22.04.2024 | 20:02

Хореограф Любовь Алексеева: «Движение. Искусство. Танец»

Танец — это уникальное искусство, способное выразить эмоции и  раскрасить жизнь яркими красками. Танцы стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, они вдохновляют нас на самовыражение и  позволяют сбежать от повседневных забот.
Хореограф Любовь Алексеева: «Движение. Искусство. Танец»
Автор: Анжелика Замятина
Фото: Предоставлены героем материала

Танец — это уникальное искусство, способное выразить эмоции и раскрасить жизнь яркими красками. Танцы стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни, они вдохновляют нас на самовыражение и позволяют сбежать от повседневных забот. А подробнее об этом искусстве нам расскажет герой нашего интервью — Алексеева Любовь Дмитриевна.

Как хореограф, Любовь, соприкасается с этим уникальным искусством каждый день. Источником её вдохновения является всё, что её окружает— от природы и музыки до киноискусства и литературы. Любовь работает хореографом в Магане, небольшом посёлке, где проходят различные мероприятия, в том числе и связанные с танцами. Подготовка к ним начинается заблаговременно. Всё это делается с огромным энтузиазмом и любовью к танцу.

Про себя, про танцы, про жизнь

— Любовь, расскажите, пожалуйста, о себе, о своём творческом пути, что вдохновило вас стать хореографом?

— Моё знакомство с танцевальным творчеством было с 1997 года, тогда я пошла в первый класс. Родители отдали меня в местный ДК на спортивные бальные танцы. Там я познакомилась с латиноамериканской и европейской программами. Оттуда же и пошли достижения в этой сфере, мы ездили на городские, республиканские, международные конкурсы и получали достойные места. Моим тренером являлась Варвара Иннокентьевна Уварова, а моим партнёром по танцу был Андрей Лапко, сейчас он дальше занимается танцами и имеет свой клуб. После окончания 11‑го класса я поступила в якутский колледж культуры искусств на отделение «хореографическое творчество», там я уже попала в отделение северных танцев и познакомилась с народно-сценическими, классическими, историко-бытовыми и современными танцами. Огромный багаж знаний я получила именно в этом учебном заведении. Моим куратором являлась Розалия Христофоровна Бурцева, а художественным руководителем Любовь Алексеевна Никитина.

— Какие именно танцевальные стили и направления вы предпочитаете в своей работе? А какие танцы вдохновляют вас больше всего?

— Танцевальных направлений очень много, если это конкурсная программа, то сюда включается: эстрадный танец, стилизованный, этнический, классический и недавно появилось такое направление как современная хореография, то есть контемпорари. Ближе всего мне народносценические танцы, потому что я работаю в окружном центре народного творчества, там мы должны знакомить учащихся с культурой любых народов, поэтому именно в этом направлении я двигаюсь. Меня вдохновляет, конечно же, классический балет. Классика — это основа основ, это все знают, все хореографы и исполнители скажут вам что без классики ничего не станцуешь, поэтому к балету обязательно надо приобщать детей, особенно тех, кто будут связывать свою жизнь с хореографией.

— В чём разница между классикой и современным танцем? И что вам больше по душе?

— Отличие в том, что в современной хореографии нет методики, ты можешь двигаться в любом направлении, твоё тело может делать различные вариации движений и так далее, а в классике это строго по уставу, строго по методике. В России, как известно, эта методика Вагановой, по которой все мы сейчас танцуем, начиная с дэми-плие до гранда батмана. И все движения, которые исполняют именно в классическом балете, они все прописаны в методике, той самой, которую мы изучаем у классического станка. Классика — это основа. Выворотные ноги, выворотный пах, вытянутые носки, положение головы, положение рук, поставленный корпус — это всё есть в классике. Если человек занимался с классическим станком, у него, как правило, есть база. Современная хореография — это более свободные телодвижения, свободные вариации и свободная лексика. Она не подкрепляется методикой, она абсолютно везде разная, она абсолютно многогранна, и в ней нет таких жёстких правил. Лично мне ближе всего классический станок, и я считаю, и наверно не только я, что балетмейстер/хореограф должен знать и владеть классическим станком. Этому нас учат в профессиональных учебных заведениях и не зря, чтобы потом мы с этим багажом могли уже сами пойти и ставить танцы. Будь это народные, современные или эстрадные.

