Иллюзионист Дмитрий Колосов: «Ловкость рук — и никакого обмана»
Дмитрий Колосов продолжил династию первого иллюзиониста и фокусника, народного артиста Якутии Федора КОЛОСОВА, вместе с отцом выступал на арене цирка. Его отец Федор Дмитриевич остался в памяти якутян как самый сильный человек, который зубами поднимал тяжелые гири, на первых играх «Дети Азии» протащил машину «УАЗ», на кузове которого сидели люди.
Сегодня Дмитрий КОЛОСОВ в гостях у редакции газеты «Эхо столицы»:
— На самом деле я не хотел быть фокусником, артистом. Я учился в 3–4 классе, когда отец, узнав, что идет набор, поступил в эстрадную мастерскую в Москве. Этот якутский выпуск известен как «Эстрада‑72», который был набран по предложению народного артиста Юрия Платонова. Отец учился вместе с Сергеем Расторгуевым, Марфой Колесовой-Расторгуевой, Владимиром Заболоцким и другими. А поступил благодаря своему хобби: любил показывать фокусы на самодеятельных концертах, с которыми впервые вышел на сцену клуба. Был шофером, трактористом, а позже работал председателем ДОСААФ. И всегда выступал в клубах, был уже известен и пользовался популярностью в районе.
— Конечно, он поступил и был самым возрастным среди студийцев — ему было 34 года, и к тому еще многодетный отец. Нас в семье было четверо детей, жили мы в селе Майе Мегино-Кангаласского улуса. Мама отпустила его на учебу на два года, а я остался в семье за старшего, хотя и учился в начальной школе.
— Как самый старший стал главным помощником матери. Колол дрова, заносил лед, в общем-то это привычные деревенские заботы. А что было делать? Папа после окончания эстрадной мастерской работал в филармонии Якутске, тогда еще не было Театра эстрады. Ему выделили комнату в общежитии, а мы жили в Майе. Там я и школу закончил. Переехали в Якутск, когда отец получил квартиру.
— В школе все знали, что мой отец — фокусник, артист Федор Колосов. Естественно, и я должен был защищать честь класса, школы на конкурсах. Отец научил нехитрым фокусам с шариками, которые я показывал одноклассникам. А потом, как комсомольцу, приказали выступить на смотре культуры Мегино-Кангаласского улуса, где я стал лауреатом. Вроде номера простые тогда показал, а, к удивлению, получил свою порцию аплодисментов и восторга. Но артистом становиться пока не хотел. Был спортсменом, у меня были неплохие результаты в стрельбе из лука. На играх «Манчаары» занял второе место, был чемпионом Дальнего Востока, призером на чемпионатах России.
— После школы отслужил в рядах Советской Армии, встал выбор, куда пойти учиться. И вот тогда отец сказал, что в московское цирковое училище объявили набор якутян, есть одно место. Сказал, попробуй, но это уже расценивалось, как приказ от отца. Пришлось попробовать. Так поступил в цирковое училище. Это было в 1981 году. И знаете, я не пожалел.
— Меня учил очень хороший педагог Борис Николаевич Ван-Тен-Тау, цирковой артист из одноименной династии. Он выступал до 1980 года, и как раз в год моего поступления стал обучать иллюзии и фокусам студентов в цирковом училище. Мне повезло. Позже в своих воспоминаниях он даже упомянул меня, мол, учился у него талантливый парень из Якутии, который впитывал все с полуслова. Он был в восторге. А уж я в каком восторге, что он не забыл своего ученика.
— В нашей якутской группе училась Валентина Якимец, тогда Николаева, она бегала и танцевала на шесте. Старожилы, должно быть, помнят ее номер по северным мотивам — эквилибр на горизонтальном шесте. Сейчас она режиссер Театра юного зрителя.
— Нас впервые увидели, когда мы приехали в Якутск на четвертом курсе на практику — выступали со студенческой программой. С нами тогда приехала наш куратор. Были гастроли в Амге и Мегино-Кангаласском улусе. После этого к нам пришла известность. А когда выпустились из училища, создали свою группу «Тюсюлгэ», тогда же Марфа Колесова и Сергей Расторгуев создали синтез-театр «Ойуун». И была наша первая зарубежная поездка во Францию. Вот там мы произвели фурор! У нас были очень хорошие номера.
— Объездили всю республику, выступали и в городах России, и за рубежом. Также мы были на стажировке в Екатеринбурге, где для нас создали отдельную программу, для каждого по три-четыре номера.
— С тех пор 35 лет прошло в цирке! Режиссер Ольга Андреева поставила шоу «Разоблачение Шерлока» — такой сюжетный спектакль. Вначале я не понимал, как это будет, но очень благодарен ей за необычное видение и постановку.
— Разоблачение… Все зрители хотят разоблачить фокусника-иллюзиониста, хотят понять, как я это сделал, что сделал? А я же хочу показать зрителям, что никаких секретов нет, все очень просто. А на самом деле признаюсь, секретов очень много. И ловкость рук в том числе. Иллюзия, одним словом.
— Вы говорите о династии? Династия не получилась. Может, кто-то помнит, как мы с моим младшим сыном Федором выходили на арену. Ему было лет 8–9, и мы уговорили выступить его в юбилейные даты моего отца. Три поколения Колосовых. Можно сказать, что заставили. Но он выбрал другой путь, он — музыкант. После окончания музыкального колледжа учится в АГИиК. Старший сын тоже далек от цирка. Он хороший семьянин. У нас с женой трое внучек.
— У меня есть ученики, уже известные фокусники и иллюзионисты. Это Алексей Гольдеров, Алексей Куприянов, Дьулустан Павлов, Сергей Гучигов. В эту профессию приходят по большому желанию, не по принуждению. Те, кто по-настоящему увлечен фокусами, иллюзией, как когда-то мой отец, кто сам искал литературу, изучал, тренировался, экспериментировал, придумывал свои опасные трюки. Тогда никакого Интернета и «Гугл в помощь» не было. Все сами.
Фото из семейного архива