечет предыдущий срок — то он сможет участвовать в выборах.
Эксперты отмечают, что среди региональных элит инициатива ЛДПР вряд ли будет воспринята с пониманием. Пяти лет может быть недостаточно для того, чтобы показать хороший результат, поскольку несколько лет может уйти только на то, чтобы сформировать команду. Но если вводить норму, по которой глава региона может находиться на занимаемой должности не более одного срока, то следует предусмотреть в законе возможность по решению президента продлевать срок полномочий успешного губернатора. Впрочем, и без дополнительных правок закона у губернаторов есть другие возможности сохранения власти. Например, можно подобрать преемника, подождать один срок, и потом баллотироваться снова. Ведь и в действующей редакции закона, и в законопроекте предусмотрен запрет работать два срока подряд. А еще можно пойти работать в другой регион при условии выражения доверия со стороны проживающих там граждан.
Кроме того, считают специалисты, такой лимит – в один срок – может навредить принципу стабильности правил, который в избирательном праве имеет особое значение. Ограничение числа сроков нахождения губернаторов на занимаемой должности является нарушением одного из принципов свободных демократических выборов — избиратель имеет право проголосовать за того, кто ему нравится. Именно избиратель должен решать, как долго тот или иной управленец должен возглавлять регион. Если губернатор оправдал доверие и показал эффективность, то исключение его из выборного процесса только потому, что он отработал установленный срок, идет вразрез с интересами избирателей.
Напомним, что с 2005 года глав регионов назначал региональный парламент по представлению президента (тоже не более чем на 5 лет, но без ограничения по количеству сроков), а до этого — с 1996 по 2004 год — проводились их выборы. С 2012 года одновременно с выборами губернаторов и глав республик в законодательство была возвращена норма, по которой глава региона может находиться на занимаемой должности не более двух сроков.