К барьеру! Дуэльные пистолеты
Шпаги и канделябры
Хотя основным видом оружия дуэлей первоначально было холодное, и в XVII веке бесконечные схватки чести на шпагах превращались в кровавые драки. Известны также случаи применения на дуэлях совершенно «неканонического» оружия или предметов, используемых в таковом качестве. Так, например, описана дуэль между двумя английскими офицерами в Индии, заключавшаяся в следующем: офицеры несколько часов сидели неподвижно в темной комнате, куда запустили индийскую кобру, пока, наконец, она не укусила одного из них. В России в XIX веке был случай дуэли между приставом Цитовичем и штабс-капитаном Жегаловым на медных канделябрах — такое оружие в соответствии со своим правом оскорбленного выбрал Цитович, поскольку не умел в достаточной мере ни стрелять, ни фехтовать.
Пистолетные пары
По мере совершенствования огнестрельного оружия споры начинают разрешаться при его помощи. Применение пистолетов снимало главную проблему всех дуэлей – разницу в возрасте. Любопытно, что сначала в практику вошли пистолетные дуэли верхом на лошадях, и лишь позже появилась широко известная сейчас пешая форма. Гораздо реже для дуэлей применялось длинноствольное огнестрельное оружие (дуэль на ружьях, винтовках, карабинах) и многозарядные пистолеты или револьверы. Со второй половины XVIII века пистолетные дуэли становятся преобладающими, тем более что общественное мнение всегда было на стороне дуэлянтов. К концу этого столетия окончательно сформировался облик дуэльных пистолетов. Дуэльные пистолеты были парными, абсолютно идентичными и ничем друг от друга не отличались за исключением цифры 1 или 2 на стволе. Обычно дуэлянты не получали знакомого им оружия, не разрешалось даже пробовать качество спуска у выданного пистолета. Исключение составляла дуэль по причине очень тяжелого оскорбления, но тогда второму участнику тоже разрешалось взять свое оружие.
Принцип кремния
Окончательно оформили дуэльные пистолеты английские мастера. Усовершенствованию подвергался кремневый замок, который непрерывно улучшался с момента своего возникновения в XVI столетии. Принцип его действия достаточно прост. В губках курка зажимался остро заточенный кремень. Напротив него располагалось стальное огниво. Под этими деталями чуть ниже находилась полка с затравочным порохом. При нажиме на спуск курок с кремнем бил по огниву, из него сыпались искры, поджигавшие порох на полке. Над полкой в стволе имелось затравочное отверстие, через которое огонь попадал внутрь ствола, воспламеняя основной заряд, и следовал выстрел. Заряжение пистолета осуществлялось с дульной части ствола. Потребовалось около двух столетий, чтобы эта конструкция превратилась в безотказно работающий механизм, каковым он стал к началу XIX века. От надежности пистолета зависела жизнь дуэлянта, ведь по правилам дуэли осечка приравнивалась к выстрелу.
Последнее усовершенствование было сделано англичанами, которые ввели в обиход так называемый «водонепроницаемый» замок. Суть его сводилась к тому, что нижнее колено огнива, являвшееся крышкой полки, плотно и точно накрывало порох на ней, не давая влаге или сырости проникнуть внутрь и его подмочить.
Заряжайте пистолеты
Дуэльная пара помещалась в ящике вместе с сопутствующими принадлежностями. Обычно они состояли из зарядного шомпола, молоточка, пулелейки, пороховницы, пороховой мерки, инструментов – отвертки, прочистки, крейцера. Особенно важным элементом была пороховая мерка, ибо зарядке пистолетов уделялось главное внимание. Каждая пара секундантов отмеривала нужные дозы пороха друг у друга на глазах, следя за тем, чтобы они были равными. Иногда по условиям дуэли пистолеты заряжались оружейным мастером в присутствии секундантов, пистолетный ящик опечатывался и в таком виде доставлялся к месту дуэли, где вскрывался только перед самым началом. Пуля обертывалась в кожаный пластырь и при помощи шомпола, подгоняемого ударами деревянного молоточка, забивалась до конца. В нарезной ствол она шла туже, в гладкий, без нарезов – свободней. По правилам дуэли разрешалось применять как нарезные, так и гладкоствольные пистолеты, лишь бы у стреляющих они были одинаковые. Спусковой механизм пистолета мог иметь смягчающее устройство – шнеллер, ведь это изобретение существовало со времен арбалетов. Однако как ни странно многие дуэлянты предпочитали пистолеты с грубым спуском. Объясняется это очень просто: в волнении дуэлянт с чувствительным шнеллером мог произвести случайный выстрел до того, как хорошо прицелится. Эргономика пистолета, плавный ход деталей замка позволяли произвести весь точный выстрел. Известно, к примеру, что Пушкин попадал в карточного туза на расстоянии 10 шагов. Количество пороха и масса пули были достаточны, чтобы обеспечить убойную силу. Пули были круглые, свинцовые, диаметром 12-15 мм и весом 10-12 г. Пороха могли класть до 3,8 г.
Спасительный дым
В 60-х годах уже нашего столетия экспертная комиссия, изучавшая обстоятельства гибели Лермонтова, произвела контрольные выстрелы из дуэльных пистолетов. Оказалось, что их пробивная способность лишь немногим уступает пистолету ТТ, пуля которого пробивает насквозь 8 сосновых досок на расстоянии 25 метров. Прибавим к этому внушительный калибр… При столь высоких боевых свойствах дуэльных пистолетов и малом расстоянии между дуэлянтами остается только удивляться, почему они не перестреляли друг друга. Объяснения этому можно найти в особенностях выстрела из кремневого пистолета. После вспышки пороха на полке должно пройти около секунды, прежде чем воспламенится заряд в стволе и последует выстрел. Чисто психологически удержать в нужном направлении пистолет после поджога затравочного заряда крайне сложно, рука невольно сдвигается. Кроме того, облако дыма с полки заслоняет цель и лезет в глаза. В каждой стране были свои знаменитые мастера по изготовлению дуэльного оружия. В Англии это Джозеф Ментон и семейство Мортимеров, в Германии род Кюхенрейторов из Регенсбурга, работавших в пистолетном деле почти два столетия, во Франции – Николя Бутэ и Анри Ле Паж. Последний настолько был знаменит в России, что его пистолеты считались синонимом дуэльного оружия.
P.S.
Отдельные прецеденты дуэлей случаются до сих пор. Кроме того, иногда демонстративные вызовы на дуэль звучат публично, как правило, от политических деятелей в адрес их оппонентов. До практической реализации такие «вызовы» не доходят, и их следует рассматривать скорее как пропагандистские риторические приемы, чем как реальные попытки следовать дуэльным традициям. Как утверждает «Нескучная книга» Марка Фалкирка, в Парагвае дуэли официально разрешены, но только если оба дуэлянта являются зарегистрированными донорами органов.