Гуляем сами
И в голове сразу появится масса беспокойных мыслей: чем он будет заниматься без присмотра? Не набедокурит ли? А вдруг научится чему-нибудь плохому? Сможет ли найти общий язык с другими ребятами? И самое главное – а вдруг с ним случится что-нибудь страшное?
Как подготовить ребенка к самостоятельной прогулке
Можно попытаться ежедневно напоминать ему свод правил безопасности: куда нельзя ходить, что нельзя делать и как следует поступать в той или иной ситуации. Психолог Марианна ВИНОКУРОВА утверждает: скорее всего, это не сработает.
- У детей психика устроена таким образом, что даже самые логичные объяснения у большинства детей в одно ухо влетают, а в другое вылетают. И здесь, как бы банально это ни звучало, поможет... игра. Да-да! Даже переступив порог школы, дети по-прежнему обожают играть. Еще довольно долгое время игра будет самым простым и эффективным способом донести до ребенка информацию, в том числе и о безопасном поведении.
ВАЖНО!
Главное условие: в процессе обыгрывания ситуаций обязательно давайте ребенку образец правильной реакции. Важно не только объяснить, как делать нельзя, но и дать четкое представление о том, как вести себя в том или ином случае.
Дома, на даче или в парке лучше разыгрывать эти ситуации «в лицах», используя различные атрибуты: куклы, маски, игрушки. В других случаях делайте это в форме беседы: «А что ты будешь делать, если...». Можно придумать, к примеру, истории про «одну девочку, похожую на тебя, которая...» и дальше по ситуации, которую вы обыгрываете: не послушалась, ушла с чужим дядей, полезла на высокую горку, ушла далеко от дома и заблудилась. Уже доказано: навыки, приобретенные в игре, закрепляются наиболее прочно – такова особенность психики ребенка.
Топ-3: особое внимание!
1. Нельзя никуда уходить без вашего ведома даже на минуту.
С самого начала приучайте ребенка к тому, что вы всегда должны быть в курсе, где он и с кем. В подростковом возрасте эта привычка ребенка существенно «облегчит» вам жизнь.
Придумайте разные последствия нарушения этого правила - потерялся, подвернул ногу и не может дойти до дома, семье срочно нужно уехать или уйти – и обыгрывайте эти ситуации вместе с ребенком. Пусть он убедится в том, что найти выход может быть не так просто.
Предупредите ребенка заранее, что если он нарушит это правило, то надолго останется без прогулок.
2. Нельзя залазить на чердаки и в подвалы.
Заранее проконтролируйте, чтобы выходы на крышу и в подвалы были закрыты.
На всякий случай проиграйте ситуацию, когда ребенок залез в подвал, а там оказались крысы, бомжи, бездомная злая собака, неожиданно захлопнулась дверь.
Не пугайте ребенка! Просто покажите ему, что ситуация может возникнуть неприятная. Пусть он попробует найти из нее выход и сам убедится в том, что лучше в такие переделки не попадать.
3. Следует избегать общения с незнакомцами.
Здесь можно придумать множество ситуаций: пытайтесь разными способами уговорить ребенка пойти куда-либо с «незнакомцем», роль которого вы играете. Или попросите свою подружку или друга семьи вам подыграть. Заодно посмотрите, способен ли ребенок говорить уверенное «нет».
Обязательно убедитесь в том, что ребенок может громко закричать в случае опасности, ведь многие хорошо воспитанные дети не могут даже с разрешения родителей крикнуть на улице в полный голос или сказать «нет» взрослому, пусть даже и незнакомому. Потренируйтесь, покричите вместе с ним.
Придумайте «кодовое слово»: если вдруг к ребенку подойдет не знакомый ему человек и скажет: «Меня за тобой прислала мама, она сейчас занята, попросила привезти тебя к ней», пусть ребенок спросит: «А что она сказала?». Если это действительно так, ответом должна быть кодовая фраза или личная вещь ребенка. Ну и, естественно, никто не должен знать заветного слова: только вы и ваш ребенок.
Ребенок должен уметь привлекать к себе внимание, причем правильно: фраза «я не пойду», к примеру, вряд ли заставит кого-то оглянуться, а вот крик «я не знаю этого человека» или «кто вы такой?» наверняка возымеет свое действие.
ВАЖНО:
Нужно убедить ребенка в том, что в случае опасности можно нарушать все правила, чтобы постоять за себя. Не учите ребенка беспрекословному послушанию взрослым: слушать ребенок должен только вас и тех, на кого вы указали.
