Как оплачивать квартплату, не выходя из дома?
Но жизнь показала, что мы, обычные потребители услуг ЖКХ, часто не понимаем и недовольны тем, как рассчитана квартплата. Теперь у нас появилась не только возможность отслеживать, за что мы конкретно платим, но и производить квартплату, не выходя из дома. Более подробно рассказать об этой системе мы вновь попросили Оксану ВАСИЛЬЕВУ – заместителя директора ГКУ РС(Я) «Агентство субсидий».
Почему возникла новая система?
- Оксана Дмитриевна, почему возникла идея создания новой системы автоматизации ЖКХ?
- В 2010 году правительством нашей республики принято распоряжение №1331-р «Об утверждении Концепции создания и внедрения Единой интегрированной информационно-аналитической системы по начислению и сбору платежей населения РС(Я) за жилищно-коммунальные услуги». Если кратко, то система называется «Дом.Онлайн» (ЕИИАС ЖКУ).
- В связи с чем она возникла?
- Все мы знаем, что у нас сегодня очень много участников сферы ЖКХ – это органы госвласти, органы местного самоуправления, поставщики коммунальных, жилищных услуг, исполнители коммунальных услуг и самые главные – население. Поэтому возникла идея централизовать на уровне региона базу данных, создать некий центр сведений о жилищно-коммунальных услугах. Внедрение ЕИИАС ЖКУ предполагает переход на автоматизированное управление, суть которого заключается в разработке единой информационной базы данных по начислению и сбору платежей граждан за ЖКУ. Эта задумка была изначально, и мы всегда стремимся к тому, чтобы любой гражданин, вне зависимости от своего месторасположения, в любой момент мог бы узнать о своих начислениях по квартплате - сколько он должен заплатить, за что он должен заплатить и как он может заплатить. Вот эти три вопроса, которые мы хотели увидеть в результате внедрения информационной системы ЕИИАС ЖКУ.
ВАЖНО!
Система ЕИИАС ЖКУ разработана по облачным технологиям и представляет собой веб-приложение, в качестве пользовательского интерфейса выступает браузер, обмен данными происходит по каналам информационно-коммуникационной сети передачи данных интернет. В качестве системы управления базами данных используется свободное программное обеспечение PostgreSQL. По виду автоматизированной деятельности ЕИИАС ЖКУ относится к многопользовательской территориально распределенной информационно-телекоммуникационной системе обработки и передачи информации с различным уровнем доступа пользователей к обрабатываемой информации, получаемой в рамках выполнения участниками своих функций.
Что входит в эту систему?
- Эта система ЕИИАС ЖКУ уже работает?
- Да, эта система уже работает. ЕИИАС ЖКУ начала активно внедряться с 2014 года, но поэтапно. Чтобы не путались, отмечу, что «Система Дом. Онлайн» – это сокращенное название, а полное наименование – «Единая интегрированная информационно-аналитическая система по начислению и сбору платежей населения РС(Я) за жилищно-коммунальные услуги» (ЕИИАС ЖКУ). Данная система включает в себя шесть подсистем: «Агентство субсидий», «Биллинговый Центр», «Информационно–аналитический центр Министерства ЖКХ и Э РС(Я)», «Информационный интернет портал «Электронное ЖКХ РС(Я)», «Интеграционная подсистема» и «Централизованное хранилище данных».
- Какие из этих подсистем полезны для граждан?
- Да, основная часть подсистем рассчитана для органов государственной власти, местного самоуправления, организаций в сфере ЖКХ и т. д. Особую пользу для граждан представляет портал «Электронное ЖКХ».
В чем польза портала «Электронное ЖКХ»?
- В чем его польза?
- Портал «Электронное ЖКХ» помогает гражданам узнавать информацию о состоянии сферы ЖКХ, просматривать сведения, предоставленные УК или ТСЖ, узнать о программах капитального ремонта и т. д. Кроме того, в личном кабинете жители могут внести данные показаний своих счетчиков, отслеживать начисления и производить оплату за коммунальные услуги в режиме он-лайн. Кроме того, портал позволит всем нашим гражданам принимать активное участие в жизни отрасли ЖКХ и способствовать ее развитию в нашей республике.
ВАЖНО!
Подсистема информационный интернет-портал «Электронное ЖКХ РС(Я)» должна обеспечивать доступ органов государственной власти и органов местного самоуправления, граждан и организаций к информации о развитии сферы жилищно-коммунального комплекса республики, а также организацию информационного взаимодействия соответствующих органов исполнительной власти с гражданами и организациями по вопросам развития сферы ЖКХ республики.
О других возможностях
- Оксана Дмитриевна, какие задачи решает подсистема «Агентство субсидий»?