— Какие возрастные группы занимаются у вас, и какие танцевальные направления изучаются?

— В нашем доме культуры села Маган занимается четыре группы, начинающие от 4 до 6 лет, младшая группа от 7 до 10 лет, средняя группа с 11 до 13 лет, и взрослая группа, там занимаются женщины, в основном от 35 лет. Мы танцуем общие направления танцев, начиная от эстрадных танцев заканчивая народно-сценическими. Как я уже говорила, мы больше делаем упор на народно-сценические танцы, потому что от нас этого требуют и ждут номера именно в этом направлении.

— Сложно ли вам, как руководителю, найти подход к творческим людям?

— Мне, как педагогу, абсолютно легко находить общий язык с творческими людьми и тем более со своими учащимися. На танцы никогда не придёт человек, который не любит танец в целом, к нам приходят люди осознанные, знающие, чего они хотят и любящие хореографию. Поэтому в хореографическом зале мы все любители танца. А так как у нас уже есть общее увлечение, то мы находим общий язык легко. Они учатся у меня, а я учусь чему‑то у них.

— Если не секрет, то с каким возрастом работается легче, а с каким нет, почему?

— Легче работается с младшим школьным возрастом. Дети как губки впитывают в себя всё, они тебя слышат и слушают. Есть только ты, как учитель перед ними, и они, как ученики и как материал, с которым я буду работать. Они очень послушные, всегда прислушиваются к тебе, они понимают что хочет от них педагог и стараются это сразу исполнить. Труднее работать со взрослыми, сейчас объясню почему. Такие люди приходят уже с устоявшимся мнением о себе. Например, они могут выразить свои недовольства по поводу костюмов: «мне такой цвет не идёт, мне такой фасон не пойдёт, по моей фигуре не сядет». Приходится как‑то убеждать их, повышать их самооценку, говорить, что они прекрасно выглядят и что их фигура подходит. Например, ребёнку чаще всего всё равно как он вышел на сцену, какой бы ребёнок не вышел, он всегда будет прекрасен. Взрослые же, чаще всего боятся что их обсмеют. Чтобы этот страх перебороть, в первую очередь, надо чтобы они нравились самим себе. Бывают случаи, когда человек не может справиться с этим, и к сожалению, покидает танцы. Взрослый человек, если разрешит себе быть собой, может работать на сценической площадке уверенно и не стесняясь.

— Какие существуют приёмы для раскрытия человека в танце? Был ли какой‑нибудь случай, который вас поразил? Человек не раскрывался, а потом раскрылся.

— Был у меня случай, когда я ещё работала в городе, ко мне пришёл закомплексованный, испуганный и неуверенный в себе ученик. Это был мальчик с проблемами со здоровьем, у него был нервный тик, из-за которого постоянно поднимались правое и левое плечи, а голова наклонялась в сторону. Однако благодаря его родителям, он регулярно посещал занятия. Однажды мы отправились на международный конкурс в город Санкт-Петербург. Перед выходом на сцену я сказала ученику, что от него будет многое зависеть, что он должен исполнять манеру очень сильно, чтобы выразить правдивые эмоции и вызвать веру у зрителей, а также выполнять все лексические и танцевальные движения с большим усилием. Существует только он и вся сцена, которая будет происходить вокруг него, будет работать на него, и всё будет для него. Он меня услышал и собрался. Ученик вышел на сцену, и его плечо, которое поднималось, вдруг расправилось, а голова встала на своё место. Он двигался и танцевал так, делая такие па, которые не получались даже в тренировочном зале. Он очень себя раскрыл на сцене. После выступления он забежал за кулисы и сказал, что ему очень понравилось ощущение управления сценой. Сейчас он продолжает танцевать, вырос почти до двух метров. Голова у него уже в правильном положении, и я очень рада за него. Я считаю, что именно благодаря хореографии и моим занятиям ему удалось раскрыться, стать уверенным в себе и победить болезнь.

