Ищу работу, интим не предлагать
Каждому безработному хорошую вакансию
В Якутске по состоянии на 1 апреля числилось 10 тысяч 468 безработных. Причем заявленная потребность в работниках на рынке труда составила 15 тысяч 756 свободных вакантных мест, из них по рабочим профессиям – 13 тысяч 885 вакансий.
Наиболее востребованные рабочие профессии: каменщик, бетонщик, штукатур-маляр, арматурщик, водитель автомобиля, отделочник, плотник, облицовщик-плиточник, электрогазосварщик. По профессиям служащих предприятиям города были нужны медицинские сестры, менеджеры, консультанты, врачи, бухгалтера и т.д.
В текущем году безработных может только прибавиться. Сведения о предстоящем увольнении работников в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников в 2014 году заявили 68 предприятий города Якутска, предполагаемое высвобождение составляет 788 человек.
Цифры, с одной стороны, довольно печальные, но, с другой, мы-то знаем, что все относительно. И свободный рынок труда, если судить по въезжающим и выезжающим в республику людям, просто огромен. К примеру, поезда, уходящие из Нерюнгри, в данное время забиты рабочими вахтами из Западной Сибири. На побывку домой едут жители городов от Улан-Удэ, Омска, Томска, Кемерова, Красноярска, Новосибирска. А идущие к нам авиарейсы процентов на 70 забиты гастарбайтерами из Армении, Таджикистана, Киргизии и прочих былых братских республик СССР. И все эти граждане СНГ едут не на биржу труда, а на зарезервированные рабочие места.
Рабы строительной сферы
Самый главный рынок труда у нас в городе – это, без сомнения, сфера строительства. Здесь в летний сезон заняты тысячи строителей. Однако объявления «требуются на стройку каменщики, монолитчики, столяры, штукатуры» - редкость. Связано это с некоторыми особенностями этого рынка труда.
Строительная сфера Якутска давно уже стала своеобразным государством в государстве. Вербовкой строителей здесь занимаются люди из национальных диаспор. Бригаду, которая будет строить объект в Якутске, формируют даже не на территории России. Потому зачастую на стройках работают бригады, составленные сплошь из представителей какой-либо одной армянской деревни. Людям готовят документы, предоставляют питание и обеспечивают жильем. Зарплаты у гастарбайтеров не особо высокие: от 20 тысяч до 30 тысяч рублей. Дисциплина жесткая, порядки драконовские, различные вычеты, штрафы в порядке вещей. Речи о соцпакетах и охране труда здесь не заводятся. Конечно, у отдельных стахановцев-профессионалов выручка больше, но каждую копейку они зарабатывают своим горьким потом и здоровьем.
Где свои строители?
Понятно, что местная трудовая сила внятной конкуренции такому рабскому труду составить не может... Есть еще и такие факторы, как сезонность работы. Строительство объектов идет не больше шести месяцев. Для приезжих это может и хорошо, но местному жителю нужна круглогодичная занятость. В связи с сезонностью на стройку, как правило, идут студенты и не особо устроенные в жизни мужики. Берут их туда без восторгов. Первые - народ необязательный и к тяжелой, изнурительной физической работе еще не привычный. Надолго их просто не хватает. Ну а безработные мужики по большей части страдают от извечной русской беды - алкоголизма. И работа заканчивается по схеме: первый аванс - запой - увольнение. Есть люди, которые остаются, зарабатывают себе профессиональную репутацию по какой-либо из строительных профессий и имеют хороший заработок. Но их мало. Чаще горожане работают на стройках в качестве инженеров, прорабов и прочих «белых» профессий, требующих высшего образования и минимума физической отдачи. Неплохо получают местные рабочие с высокой квалификацией, занятые на отделке помещений. В основном бригады якутян работают на постройке деревянных зданий, дач, коттеджей, балаганов. Но обычно это не горожане, а строители из улусов.
