Исчезающий поселок Ыллымах
К 2025-му, всего через четыре года, здесь не останется ни одного жителя. А пока в поселке Ыллымах Алданского района проживает около 300 человек.
Когда-то в этих местах, в тайге, построили фабрику по выпуску линолеума. На фасаде здания был выложен год постройки – 1985 год. Производственные помещения до сих пор можно увидеть недалеко от Ыллымаха.
Фабрику строили местные
«Кирпич делали в Томмоте – это в 58 километрах отсюда. А строили мы, местные. Я в те времена был каменщиком, штукатуром-маляром. Нас было человек 60 местных. Остальные специалисты – приезжие, они налаживали линии, кого-то обучали», – вспоминает житель Ыллымаха Сергей Сыроватский, показывая нам останки зданий.
От когда-то массивных домов сейчас остались только коробки. Огромное промышленное здание высотой примерно с четырехэтажную КПДшку, построили на склоне горы. Рядом построили склад готовой продукции. Он тоже кирпичный.
Гараж фабрики – из дерева, и поэтому под рухнувшими досками сейчас лежит пассажирский автобус, когда-то развозивший по домам рабочих.
Наверное, дольше всех из строений простоят здание самой фабрики и каменный склад готовой продукции. Деревянный гараж уже разваливается, зарос травой и кустарником.
Фабрика по выпуску линолеума работала до начала 1990-х годов. Примерно тогда же оборудование фабрики – огромные металлоконструкции разобрали и вывезли куда-то. Затем всё начало постепенно угасать. Сейчас осталась только электрическая подстанция, когда-то дававшая электроэнергию на фабрику. От нее теперь «питается» поселок.
Слюда прямо под ногами
Мы поднимаемся вверх в гору, по которой когда-то возили сперва стройматериалы для строительства фабрики, а потом оборудование для ее работы. Вдруг видим: под ногами что-то блестит, переливается, как будто кто-то специально рассыпал здесь стекло.
«Слюда…», – махнув рукой, объясняет Сергей. Вот так просто, на дороге здесь валяется природная слюда. Местная алданская земля очень богата ею.
В двадцати километрах от Ыллымаха, в горах, расположен еще один рабочий поселок под названием Эмельджак. Там в шахтах добывали слюду. Но сейчас туда не проехать, дорога в закрытый рабочий поселок со временем разрушается.
Тем не менее в соседнем Ыллымахе работает школа и детский сад.
«Сколько в садик ходит детей?» – «Двенадцать... Сама я не местная. С Урала приехала», – улыбается нам, незнакомым людям, воспитательница. Сердце сжимается, когда видишь разбросанные во дворе детсада игрушки, и понимаешь, что будущего у поселка в общем-то нет.
Детсад и школа пока работают
В школе Ыллымаха учатся 23 школьника, в основном это начальные классы и выпускники 9-го класса.
«А куда они пойдут?» – «В Томмот только, дальше учиться. Больше никуда», – разводит руками директор школы.
Сейчас в Ыллымахе также работает интернат для инвалидов. В основном это бывшие осужденные, инвалиды по здоровью, которым некуда уезжать. Сюда, в интернат, их привозят из разных районов Якутии. Если бы не этот интернат, то Ыллымах давно бы закрыли, еще в 2000-е годы. А так для местных хоть какая-то работа в нем есть. Работают поварами, санитарками, уборщицами.
«Маленькая Швейцария»
В прежние годы здесь жили до 5 000 человек. Сейчас – чуть больше 300. В основном все местные. Кто-то приехал сюда молодым специалистом и остался здесь жить и работать. Некоторые родились уже здесь. И им сейчас по 50 и более лет. Большинству уже предоставили квартиры, жилье в Томмоте или в Алдане. Но местные не хотят уезжать отсюда навсегда. «Привыкли. Красиво здесь. Охота, рыбалка, ягоды-грибы. Правда, в последние годы речки все больше загрязняют», – жалуются местные жители.
… Эльконка, Горелый, Эмельджак – это все рабочие поселки, где раньше добывали золото, слюду и даже уран. Местные жители заготавливали для шахт стройматериалы, древесину для крепежа шахт. Из прежних шахт сейчас работает только Эльконский ГКМ – горно-металлургический комбинат, принадлежащий «Росатому». Там добывают уран. Но работают в основном приезжие, вахтовики.
Не зря здешние места называют «маленькой Швейцарией». Кругом горы, нетронутая тайга. Но и посреди нее можно отыскать старые фабричные здания, бывшие производственные цеха, заброшенные жилые дома…
Аркадий ЛЕБЕДЕВ