— Расскажите о своих хобби вне танцев?

— Я люблю читать книги, походы в лес и езду на велосипеде. Очень люблю велосипед, именно городской, не спортивный. Мне кажется, что в городском есть что‑то такое винтажное и романтичное. Езжу по полям нашего села. Ещё я люблю активный образ жизни и если найдётся свободное время, то мы ездим в лес, в какие‑то ближайшие красивые места, где мы ещё не были, и я заряжаюсь там энергией.

Работа в доме культуры «Ритм»

— Расскажите про Дом культуры «Ритм», сколько человек работают и какие есть направления кружков?

— С 2019 года мы открылись в новом здании, всего там работают шесть специалистов, это: директор клуба, художественный руководитель, руководитель клубных формирований, балетмейстер, хормейстер и звукооператор. Такой небольшой коллектив делает абсолютно все мероприятия в Магане, которые у нас проходят. Мы являемся культурно-досуговым учреждением, поэтому от нас зависит насколько будут заняты наши дети. Клубных формирований всего 18, туда входит: хореография, вокал, театральный кружок, рукоделие и так далее.

— Как часто устраиваются выступления и мероприятия? Как проходит подготовка к выступлениям, и сколько времени занимает подготовка программы?

— В целом, мероприятий у нас в ДК много, очень плотный график, так как все календарные праздники мы проводим. Организовываем праздничные концерты, устраиваем мастерклассы, народные гуляния, выход в лес, а летом у нас работает лагерь, куда ходят школьники. Всё это мы делаем сами. По поводу подготовки к выступлениям, бывает по-разному. Если это какое‑то большое мероприятие, то мы готовимся заранее и основательно, например за месяц, а то и два. А если это мероприятие небольшое, например рассчитанное только на один какой‑то возраст, то можем подготовиться за неделю. Недавно у нас открылся свой Telegram-канал куда мы присылаем свои афиши, привлекая внимание жителей. Афиши мы делаем сами, также публикуем видео и фото контент.

— Каким образом удаётся привлекать артистов в условиях такого небольшого населённого пункта?

— Иногда мы сами оплачиваем их, а иногда нам помогает администрация села Маган.

— Бывают ли у вас дни, когда ничего не хочется? Где в такие моменты вы черпаете вдохновение?

— Да, есть такие дни, когда нет вдохновения, нет задумок и никаких новых постановок не приходит в голову. Из такого состояния мне помогают выйти, например, походы в кинотеатр на очень хороший фильм. Я могу посмотреть фильм и вдохновиться какой‑­нибудь историей. Либо литература. Книги, прочитанные мной, были поставлены на сцене. Было одно такое вдохновение, которое я могу вспомнить, это когда я прочитала книгу Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза», я как раз тогда искала что‑то нечто подобное, чтобы было народное направление в танце, но при этом ещё и стилизованное, с какой‑то драматургией. И после прочтения я поставила стилизованный татарский танец на основе этого сюжета.

— Вы сейчас танцуете? Какие планы на будущее?

— Да, я сейчас танцую в своём же коллективе «Грация», там я являюсь постановщиком, балетмейстером и исполнителем. У нас много танцев и в каждом танце я участвую.

Новости

Популярное

Благотворительная акция «Ёлка добра» стартовала в Якутске
Город | 1 день назад
Благотворительная акция «Ёлка добра» стартовала в Якутске
Каждый желающий может стать волшебником и исполнить заветные желания воспитанников детских домов и коррекционных школ.
Евгений Григорьев поздравляет с Днём матери в Российской Федерации
Город | 13 часов назад
Евгений Григорьев поздравляет с Днём матери в Российской Федерации
Благодаря высокому уровню рождаемости Якутск – самый быстрорастущий город на Дальнем Востоке.