Художница Мира АРГУНОВА: «К любому делу надо подходить ответственно!»
Десять лет тому назад девушка задумалась, почему же у нас нет своих милых, самобытных, отражающих нашу культуру открыток. Начинала с 10 штук — теперь это целое производство.
В этом году Мира окончила Арктический государственный институт культуры и искусств и стала дипломированным художником. За годы учебы у нее состоялись 9 (!) персональных выставок, она призер международного конкурса Mellow Art Award в Японии, лауреат художественной премии имени Валериана Васильева, дипломант международных конкурсов по живописи и графике Figurative/Portrait‑2020 (CAGO, USA), победитель республиканской деловой игры «Министр‑2019».
Во время пандемии художница запустила онлайн-игру «Повтори Мира Арт» по своим картинам, в которую включились жители республики — и стар и млад, все с удовольствием повторили образы, созданные девушкой.
А этой весной с успехом прошла персональная выставка в выставочном зале Национального художественного музея Республики Саха (Якутия) в Доме художника, где было представлено 50 картин, написанных в разное время, в том числе в период пандемии.
— Двор моего детства находится на проспекте Ленина, за кинотеатром «Центральный». Там было три дома — один КПД и два шлакоблочных. Наша квартира выходила на обе стороны: окна с балконом — на проспект, а с другой стороны — во двор. Все парады, салюты мы смотрели с балкона. Когда ждали гостей, то выходили на балкон и, если смотреть в бинокль, можно было увидеть, как человек идет к нам с площади Дружбы.
— Я единственный ребенок в семье, родилась в Алма-Ате. Родители еще до моего рождения, в 80‑е, переехали в этот город. Они ездили к знакомым в гости, и им там так понравилось, что решили жить там. Очень красивый город, мягкий климат, яблоки… Тогда в Советском Союзе можно было уехать и жить в любой союзной республике. А когда в 90‑е Союз развалился, мы вернулись в Якутию. Как говорится, дома и стены помогают, легче было жить со своими родными в такое время.
— О родителях? Они не любят, чтобы я прикрывалась ими. Могу только с гордостью сказать, что они оба — кандидаты экономических наук, доценты. Отец родом из Верхневилюйска, окончил математический факультет Новосибирского государственного университета.
— Он у меня вундеркинд. Когда папа учился в седьмом классе, в Якутию приехали ученые из Новосибирского Академгородка, чтобы отобрать способных ребят в свою физматшколу. Они проводили математическую олимпиаду среди старших классов. Задания были для учащихся восьмого класса и выше. Папа даже не готовился, просто хотел проверить себя. Потом мне рассказывал, что мальчиков тогда отправляли на заготовку дров для школы, а ему хотелось остаться. В этой олимпиаде он занял первое место! И это семиклассник! Потом его отправляют на республиканскую олимпиаду в Якутск, где он тоже занимает первое место среди восьмиклассников! Так совсем ребенком отец уехал учиться в физматшколу в Новосибирск. В ФМШ отобрали несколько детей, но не все смогли окончить из-за очень сложной программы. После окончания школы папа поступил на матфак в НГУ. По образованию он математик, а диссертацию защитил по экономике.
— Мама окончила институт народного хозяйства им. Г.В. Плеханова, потом в 26 лет — очную аспирантуру с защитой при МГУ им. М.В. Ломоносова.
— В Алма-Ате у нас не было родственников, родители вынужденно отдали меня в ясли, когда мне было полтора года.
— Моя первая художественная выставка была в садике. Об этом мне рассказывал папа, я сама не помню. Помню, что все время рисовала, причем на заказ. Даже очередь была.
— Сразу после завтрака принималась за рисунки. Один говорит, что ему надо танки, другой просит оленя и т. д. Мальчикам надо было солдатиков и скелеты. А девочки просили животных и принцесс. Для меня это был своего рода вызов — хотелось уметь рисовать все. Хотя со скелетами и танками было сложно, я же девочка. Специально ради этого смотрела книги и мультфильмы, чтобы понять, как они выглядят, как их рисовать. У меня это занятие было как работа, с 9 до 12 часов, потом обед, сон и после полдника — продолжение работы над заказами. Конечно, не успевала всем нарисовать. Переносили на следующий день. Я ни капли не уставала, мне нравилось рисовать.