На бирже найдется все
Найти работу можно на бирже труда. Содействия гражданам в поиске подходящей работы - это бесплатная государственная услуга. Далеко не факт, что там имеется то место работы, о котором ты всю жизнь мечтал. Но биржа довольно благодарное место. Здесь можно получить такое подспорье, как пособие по безработице. И не только посмотреть вакансии, но устроиться на учебу, не заплатив ни копейки, выучиться на дополнительную рабочую профессию. Не все это понимают, но на самом деле это манна небесная. По идее люди должны осаждать это дарующее дополнительные умения и работу место. Но особого столпотворения там нет. При десяти тысячах безработных Якутска в данное время в целях поиска подходящей работы на бирже труда зарегистрировано 1114 человек, в том числе 763 безработных граждан. Связано это, скорее всего, с тем, что есть такая вещь, как завышенные требования. Заявки на биржу труда посылают, как правило, организации, где изначально не платят высокие зарплаты. А у нас сложился такой менталитет, что человек на Севере должен получать много! И за среднюю зарплату медсестры 18 тысяч 670 рублей или врача – 24 тысячи 919 рублей - пусть работают другие... И другие находятся. Сегодня в Якутске врачами устраиваются ребята из того же Таджикистана. Здесь надо понимать, что по нашей традиции люди живут не основным заработком, а приработком, который дает рабочее место.
Город «белых воротничков»
О любом городе можно составить впечатление, если прочитать местную газету бесплатных объявлений. Якутск в этом отношении - не исключение. Если сравнивать его, к примеру, с Владивостоком, вакансий у нас минимум. В приморском городе - это сплошные листы мелкого текста. У нас пара-другая страниц. В основном - сфера обслуживания: парикмахеры, продавцы, охранники, водители, грузчики, повара и кое где - бухгалтера. И минимум технических профессий, требующих узкой специализации и высшего образования. Складывается такое впечатление, что город представляет собой сплошное общество потребителей, где стригут, кормят, продают, возят и охраняют, чтобы чего-нибудь не украли... С одной стороны, так и есть. В Якутске, если не считать строительного комплекса, минимум крупного производства. Это город «белых воротничков», гастарбайтеров, обслуживающего персонала и интеллигенции. Причем трудоустройство в обойму «белых воротничков» - к служащим, имеющим действительно хорошие зарплаты и возможности, идет, плавно огибая различные конкурсы на соискательство вакансий, анкеты и резюме. У нас развит свой путь, который называется дорогой «блата» где социальные лифты молодежи толкают интересы кланов, дружеские связи или деловые обязательства старшего поколения. Потому и так непопулярна биржа труда... Люди могут просто сидеть без работы и ждать, когда появится теплое место.
Искать работу по вакансиям несложно. Звоним по одному из объявлений, где требуется продавец. Трубку берет хозяйка магазина. «Мне нужна женщина до 40 лет. Магазин продуктовый, круглосуточный, работа как дневная, так и ночная, - слышим на другом конце трубки. - Первый месяц плачу 20 тысяч. Потом посмотрю, нужно ли мне прибавлять зарплату»...
В другом магазине платят сразу за смену - 1300 рублей. Работа с 8 утра до 11 часов вечера. График работы - день через два. Кто работал в магазине, в курсе, что значит отстоять смену на ногах с 8-до 11 часов. Это, как минимум, нужны железные ноги. И не факт, что продавец получит заявленную в зарплате сумму. В торговле существует масса вариантов, как обоснованно ополовинить зарплату штрафными вычетами - за недостачу, бой, порчу товаров и т.д.
Требуется лох
Порадовали объявления-лохотроны такого плана, как «работа в офисе», «набор кадров», «бизнес для лидеров». Все это в лучшем случае сетевой маркетинг, в котором, как минимум, надо вложить порядочную сумму на так называемое обучение, закупку товара, а потом молиться, чтобы хоть бы отбить половину из потраченного. Верхушка бизнеса - сидеть на телефоне и искать наивных «кадров».
Встречаются объявления о наборе кадров в сферу интимного обслуживания или, проще сказать, проституции. Самая высокая зарплата - 2000 рублей в час. Звучит на фоне 1300 за день даже несколько привлекательно. И судя по тому, что проституция в Якутске имеет место быть, данные вакансии имеют своих несчастных соискателей.