- Подсистема «Агентство субсидий» обеспечивает решение задач по автоматизации процессов расчета субсидий физическим и юридическим лицам по утвержденному порядку, формирования регламентированной и нерегламентированной отчетности. Подсистема «Агентство субсидий» отвечает нашим двум уставным задачам – это предоставление субсидий для граждан и для поставщиков коммунальных услуг. Мы все знаем, что у нас действует закон о льготных тарифах, то есть гражданин не платит полную себестоимость услуги. Гражданин платит порядка 30%, а 70% - это субсидия из государственного бюджета республики, предоставляемая ресурсоснабжающими организациями на разницу экономически обоснованного тарифа и льготного тарифа для населения. Например, реальная стоимость коммунальной услуги составляет 100 рублей, у нас в республике человеку начисляют 30 рублей, а 70 рублей – это государственная помощь, которую получают организации коммунального комплекса на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных тарифов на коммунальные услуги. При этом, если человеку и эти 30 рублей оплачивать сложно, тогда у него есть право оформить субсидию (это тоже государственная помощь). Об этом мы в вашей газете говорили не раз и подробно. В целях автоматизации указанных процессов и был реализована эта подсистема.
- Что такое «Биллинговый центр»?
- На сегодняшний день «Биллинговый центр» - это центр по начислению за жилищно-коммунальные услуги. У нас сейчас по республике порядка пяти крупных поставщиков коммунальных услуг и около 300 участников процесса – это ТСЖ, УК. Все эти организации до создания «Биллингового центра» имели в лучшем случае разработанные самостоятельно программы, в худшем случае - обычный эксель. Что, конечно, не позволяло на тот момент обеспечить прозрачность начислений. В связи с внедрением «Биллингового центра» организациям предоставлен инструмент, позволяющий осуществлять функции начисления в единой программе, соблюдая принцип прозрачности.
ВАЖНО!
Подсистема «Биллинговый центр» может использоваться предприятиями в сфере ЖКХ РС(Я) для проведения расчетов за ЖКУ, формирования единого платежного документа, учета движения населения, учета претензий, хранения информации о расчетах и начислениях, ведения базы тарифов и нормативов, анализа движения платежей.
Как зайти на портал?
- Вернемся к порталу «Электронное ЖКХ РС(Я)». Что можно конкретно увидеть или какие действия произвести, зайдя на этот портал?
- Для того, чтобы человеку не нужно было звонить или писать нам, у него появилась возможность в одном месте увидеть все новости ЖКХ, изменения в законодательстве ЖКХ. А также, войдя в личный кабинет, гражданин может увидеть свои начисления за жилищно-коммунальные услуги. И главное - оплатить за эти услуги, не выходя из дома или на своем рабочем месте. И сегодня мне хотелось бы заострить внимание наших читателей именно на этих возможностях портала. Все остальные модули системы ЕИИАС ЖКУ разработаны для деятельности органов госвласти, самоуправления и предприятий. Теперь любой гражданин может зайти на этот портал, увидеть актуальную информацию, ознакомиться со всеми изменениями в законодательстве ЖКХ республики. Портал находится по адресу: http://dom.e-yakutia.ru. В целом любой портал создается для человека, для обеспечения ему условий комфорта и обратной связи. Мы готовы услышать замечания, предложения по работе портала и его дальнейшему развитию.
- Все ли УК и ТСЖ находятся в базе портала?
- Если УК или ТСЖ зарегистрированы в «Биллинговом центре», то да. Но, к сожалению, пока не все организации перешли в эту региональную программу.
- А УК и ТСЖ обязаны переходить?
- По Указу главы республики от 28.03.2016 г. №1029 рекомендовано РСО, УК и ТСЖ обеспечить полное и достоверное внесение информации в региональную программу. Те УК или ТСЖ, которые понимают все плюсы и возможности ЕИИАС ЖКУ, идут нам навстречу. Но оставшиеся организации пока не переходят не потому, что не хотят, а потому что их на сегодня устраивает тот информационный продукт, который у них уже приобретен и в который вложены их средства. И такое возможно, тогда мы предлагаем рассмотреть варианты интеграции (предоставления) данных.
- Сколько сегодня зарегистрирована РСО, УК и ТСЖ в «Биллинговом центре»?
- Порядка 200 организаций.
ВАЖНО!
Инструкция по работе в Личном кабинете гражданина на информационном интернет-портале «Электронное ЖКХ РС (Я)»:
Шаг 1. Вход на портал «Электронное ЖКХ РС(Я)».
Для входа на портал «Электронное ЖКХ РС (Я)» открываем любой браузер (Mozilla Firefox, Google Chrome, Internet Explorer, Opera и т.п.) и набираем в адресной строке http://dom.e-yakutia.ru.
Шаг 2. Вход в Личный кабинет гражданина.
Для входа в Личный кабинет гражданина на портале «Электронное ЖКХ РС (Я)» нажмите на кнопку «Личный кабинет».
В открывшемся окне «Вход для портала госуслуг» в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) пройдите авторизацию и нажмите на ссылку «Войти».
О возможностях и особенностях портала
- Оксана Дмитриевна, что можно увидеть, войдя на http://dom.e-yakutia.ru?
