02.09.2014 | 17:38

Гунны и якуты

Развернувшаяся с подачи Виталия Обедина дискуссия о том, являются ли гунны (сюнну) предками якутов, нуждается в научной аргументации.
Автор: EXO-YKT
Поэтому даем развернутую историографическую справку, чтобы читатели сами могли убедиться в разработанности темы.

Желающие отрицать гуннские истоки якутской нации пусть спорят с признанными научными авторитетами и с данными генетических исследований.

Сначала необходимо определиться с племенными названиями (этнонимами) и именами (антропонимами).

Этноним «Сюнну» (в китайских хрониках – 匈奴, в английской транскрипции – «Siunnu») из-за положенной священником Иакинфом (Н.Я.Бичуриным) традиции в русской исторической литературе обычно употребляется как «хунну». Сюнну в Европе стали известны как «гунны».

Имя сюннского шаньюя (правителя) Модуна у Иакинфа также звучит иначе: он долго искал и нашел близкое монгольское созвучие «модо» – «лес» и стал писать как «Модэ».

На самом же деле, в китайских хрониках антропоним легендарного сюннского шаньюя звучит как «Маодунь». Если учесть особенности китайского произношения («Лондон» они выговаривают как «Лаондон», «Москва» – как «Маосква»), то подлинное звучание Маодунь - Модун. Историки обращали внимание на близость этого антропонима к якутскому слову «модун» («могущественный»).В знак уважения Иакинфу, в советской и российской исторической науке до сих пор часто используются введенные им названия и имена, в частности, хунну и Модэ.

Подробно о терминах «хунну» и «сюнну» есть классический труд К.А.Иностранцева «Хунну и Гунны (разбор теорий о происхождении народа Хунну китайских летописей, о происхождении европейских Гуннов и о взаимных отношениях этих двух народов). Издания Ленинградского ин-та живых восточных языков им. А.С. Енукидзе. Труды туркологичекого семинария. Л., 1926. Лучше Константина Александровича до сих пор никто так обстоятельно не разбирал все нюансы терминов сюнну, хунну и гунны.

1. Истоки


1.1. В 1935 году профессор А.Н.Бернштам выдвинул и обосновал идею о хуннском происхождении якутов.

Он писал, что якуты в древности составляли часть хуннского объединения. Якутские слова «тойон» и «сюнэ» считал хуннскими. Причем термин «сюнэ» («грозный», «величественный») он напрямую связывал с племенным названием «сюнну».
Источник: Более подробно вы можете ознакомиться с этой темой в труде Бернштам А. Н. Изображение быка на бляхах из Ноинулинских курганов. Журнал «Проблемы истории докапиталистического общества», № 5 – 6, 1935.

1.2. Позже, в 1937 году в своей ставшей потом широко известной монографии «Ураангхай-сахалар» Г.В.Ксенофонтов также обосновывал связи между хуннами и якутами.
Источник: Ксенофонтов Г.В. Ураангхай-сахалар: Очерки по древней истории якутов. Т. 1. Иркутск, 1937, стр. 106.

2. Дальнейшее обоснование


2.1. В 1970 году новый толчок к обоснованию этногенетической близости сюнну и якутов дал сенсационный в свое время вывод профессора судебной медицины А.Д.Григорьева, что волосы хуннских шаньюев из ноин-улинских курганов и волосы современных якутов идентичны.
Источник: Никифоров И. Волосы гуннов преподносят сюрпризы.  Журнал «Химия и Жизнь», №11, 1970, стр. 53, 54.

2.2. В 1975 году известный ленинградский исследователь орнамента народов Сибири С.В.Иванов обосновал выдвигавшиеся другими учеными выводы о хуннских истоках якутской культуры. Ранее об этом утверждали У.-К.Йохансен еще в 1954 году и академик С.И.Руденко в 1962 году.
Источники: Johansen U. Die  Ornamentik  der  Jakuten.  (Wegweiser  zur  Volkerkunde,  Heft 3.)  Hamburg: Hamburgische Museum  fur Volkerkunde  und  Vorgeschichte,  1954.
Руденко С.И. Культура хуннов и Ноинулинские курганы. М.-Л.: 1962, табл. XXXIX, XLI.
Иванов С.В. К вопросу о хуннском компоненте в орнаменте якутов. Сборник: Якутия и ее соседи в древности (Труды Приленской археологической экспедиции). Якутск, 1975, стр. 174-183.

2.3. В 1983 году близость конструктивных приемов якутских погребальных сооружений к хуннским обосновала Р.И.Бравина. Потом практически во всех своих монографиях на эту тему она приводила все новые и новые аргументы в пользу своей концепции.
Источник: Бравина Р.И. Погребальный обряд у якутов как историко-этнографический источник XVII – XIX вв. Автореф. дисс. канд. ист. наук. Л., 1983, стр. 18.

