Как это было: Никольский бой
По рассказам местных жителей, до последнего времени в неводы попадались то череп, то штык от винтовки. В 1960-е место братской могилы, куда сложили тела убитых, указала очевидица событий, в те годы уже престарелая бабушка.
Попали в засаду
Именно убитых, а не погибших с оружием в руках. Потому что большая часть отряда плохо организованных повстанцев попала в засаду, устроенную кадровыми военными из 226-го Петроградского полка.
130 убитых – это количество тел, которые свезли в одно место и похоронили в общей могиле. Трупы собирали по всей деревне Никольское местные крестьяне. А красные выдвинулись дальше в сторону с. Конта-Крест, нынешнее с. Намцы.
«Обнажив шашки, начали рубить их…»
Из воспоминаний красноармейца Д. Н. Сивцева о Никольском бое (приведены в работе кандидата исторических наук В. Пестерева «Гражданская война на северо-востоке России и антикоммунистические выступления в Якутии (1918-1930 гг.)», 2008 г.):
«Заняв всю деревню, мы увидели, что бандиты в панике бегут по дороге в сторону Намцев, вот приблизились они к роще, где спрятался наш эскадрон, а наши командиры дали команду стрелять не в бандитов, а вверх, чтобы стрельба действовала на их моральное состояние. Вот бандиты дошли до рощи, отсюда им навстречу выскочил эскадрон.
Обнажив шашки, начали рубить их, только шашки блестят. Бандиты, не ожидая такого положения, бросились бежать обратно к нам. Тут наши командиры дали команду броситься в атаку, с одной стороны жмет кавалерия, с другой жмем мы, таким образом, бандиты оказались в середине. Под конец они бросились в речку и начали переплывать, кто на лодке, кто вплавь. Мы их не преследовали.
В этом бою с их стороны было убито около 130 человек, вся улица на протяжении 2 километров была усеяна трупами бандитов. Приказав местным крестьянам убрать трупы бандитов, наш полк двинулся вперед, чтобы занять селение Конта-Крест».
В воспоминаниях красных командиров К. Байкалова и И. Строда, рядовых участников сражения указываются следующие потери: И. Строд – 400 человек убитыми и раненными белых, К. Байкалов – большая часть якутов-повстанцев утонули в протоке и т. д. При этом потери красных также разнятся.
По оперативным сводкам и показаниям пленного атамана Семенова, в протоке утонуло около 20 повстанцев. Потери красных – 6 убито, 5 ранено».
Улица имени красного полка
Спустя 94 года после того сражения, следов битвы в Намском улусе почти не осталось. Кроме одного булгунняха, холма, на другой стороне нынешней трассы из Якутска в Намцы. На этом единственном холме на открытой местности наступавшие красные установили пушку и начали обстрел деревни, в которой укрепились повстанцы.
ФОТО холм пушка
После 2-3 пушечных выстрелов, которые попали в вырытые окопы, а также обстрелов из пулеметов, повстанцы в панике начали убегать.
Надо отметить, что еще накануне боя жители с. Никольское покинули свои дома. Он вернулись только после его окончания. Как известно из источников, крестьяне собрали трупы и похоронили их в общей братской могиле.
Сейчас старые дома села так и стоят вдоль речной протоки, той самой в которой спасались от шашек и пуль повстанцы. Старая часть села, не так затронута современной застройкой.
Кстати, в память о событиях Гражданской войны одну из улиц села в советское время назвали Петроградская, по названию 226-го Петроградского полка.
Возможное место братской могилы
В самом конце деревни в сторону Намцев местные жители указали возможное, по их мнению, место братской могилы убитых повстанцев.
Из рассказа участника Никольского сражения 1922 года известно, что повстанцы попали в засаду, сбежались в одно место, где их и порубили шашками. На это место потом и собрали трупы. Логично, что трупы не будут таскать туда-сюда по всей деревне, а будут складывать, где их больше всего было убито. Трупы собирали по направлению, где начался бой и где он закончился, то есть по направлению к Намцам, с юга на север.
Но указанное местными жителями возможное место братской могилы вызывает сомнения у археологов.
«Этих дней не смолкнет слава…»?
Оценка событий Гражданской войны в советское время была четкая – вот белые, вот красные. На стороне белых – кулаки и зажиточные крестьяне, за красных – рабочие и матросы, а также бедные крестьяне. В советской историографии широко использовался термин «бандитизм».
Но сегодня словосочетание «герой Гражданской войны» уже не столь геройское. Как можно стать героем братоубийственной гражданской войны?!
«Красные» и «белые», крестьяне-повстанцы сражались за счастье, которое они понимали по-разному.
И сегодня требуется правдивая оценка и научное описание тех событий.
Благодарим сотрудников Музея хлебопашества с. Никольское Намского улуса
П. Р. Протопопову, Р. М. Никитину, С .Н. Протопопову и краеведа О .Омина за подготовку данной статьи.
В следующем номере мы продолжим разговор о поездке в Намский улус совместно со специалистами Якутского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.