«ИЗ МИНУСОВ НАДО ВСЕГДА ДЕЛАТЬ ПЛЮСЫ»
– Функции управления образования Якутска – это реализация федеральных законов, в т. ч. Закона об образовании, ведение образовательной политики города, то чем непосредственно я и занимаюсь по всем пунктам. Если говорить про воспитание, то реализация ФЗ № 120. Система образования очень большая, она охватывает все области экономики, и от нашей работы будет зависеть, как мы будем жить лет через пять–десять, в ближайшем будущем. И поэтому мы должны работать хорошо.
ДЕВИЗ ПО ЖИЗНИ
Самый главный – из минусов надо делать плюсы в любой ситуации. Когда-то губернатор Красноярского края генерал Лебедь говорил: «Упал? Отжался!». То есть из падения он извлекал полезное.
Второй – привлекать детей к решению проблем и воплощать их проекты в жизнь, повышать тем самым их самооценку и мотивацию к учебе.
ХОТЕЛ СТАТЬ РАДИОФИЗИКОМ, А ПОЛУЧИЛСЯ УЧИТЕЛЬ
– Алексей Климентьевич, чаще всего в систему образования, педагогику идут женщины. Как вы решили стать учителем?
– Сейчас в школе мужчин стало больше, но было время, когда мужчина в школе – директор, трудовики, учителя физкультуры и… физики. В школе я любил физику и хотел поступить на физический факультет. Хотел стать радиофизиком, но была большая конкуренция, и у меня для зачисления не хватило баллов. Предложили: поступай на педагогическое отделение или не берем вообще. Потом, если будешь хорошо учиться, сможешь перевестись. Я согласился. После прохождения первой практики я понял, что преподавание – это мое и решил, что никуда не буду переводиться.
– Подрабатывали студентом?
– Да, конечно. Грузчиками работали. В ОКОДе подрабатывали. Это дружинники, которые держали порядок в студгородке.
– Чтобы поддерживать порядок в студгородке, и смелость нужна, и физическая сила.
– Я не занимался спортом активно, разве что боксом до седьмого класса. Зато много работал физически. И у нас была крепкая и дружная команда.
– Вы говорите, что не занимаетесь спортом, а как же тогда вы стали президентом Федерации альпинизма и скалолазания?
– Многие люди мечтают стать президентом, и я тоже. И вот мечту свою исполнил, стал президентом Федерации альпинизма и скалолазания республики (смеется). Получилось так, что я убежден: школа без лагеря – это не школа. Раньше практически у всех школ были лагеря, а у детских садов – дачи. Сейчас практически все потеряли. Думаю, что, несмотря на то, что не хватает школ, детских садов, все равно средства на содержание лагерей мы должны предусмотреть. Не все могут позволить себе отдыхать на югах. Также школы из-за переполненности, отсутствия больших залов не могут организовать совместный досуг для всех учащихся. Например, новогодние утренники длятся целую неделю. В лагере же можно подводить итоги учебного года, быть вместе всем коллективом – для сплочения. Лагерь – это центр трудового воспитания, трудолюбия. Таким местом для меня был «Спутник». В конце учебного года мы проводили ысыах, отмечали лучших, успехи в спортивных соревнованиях, что являлось мотивацией для детей. Это объединяющее мероприятие: почти четыре тысячи человек – с родителями и учениками.
И вот сложилось так, что лагерь хотели отнять. А мы там поставили бассейн, хотели сделать футбольное поле. Стало обидно, и энергия от этой обиды вылилась в скалодром в школе. Уже позже ребята обсуждали планы по работе скалодрома, и получилось, что все завязано на мне.Так я стал членом федерации, а чуть позже – его руководителем. За три года провели много соревнований и выездов. Детей и взрослых, у которых есть спортивные разряды, становится с каждым соревнованием больше. Жаль, площадок мало и совсем нет скалодромов на спортивных объектах города. В конце прошлого года открыли скалодром в 24-й школе, и на днях откроется в 19-й школе. Совместно с Россоюзспасом, Русским географическим обществом организовывали экспедицию на хребет Черского, проложили первые альпинистские маршруты в нашей республике, которые вошли международный реестр. Нынче тоже планируем выезд со школьниками.Альпмаршруты работают. У нас были известные во всем мире альпинисты и скалолазы, такие как Симоне Моро – покоритель восьмитысячников, Килиан Фишхубер – многократный обладатель Кубка мира по скалолазанию.
