ИСТОРИЯ ТРЕХ МОНЕТ
Эти древние монеты Сергей Федорович раскопал собственными руками, так как еще до начала раскопок служба безопасности заповедника «Херсонес» предупредила всех, чтобы археологи-любители ничего «с рук» не покупали, дабы не напороться на мошенников.
«ЭС» решило узнать историю древних монет из уст самого нумизмата-«археолога» Сергея Сажина.
Бронзовые «дельфины» Ольвии
- По своему внешнему виду дельфинов можно разделить на «остроносых» и «стреловидных». Существенной особенностью ольвийских дельфинов является наличие среди них крупных экземпляров. Дельфины имеют различный вес: 2,5 граммов, 14,9 и 28,2 граммов, а также 71,5 граммов. Дельфины не имели средств защиты, поэтому остаётся непонятным, как власти Ольвии боролись с фальшивомонетчиками, которым дельфинов было подделать значительно легче, чем любую круглую монету. Если на круглой монете портрет правителя или божества, выполненный в тонкой технике, с использованием множества мелких деталей, являлся в какой-то мере защитой от подделывания, то дельфины могли быть подделаны как угодно и кем угодно. При очень высоком уровне развития бронзолитейного производства, характерном для Ольвии уже со второй половины 6 века до н.э., и при доступности и дешевизне сырья, любой литейщик мог практически безнаказанно изготовлять эти монеты в любом количестве. А это неизбежно могло было привести к избытку мелких дельфинов во всех сферах обращения и к падению их ценности.
Не исключено, что дельфины являлись не государственной, а частной монетой, как это было в Китае, где фигурные литые монеты отливались частными лицами. Этим можно объяснить незащищённость дельфинов от подделывания. Кстати, и во многих греческих городах выпуск монеты сначала носил частный характер и только в дальнейшем перешел в исключительное ведение государства. По одной из версий, ольвийские дельфины были монетами, выпускавшимися храмами или святилищами. Некоторые ученые видят в дельфинах символическую жертву богам, а монетой, мол, они стали значительно позднее, когда уровень торговли в древнегреческих полисах достиг определенного высокого уровня.
Ольвийские «дельфиновидные» монеты являются примером оригинального подхода к производству металлических денег. История античности больше не знает случаев, когда дельфин становился прообразом денежной единицы. У наших современников Ольвия ассоциируется именно с монетами, выполненными в виде этого морского млекопитающего.
Техника отливки дельфинов
- Высокий уровень развития ольвийского бронзолитейного ремесла уже в раннюю эпоху и отсутствие регулярно действующих источников снабжения города драгоценными металлами приводят к тому, что к моменту сложения в Ольвии местного городского рынка, нуждавшегося в собственной разменной монете, в качестве монетного металла ольвиополитами была избрана бронза. Монеты, имевшие первоначально форму двусторонних рельефных рыб или дельфинов, изготовлялись долгое время посредством отливки в особых формочках. Сама техника отливки упомянутых фигурных монет и пришедших им на смену круглых «ассов» в существеннейших чертах повторяет хорошо известный ольвиополитам способ изготовления других поделок в двусторонней форме. Обе ее половинки с соответствующими углубленными изображениями — индивидуальными либо групповыми — совмещались таким образом, чтобы негативные изображения по возможности точно совпадали. Это достигалось при помощи специальных соединительных штифтов, которые входили концами в высверленные в нужных местах в обеих половинах формы гнезда через канал, также углубленный в обе половины соединенной и закрепленной формы, туда заливался расплавленный металл. Другой канал или узкое отверстие служили для отвода воздуха. Если форма была групповой, то каждый изготовляемый предмет мог иметь отдельный канал, или они соединялись между собой особыми канальцами. При не вполне точном совмещении углублений одна половина отливки оказывалась несколько смещенной по отношению к другой, как это нередко наблюдается у крупных ассов. Кроме того, при недостаточно плотном соединении половинок формы жидкий металл образовывал вокруг готового изделия пластинчатый выступ или несколько выступов самой причудливой формы. Известны также случаи, когда в форму поступало недостаточное количество металла, и изготавливаемая в ней монета оказывалась дефектной.
Чеканка ольвийских монет
- Что касается самого процесса чеканки, то он осуществлялся на ольвийском монетном дворе теми же методами, что и во всем античном мире. При этом использовались либо обычные парные штемпеля, нижний из которых утапливался в гнезде, специально сделанном в теле наковальни, а верхний приставлялся вручную к монетному кружку, либо прибегали к более сложной технике. Именно для ускорения трудоемкого процесса чеканки на поверхности наковальни вырезался ряд одинаковых нижних штемпелей, к одному из которых в каждый данный момент прикладывался подвергаемый чеканке кружок. Только при таком предположении можно объяснить тот вид, который имеют некоторые ольвийские монеты III в. до н.э. Так, в одном случае вместо обычного типа — головы бородатого и украшенного рогами речного божества — видны затылок и пышные локоны одного изображения и вслед за ними на некотором расстоянии профиль точно такого же другого изображения, причем совершенно ровное монетное поле не допускает мысли о возможности двойного удара. Об этих же монетах с изображением речного божества можно с уверенностью утверждать, что с той же целью ускорения их изготовления некоторые их группы чеканились на извлекаемых из монетных форм полосах или цепочках кружков, соединенных между собою литниками.
Когда возросла потребность в звонкой монете, ольвийские монетные мастера исключили отдельные звенья производственного процесса. Так, не смущаясь дефектности своей продукции, они пускали прямо под новые штемпеля старые монеты не только без переливки кружков, но даже и без расплющивания или изглаживания прежних типов и надписей.