- На портале в Личном кабинете гражданин может увидеть свой лицевой счет, проверить, правильно ли указан адрес, площадь квартиры, количество зарегистрированных и фактически проживающих и начисления по ЖКУ по данной квартире за последний месяц. То есть человек видит, за что он конкретно платит. Надо отметить, что с нами сотрудничает Якутская процессинговая компания «Платежи» (учредителем является городской округ), которая обеспечивает возможность для граждан осуществить онлайн-оплату за жилищно-коммунальные услуги. То есть можно констатировать, что данный проект реализуется во взаимодействии региональных и муниципальнх органов власти и предприятий.
- Слышала, что по карте АКБ «Алмазэргиэнбанк» граждане пока не могут оплатить по системе онлайн. Почему?
- Этот вопрос, скорее всего, относится в целом к онлайн-покупкам. Оплачивать можно картой любого банка, но при онлайн-оплатах ваша карта должна быть с функцией защиты, правильное название функции - 3D Secure. В одних банках карта выдается уже с подключенной функцией, в других необходимо подключать отдельно. Как я знаю, по ранее выданным картам Алмазэргиэнбанка действительно нужно было подключать данную функцию отдельно, сейчас же в выдаваемых картах данная функция включена.
- В какие числа лучше снимать показания счетчиков?
- С 23 по 25 число каждого месяца - наиболее оптимальный срок для снятия показателей счетчиков. Необходимо в указанные даты передать показания счетчиков поставщикам или УК (в зависимости от способа управления), затем в следующем месяце оплатить за закрытый месяц. Для удобства граждан показания счетчиков также можно внести через Личный кабинет на портале «Электронное ЖКХ».
Онлайн не для пенсионеров?
- Да, онлайн-система очень удобная, но для пенсионеров, людей более старшего возраста все-таки не очень приемлема, ведь они привыкли оплачивать наличными деньгами и получать квитанции или платежки. Что вы им рекомендуете?
- В этом плане я бы посоветовала обращаться за помощью своих детей, внуков, близких людей, кто является пользователями интернета. Если нет таких возможностей, то гражданин должен работать напрямую со своей УК или ТСЖ.
- Наша УК «Трансстрой» без какого-либо собрания, установила так, что мы все коммунальные услуги оплачиваем через банк «АТБ». И наша УК утверждает, что мы аболютно не переплачиваем при этом. Но банку-то какая выгода принимать и производить платежи по ЖКУ бесплатно? Что-то тут не так, правда?
- Как правило, тарифы на жилищные услуги рассматриваются на общем собрании собственников. Думаю, если вы обратитесь с данным вопросом в УК официальным письмом, они вам обязательно ответят.
- Но у нас никогда не проводились собрания на эту тему, просто вышло объявление, что будем оплачивать через банк.
- Советую провести собрание собственников с участием УК, пусть дадут все разъяснения. Кроме того, ваша организация работает в «Биллинговом центре», рекомендую также зарегистрироваться на портале «Электронное ЖКХ», что позволит просматривать ежемесячно начисления за жилищно-коммунальные услуги.
- Оксана Дмитриевна, спасибо Вам за разъяснения. Ваши пожелания горожанам?
- В рамках сегодняшнего интервью хотелось бы, чтобы граждане стали активными пользователями портала «Электронное ЖКХ», что позволит найти ответы на многие вопросы, и провести оплату за жилищно-коммунальные услуги, не выходя из дома. Информационные технологии направлены на не отягощение, не на создание каких-то сложностей или проблем, а наоборот, чтобы легко, доступно и понятно можно было оплатить за ЖКУ всем потребителям. Но время идет, удобство в приоритете, многие пенсионеры учатся компьютерной грамотности, здесь нет ничего сложного. Единственное – нужно желание освоить электронное ЖКХ, систему онлайн, и в последующем будет легко и удобно.
От редакции: Внедрение «ЕИИАС ЖКУ». Системы Дом.Онлайн» предполагает переход на автоматизированное управление, суть которого заключается в разработке единой информационной базы данных по начислению и сбору платежей граждан за жилищно-коммунальные услуги. Данная система ориентирована, в первую очередь, на потребителя, для обеспечения прозрачности и открытости жилищно-коммунальных услуг. Для граждан особую пользу представляет портал «Электронное ЖКХ РС(Я)» http://dom.e-yakutia.ru. На нем мы можем узнать информацию о состоянии сферы ЖКХ, просматривать сведения, предоставленные управляющей организацией, узнать о программах капитального ремонта. Кроме того, жители могут внести данные показаний счетчиков, отслеживать начисления и производить оплату за коммунальные услуги в режиме онлайн. Новая система уже становится удобным инструментом для многих якутян в получении всей необходимой информации сферы ЖКХ. Оплачивать квартплату в режиме онлайн или через кассы - дело личное. Но отказываться сразу от новых возможностей, не попробовав это на практике, мы тоже не советуем. Ведь самое главное для нас – удобство, быстрота и надежность.