– Когда вас назначили на должность начальника управления образования, общественность прочила, что вы в каждой школе установите скалодромы и все переведете в коммерческое русло…
– Было дело, все потому, что я в своей школе ввел платные услуги: ментальная арифметика, подготовительные курсы и т.д. Школа может быть самодостаточной и обеспечивать себя, ведь жизнь города зависит от того, как работают или не работают образовательные учреждения.
У каждой школы есть свои мечты и планы, своя программа развития, и нужны финансы для реализации этих проектов. Можно быть самодостаточным за счет бюджетных и внебюджетных средств, а не за счет родителей: питание, может быть продажа школьной формы, реализация канцелярских товаров. Это город в городе.
– То есть в школе должны начать шить школьную форму?
– Необязательно. Можно просто реализовывать. Заказать на фабрике и реализовывать самим, имея с этого процент. То же самое и с канцтоварами. Я так размышляю: вместо того чтобы стоять с протянутой рукой и просить родителей, можно просто зарабатывать. Школа была самостоятельной – вмыслях и действиях. Многие проекты были реализованы нами без больших вливаний из бюджета, например, скалодром, пулевой тир, лагерь «Спутник». И все без большой поддержки.
Экономить расходы школы на сокращении ремонтов. При строительстве новых школ предъявлять застройщику четкие высокие стандарты качества материалов. Как говорят англичане: мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи. Я был во многих школах Америки, Израиля, Китая, Кореи. Там другие стандарты качества. К примеру, дверные петли сверху донизу как рояльные, двери или композитные, или массивные, антивандальные. Выдерживают большую нагрузку. Дети же бегают и дверями хлопают… А у нас какие двери? Картонные! Ломаются, не выдерживают. Так должно быть и с замками и сантехникой. Все зависит от руководителя школы. При строительстве нужно правильно составлять техзадание, грамотно прописывать и требовать исполнения.
У нас много типовых зданий: одинаковые детские сады, школы. Бывают реализованы очень удачные решения, а в другом таком же здании – не очень. В системе образования надо делиться положительным опытом коллег и перенимать лучший. На совете руководителей мы говорили об этом. Сейчас я пытаюсь составить техзадание для создания портала, который будет полезен всем участникам образовательного процесса, детям, родителям.
ХВАЛИТЬ И МОТИВИРОВАТЬ
– Но есть же официальный сайт…
– А вы там разве найдете советы? Там электронный журнал, новости не совсем свежие. Вообще, если в школе 50 классов, то одновременно происходит порядка 50 событий. И мы должны максимально отмечать достижения ребят, делиться ими. У каждой школы должны быть инстаграм-страницы, сайты, которые публикуют новости, успехи детей. Это должно консолидироваться на образовательном портале, чтобы можно было потом применить для достижения воспитательных и многих других задач.
– Вы не считаете, что у детей начнется зависимость от количества «лайков»? Сейчас многие взрослые в депрессию впадают, если их не оценило много человек.
– Я подписан на многие страницы в «Инстаграме». Вот, например, 31-я школа. 1052 подписчика. Разные достижения детей и примерно одинаковое количество «лайков».
В сфере образования происходит очень много событий, и средства массовой информации обычно забывают о них, размещают один негатив, поэтому мы и хотим создать образовательный портал.
– Вы бы хотели поменять что-то в системе образования?
– Считаю, что обязательная сдача ЕГЭ – это не есть хорошо. Должна быть свобода выбора. В старших классах сейчас движение учащихся минимально. Если кто-то хочет поменять школу, но у него посредственные результаты,никакая школа не примет, потому что ухудшатся показатели у учителя, а ему аттестацию проходить. Учитель награду не получит, премию, еще много чего. Детям нужен выбор.
Еще бы больше спортзалов построил возле школ, все должно быть в шаговой доступности.
– Что вы привнесли новое, вступив в должность, какие планы?
– Хочу реализовать уже запущенное положение «Культурный паспорт школьника». Учеником заводится тетрадка, где отмечается, чем ребенок занимается, куда ходит: в театр, музей, библиотеку. Описывает свои впечатления. И в конце года будем подводить итоги на самую читающую семью, школу, театралов и т. д. Этот проект был уже реализован в 31-й, 5-й, 2-й школах.