— В четыре года родители записали меня в художественную студию «Гармония» при Национальном художественном музее в Алма-Ате. Там с нами занимался очень крутой художник. Фамилию не запомнила, потому что была слишком маленькой. Помню только его имя — Александр Романович. Позже узнала от работников музея, что он написал учебник по академическому рисунку. Он был мощным академистом. В студии я была самая маленькая. Александр Романович всегда хвалил меня, говорил, что я уже готовый художник, и учить особо-то не надо. Говорил, что у меня твердая рука. Когда тебе четыре года, это ободряет! Став постарше, пошла учиться в детскую художественную школу в Якутске.
— Живя в Алматы, мы каждый год приезжали в Якутск, а лето проводили в Верхне-Вилюйске. Якутск для меня родной город, где у меня много родственников.
— Мне нравится, что здесь все так компактно. Немножко отошел от центра — уже река, а с другой стороны — лес. Очень удобно.
— В детстве меня поразила площадь Ленина, выложенная большими плитами, мне было интересно ходить по этим квадратам. Тротуары из таких же плит с железными решетками — все так необычно, ни в одном городе такого не видела. И еще удивляли трубы над городом, которые поражают всех приезжих. И дома на сваях. Маленькой я думала, что это всю почву из-под дома ветром сдуло. Какой же должен был быть сильный ветер, что обнажился фундамент!
— В первый класс я пошла в Верхневилюйске. В Якутске училась в 26‑й школе, в гимназическом классе. Чтобы поступить в этот класс, надо было знать немецкий язык. Дали срок полгода на изучение языка.
— Раньше во Дворце Детства был хороший кружок немецкого языка, нас учила преподаватель Полянская. Имя и отчество, к сожалению, забыла. Она очень хорошо преподавала, в конце занятий мы свободно разговаривали по-немецки. У меня был тогда свободный немецкий, сейчас без практики язык немного подзабыла.
— В старших классах я перевелась в Якутский городской лицей. Очень хотелось учиться в лицее, так как узнала, что там очень крутая сложная программа. Сама начала готовиться, сдала вступительные экзамены по математике, русскому языку и другим предметам.
— Как-то не помню, чтобы мы сбегали с уроков. Если пропустишь, было бы потом очень сложно нагнать класс.
— В лицее наш физмат класс был очень сильным, все были фанатами учебы. Я сидела рядом с олимпиадниками по математике. Между нами постоянно шли соревнования, особенно по математике и физике. Кто быстрее решит, кто правильно, кто больше задач выполнит. Такое было сильное стремление к знаниям. И кстати, мои одноклассники многого добились в жизни. Среди них ученые, бизнесмены, госслужащие. Моя одноклассница, подруга по парте стала кандидатом ветеринарных наук. Классным руководителем у нас была Сажида Фидаевна Мухаметова, она же преподавала у нас физику.
— Большое влияние на меня оказала преподаватель по алгебре и геометрии Людмила Александровна Чашкина. Это моя любимая учительница, мы все ее просто обожали. Преподаватель от бога, так доступно объясняла сложные темы. Ни разу никого не отругала, не повысила голос. Не ставила «двоек» за невыполненное домашнее задание, давала возможность доделать, понять материал. Жаль, что ее нет с нами… Знаете, ее так любили, что даже есть группа в «ВКонтакте» — «Те, кто любит Людмилу Александровну Чашкину».
— Директором лицея была Поведская Людмила Игоревна. Это легендарный директор. У нас в школе была специальная доска, где висел рейтинг учащихся. Кто на каких олимпиадах занял место, сколько баллов было, также данные внутришкольных олимпиад. Можно было посмотреть, на каком ты месте в своей параллели. Это тоже подстегивало. Как-то по школе у меня было первое место по английскому языку. Это потрясающее чувство, когда все подходят и поздравляют с первым местом.
— Мое детство пришлось на лихие 90‑е, но, когда ты ребенок, проблем не замечаешь. Мне было безразлично, что мы едим и носим. На материальной стороне особо не зацикливалась. У нас дома было много книг, которые я читала запоем.