Советы психолога
Ваше поведение должно способствовать формированию у ребенка осторожности, но не страха перед всем миром. Пусть малыш видит: мама и папа улыбчивы и приветливы со знакомыми и вежливы (но не более) с незнакомыми людьми.
Не стоит подробно обсуждать при ребенке страшные детали преступлений и несчастных случаев. Лучше просто сказать, что когда ребенок садится в машину к незнакомому человеку или уходит с ним куда бы то ни было, то он может никогда не вернуться к маме и папе.
Ребенок с раннего детства должен видеть, что вы не поощряете общение с незнакомыми людьми. Не позволяйте людям трогать кроху, угощать его лакомством. Порой лучше прослыть невежливым человеком, чем показать ребенку пример неправильного поведения.
Расскажите ребенку, что у взрослых людей вообще нет повода общаться с чужими детьми. И если человек это делает, надо насторожиться. Объясните, что человек без дурных намерений никогда не будет обращаться к чужим детям с предложением посмотреть щенков или поиграть на компьютере.
Поясните, что взрослый ни при каких обстоятельствах не обратится за помощью к ребенку. Для этого есть милиция или другие взрослые люди. А дети, наоборот, могут обратиться к любому взрослому за помощью в случае опасности.
Будьте в курсе, с кем гуляет ваш ребенок. Постарайтесь найти возможность познакомиться с родителями этих детей, обязательно узнайте их адрес и телефон.
Расскажите ребенку о хрупкости и ценности человеческой жизни, о том, как легко можно потерять здоровье, поддавшись соблазну получить минутное удовольствие от прыжка с гаража или «покорения» крыши.
Поддерживайте хорошие отношения с соседями, которым вы доверяете. Больше шансов на то, что с ребенком ничего не случится, если рядом окажется знакомый вам человек.
Алгоритмы правильного поведения
Как же можно заранее подготовить ребенка к внештатным ситуациям? Их можно обыграть – но не все сразу! - и спровоцировать ребенка на неправильное поведение. В этом случае провокация только во благо. После разобрать ошибки и обязательно повторить ситуацию через несколько дней. Запомнил ли он алгоритм правильного поведения?
К ребенку подошли люди и спрашивают, как найти улицу (объяснить можно, но ни в коем случае не провожать их и тем более не садиться в машину).
Незнакомец предлагает вашему ребенку пойти с ним, посмотреть «щеночка или котеночка» или помочь донести сумку, обещая заплатить (на любые предложения ребенок должен отвечать категорическим отказом и обязательно рассказать об этом родителям).
Ребенку предлагают попробовать себя на сцене или подготовиться к конкурсу красоты (не стесняясь, нужно спросить, куда и во сколько подойти вместе с родителями).
Незнакомец оказался настойчив (подойти к дому и, не заходя в подъезд, начать внезапно и громко кричать в любое окно «Мама!». Решающими в этой ситуации являются именно внезапность и громкость крика).
Ребенка пытаются втянуть в спор или драку (нужно немедленно уходить).
Ребенка пытаются увести насильно (нужно активно сопротивляться и громко кричать, к примеру: «Это не мои родители!», «Я их не знаю!»).
Ребенок уходит из дома в отсутствие родителей (нужно позвонить родителям на сотовый телефон, а если это невозможно, то оставить записку, куда и с кем ты пошел, в какое время вернешься, указать телефоны, по которым можно с тобой связаться. Если ты задерживаешься, то обязательно позвони родителям и предупреди их).
За ребенком идет незнакомец, навязчиво стараясь привлечь его внимание (не заходить в дома или незнакомые дворы, зайти в ближайший магазин, салон или кинотеатр, обратиться к администратору с просьбой позвонить, объяснив ситуацию. Сообщить родителям, где ты находишься, пусть они придут за тобой).
Рядом с играющими детьми остановилась машина - отойти от нее подальше.
Ребенка угощают мороженым или соком - нужно отказаться или купить самому.
Ребенок ждет лифта, в этот момент к нему подходит человек - нужно выйти на улицу и вернуться лишь тогда, когда лифт уедет.
ВАЖНО!
В список незнакомцев, с которыми нужно быть осторожным, попадают и сверстники ребенка, и малознакомые соседи, и даже родственники, с которыми вы не общаетесь.