Еще в мечтах организовать публичную олимпиаду. В Китае, наверное, видели, как проходят экзамены на открытых площадках? У нас холодно, но можно было бы использовать спортивные объекты. К примеру, в спорткомплексе «50 лет Победы» или «Дохсуне» поставить парты, и дети разом пишут олимпиаду. Потом награждать победителей в больших красивых залах в торжественной обстановке, чтобы дети стремились к достижениям, а не сидели перед телевизорами. Сначала награждать на школьном уровне, а потом самых-самых – на городском.
ДЕТЕЙ В ДЕЛО
И самая главная идея, которую я уже реализовывал во второй школе, – в решениях проблем города использовать умы детей. Например, решения инженерного плана. В нашей школе проектировали на «АВТОКАДе», и проекты, которые дети сделали, реализовывались. Сейчас я думаю над заданием на 1 сентября, чтобы дети использовали различные технологии, проектировали решения проблем школ, округа или города. Допустим, как можно оформить остановку или решить проблему мусорных баков. Дети думают не как взрослые, у них нет стереотипов, они свободно мыслят и могут предлагать очень хорошие идеи. Проверено! Я, будучи директором школы, думал о навесе, потому что перед зданием постоянно падал снег. У меня эскизы выглядели вообще убого. Когда дети сделали проект навеса, получилось здорово, и все это реализовано. Тот же ленский мост. Почему мы не озадачиваем детей? Они могли бы подкинуть свежие идеи.
Или вот мы не используем тот материал, который у нас буквально под ногами: камыша очень много в городе или сухостоя. Это нужно все использовать в жизни. У взрослых уже фантазии не хватает придумать, как это использовать, а дети придумают, что с этим сделать. И я это обязательно реализую.
Или, к примеру, у взрослых не всегда получается найти время, а у детей оно всегда есть. Возьмем развитие туризма в республике. Многие дети знают английский язык. Почему бы им не поработать гидами? Повысить мотивацию и создать детские турагентства, водить иностранцев летом по городу. Бывают моменты, когда в летнее время все в отпусках и обеспечить досуг иностранных делегаций сложно, сервиса нет…
– Вам самому удается хоть иногда отдыхать?
– Отдых у меня активный. Много разных мероприятий и соревнований, приходится выезжать, организовывать – вот и отдых.
– При таком активном отдыхе наверняка случались какие-то экстремальные ситуации?
– Было дело в самых первых экспедициях, когда работал в Намской гимназии. Сплавлялись со старшеклассниками по реке Кэнкэмэ. Когда возвращались в базовый лагерь, прошли через сгоревший балок лесорубов. Дети очень громко разговаривали. Через полдня ходьбы мы оказались в том же месте. Шел сплошной дождь. Начали ставить ориентиры, а через три часа опять туда же стали заворачивать. Чтобы выйти, ставили человека и по компасу смотрели. Человек бежал, останавливался, и мы к нему шли. Потом снова компас, и процедура повторяется. Только так мы смогли выйти со злополучного участка. Потом только узнали, что в этом балке сгорел человек. Видимо, место такое недоброе.
Экспедиция вторая – сплав на байдарках со своим классом из городской национальной гимназии. Спускались по Синей с Бердигестяха. Сказали, экспедиция продлится пять–семь дней. Я, как человек запасливый, взял продуктов на десять дней. Но мы только по Матте спускались неделю. Речка высохла. Уровень воды был низкий, и, вместо того чтобы плыть, таскали байдарки. Комаров куча. Я тогда научился отключать боль. Мысленно. Вначале ногам больно, по сухому шиповнику только в плавках, но деваться некуда, поплакаться некому, и идешь вперед. Было, мы вдвоем с учеником топором перерубили в двух местах упавшее дерево, которое в диаметре около метра, чтобы байдарки прошли. На руках тащить намного дольше бы получилось – разгружать, перетаскивать, а так смогли лечь на дно байдарки, такой уровень воды был, и через бурелом проходили. Тогда и голод испытали… Хлеб, который нашли на дне байдарки, был такой вкусный! В итоге вместо пяти дней две недели сплавлялись. По прибытии всех детей развез по домам, сдал на руки родителям.
Все, кто был тогда в экспедиции, до сих пор ее помнят. Говорят же, что, пока не ощутишь лишений или что-то не потеряешь, не оценишь того, что у тебя уже есть.
Сейчас бы я в такую экспедицию не отправился…
Беседовала Виктория ВЛАДОВА