— Не помню, чтобы в нашем дворе играли дети, я была домашним ребенком. Там никогда не было детской площадки, ведь двор был проходным. С одной стороны заезжаешь, с другой — выезжаешь. С соседскими детьми особо не дружила, просто знала, что живут в нашем подъезде. Более-менее стали общаться, когда училась в старших классах и в университете.
— По выходным дням мы гуляли с папой. Так пошло еще с Казахстана. Утром родители брали рюкзак, и мы на целый день уходили в горы. А в Якутске мы с папой уходили на реку, Чочур Муран, в парк. Зимой ходила на горку. А летом всегда находились за городом.
— Папа был в меру строгим, не разрешал играть на компьютере. У всех моих друзей были игровые приставки «Денди», но только не у меня. Я так и до сих пор не умею на них играть. Даже на компьютере не разрешал устанавливать игры, хотя у всех моих братьев, сестер и друзей были компьютерные игры.
— Помню, как нашла «Стандартные игры» и увлеклась «Сапером». Стала мастером, устанавливала самую большую раскладку. А потом папа посмотрел историю посещений, увидел, что играю, и удалил эти игры. Вот такая история. Вся эта компьютерная игровая индустрия обошла меня стороной полностью.
— После лицея поступила на филологический факультет в МГУ. Проучилась год и поняла, что филология — не мое. Перевелась в Якутск на факультет иностранных языков.
— Вначале хотела поступать в Новосибирский университет, где учился мой отец. Посмотрела, какой уровень математики нужен для поступления. Было понятно, что могу поступить, но отец мне сказал, что все 24 часа придется сидеть над учебниками, надо учить наизусть столько теорем. Убедил, что не стоит лучшие годы молодости проводить за учебником.
— Кстати, от профессии художника тоже отговаривал. Говорил, что, если поступлю, то с 8 утра до 8 вечера нужно быть в мастерской, целый день за мольбертом и ящиком красок, которые плохо пахнут. Я согласилась с ним.
— В итоге окончила факультет иностранных языков с красным дипломом. Потом — очную аспирантуру с рекомендацией диссертации к защите, но вскоре диссовет по моей специальности в Якутске закрыли на неопределенный срок.
— В ожидании открытия Ученого совета я подала документы на отделение станковой живописи в Арктический институт культуры и искусства. После того как поступила, живопись увлекла меня, поглотила так, что места для науки не осталось.
— К открыткам на якутскую тематику я пришла не случайно. Это все идет с детства. Мне всегда нравилось рассматривать открытки, которые отправляли родственники на праздники. Любила читать поздравления. Мы с семьей разглядывали каждую, внимательно читали, что написали внутри. Потом стала коллекционировать: у меня коллекция открыток из разных стран. За рубежом сохранилась традиция поздравлять родственников с праздником, отправляя открытки по категориям. Бабушке, дедушке, невестке, сводному брату и т. д.
— У нас в семье было так заведено. Когда мы шли в гости, отец заранее говорил мне, что я должна подготовить открытку, обязательно нарисовать. Делала открытку за неделю, каждый раз старалась придумать что-то оригинальное.
— В Якутске у нас не было якутских открыток, если и были, то очень простенькие, забавные.
— В 2011 году к Новому году я нарисовала первые десять открыток и отнесла в магазин. Я тогда только училась рисовать на компьютере. Дизайн был довольно простой. Каково же было мое удивление, когда мне позвонили из магазина и попросили принести еще! Неужели кто-то купил их и даже заплатил деньги? Я сделала много рисунков, использовала всю свою фантазию.
— Теперь досконально знаю всю технологию создания рисунков. Как сделать рисунок, на что крепятся блестки, как сделать, чтобы открытка хорошо сгибалась, какой плотности должна быть бумага, какой должен быть лак. Было очень много экспериментов.
— Везде в поездках обращаю внимание на открытки. И я, как производитель, горжусь своим продуктом. Даже в сравнении с мировыми брендами у нас качество бумаги, полиграфия и лак несравненно лучше. В наших открытках есть душа.
Считаю, что к любому делу надо подходить ответственно!
Всех жителей Якутска и гостей столицы поздравляю с национальным праздником Ысыах! И специально для читателей подготовила такую открытку.