Как доказать, что коммунальную услугу оказывают некачественно?
Где прописаны требования по качеству услуг ЖКХ?
В постановлении Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, конкретно - приложение 1. Там обозначены частота (в теплое время года мусор вывозят каждые сутки), допустимые перерывы в оказании услуг (на сколько могут отключать воду за раз и всего в течение месяца), а также конкретные параметры (температура воздуха в квартире, давление воды) и ссылки на необходимые ГОСТы, СНиПы и СанПиНы. В этом же приложении написано, на сколько процентов должны снижать стоимость коммунальной услуги при их некачественном оказании. А снизить могут хоть до 0 рублей.
Как фиксировать некачественное оказание коммунальных услуг?
Обратиться в аварийно-диспетчерскую службу.
Сотрудники УК обязаны фиксировать в специальном журнале все обращения - и письменные, и устные по телефону. Поэтому обязательно назовите свои Ф.И.О., точный адрес и конкретную проблему (какая коммунальная услуга, что не так). Диспетчер УК в ответ должен сообщить вам свои Ф.И.О., дату, время и номер вашей заявки. Запишите эти данные. С даты сообщения в диспетчерскую пойдет отсчет периода некачественного оказания услуги. Конечно, если нарушение будет позже подтверждено проверкой.
Договориться о времени проверки.
Если УК не знает, почему у вас течет холодная ржавая вода вместо горячей, они должны прийти к вам с проверкой. На это у УК есть 2 часа. Конечно, вы можете договориться и на более позднее время. УК обязательно составляет акт проверки. В нем указывают, какие нарушения выявлены, чем проверяли / замеряли, с какого времени эта коммунальная услуга оказывается некачественно. Если УК не нашла нарушения, об этом тоже пишут в акте. 1 экземпляр акта проверки должны обязательно выдать вам.
УК ничего не фиксирует или не видит нарушения, что делать?
Есть несколько вариантов.
Независимая экспертиза
Вы можете потребовать от УК проведения независимой экспертизы или организовать ее сами. Если эта экспертиза будет в вашу пользу, УК придется возмещать вам ее стоимость. Если экспертиза скажет, что все в порядке, вам придется возмещать стоимость экспертизы УК.
Повторная проверка с ГЖИ
Не хотите экспертизу? Можно организовать повторную проверку с участием сотрудников государственной жилищной инспекции и общества по защите прав потребителей. Они также должны будут составить письменный акт проверки в нескольких экземплярах.
Позвать соседей и председателя ТСЖ или совета дома
Этот вариант подойдет, если УК проигнорировала сроки проверки, а сообщить в диспетчерскую службу не удается, т.к. она не работает. В этом случае провести проверку можно вообще без УК, только понадобятся 2 соседа и председатель совета дома / председатель ТСЖ. Составьте акт проверки вместе с ними. Каждый из участников такой проверки обязан расписаться в акте.
Что дальше?
Дальше на основании актов проверки или заключения эксперта пишите в УК заявление о перерасчете. Как обычно, 2 экземпляра, на одном отметка о получении. Если УК не реагирует, у вас остается возможность пожаловаться в жилищную инспекцию (они могут заставить УК сделать перерасчет) или пойти в суд.
@kotjurist