2.4. В 1985 году лингвистический анализ хуннских и якутских слов провел Е.С.Сидоров и обосновал их близость.
Источник: Сидоров Е. С. Этюды по сравнительно-исторической лексике якутского языка. Журнал «Советская тюркология». 1985, № 3, стр. 53-63.

3. Генетическое обоснование


3.1. Несомненно, окончательную точку в концепции о хуннских предках якутов положили генетические исследования.

В этом большая заслуга становящейся всемирно известной в своей отрасли якутского генетика С.А.Федоровой. Ее многочисленные (уже свыше сотни, причем почти половина – на английском языке) статьи и монографии убедительно доказывают наличие древнего хуннского компонента в составе якутов.

С 2002 года начались углубленные исследования структуры генофонда якутов, накоплен большой массив данных, позволяющий сделать обоснованные историко-генетические реконструкции.
Источники: Федорова С.А. Генетические портреты народов Республики Саха (Якутия): анализ линий митохондриальной ДНК и Y-хромосомы. Якутск, 2008.
Этническая геномика якутов (народа саха): Генетические особенности и популяционная история. Коллективная монография. М., 2009.

3.2. В 2010 году был сделан четкий вывод, что якутский гаплотип «С3* 15-12-15-Х-13-29-24-10-11-13 совпадает с гаплотипами из захоронений древних хунну (сюнну) в секторе С некрополя Эгийн-Гол (ок. 2 тыс. лет назад). Дополнительным аргументом в пользу наличия генетической связи якутов с древними хуннами является гаплотип из захоронения 84.1 (сектор В некрополя Эгийн-Гол) с характерным для якутов N1c1 значением числа повторов в локусе DYS392 = 16».
Источник: Адамов Д.С. Заметки о гаплогруппах Y-хромосомы якутов. Журнал «The Russian Journal of Genetic Genealogy» (Русскаяверсия), Том 2, № 1, 2010.

4. Позиция классических историков


4.1. Помимо узких специалистов, интересно мнение общепризнанных в тюркологии историков широкого профиля.

В 1993 году академик А.И.Гоголев в своем фундаментальном труде «Якуты» привел большое количество доказательств в пользу концепции о хуннских предках якутов.
Источник: Гоголев А.И. Якуты. Проблемы этногенеза и формирования культуры. Якутск , 1993.

4.2. В Бурятии таким же общепризнанным авторитетным историком является профессор П.Б.Коновалов.В 2010 году под его редакторством вышла коллективная монография «Этногенез и культурогенез в Байкальском регионе (средневековье)», в котором хуннские истоки якутской нации обосновываются на широком привлечении разнообразных доказательств.
Источник: Этногенез и культурогенез в Байкальском регионе (средневековье). Коллективная монография. Улан-Удэ, 2010.

5. Выводы


Мы привели всего несколько работ из сотен трудов на тему о хуннских истоках якутской нации.

Думается, и этого достаточно, тем более генетические исследования неопровержимо свидетельствуют о том, что в составе современных якутов есть несомненный древний хуннский компонент.

Образно говоря, по кровеносным сосудам якутов течет капелька крови хуннских шаньюев (правителей), похороненных в раскопанных археологами знаменитых курганах, что доказывается химическим составом их волос и их гаплотипами, а значит, возможно, и капля крови самого Модэ (Модуна).

Новости

Популярное

Сардана Брызгалова назначена начальником Управления культуры и духовного развития
Город | 1 день назад
Сардана Брызгалова назначена начальником Управления культуры и духовного развития
Предыдущее место работы - ГБУ РС (Я) «Институт геокультурного развития».
Жители Строительного округа положительно оценили отчет Окружной администрации Якутска
Город | 1 день назад
Жители Строительного округа положительно оценили отчет Окружной администрации Якутска
В 2024 году в Строительном округе введено 6 новых многоквартирных домов.
Якутяне рассказали, сколько готовы потратить на подарки на День святого Валентина
Город | 1 день назад
Якутяне рассказали, сколько готовы потратить на подарки на День святого Валентина
Большинство же участников опроса сообщили, что не планируют кого бы то ни было одаривать 14 февраля.
IV съезд оленеводов республики пройдет в Якутске
Город | 1 день назад
IV съезд оленеводов республики пройдет в Якутске
В течение четырех дней участники съезда обсудят пути сохранения традиционного уклада жизни, привлечения молодежи в оленеводство и другие актуальные вопросы.