Как студенту без денег ездить на такси: самые дешевые службы в Якутске
Все знают, что самый популярная таксомоторная служба в Якутске (а теперь и не только) это «InDrive», точнее уже «Drivee». Он был запущен впервые в 2012 году на базе группы независимых водителей г. Якутска, которую создал студент Александр Павлов. Сообщество во «ВКонтакте» быстро набрало подписчиков в то время, и бизнесмен Арсен Томский решил выкупить группу у создателя. Все по закону. Судя по материалам информационных каналов, дальнейшая судьба админа независимой группы сложилась хорошо: Александр Павлов с самого появления известного сервиса до сих пор работает в нём.
С запуска «InDrive» прошло 11 лет, и в столице республики появились другие таксомоторные сервисы, способные конкурировать с «Drivee» на его родине. Тот же "Яндекс GO". Мне, как студентке, мало известно о мире такси, поэтому редакция дала мне 1000 рублей, чтобы я на время забыла об автобусах, покаталась на машинах от разных служб, сравнила цены, пообщалась с водителями и оценила - какая же все-таки служба такси удобнее и выгоднее.
Откуда и куда, и почем
Начнем с прелюдий. На обзоре у меня 4 способа доехать от пункта «А» до пункта «Б»: приложения «Яндекс Go», «Drivee», «Поехали!», которое является дочерним подразделением самого старейшего такси «Максим», а также телеграм-чат «Независимые водители Якутска», за полгода набравший 2,5 тысячи подписчиков.
«Яндекс Go» и «Поехали!» устанавливает стоимость поездки автоматически в зависимости от километража, условий погоды, и количества запросов к моменту заказа. Машину операторы приложения находят сами, пассажиру остается только ждать условленного времени. Опаздывать не рекомендуем – за ожидание водителя стоимость поездки увеличится. На сайте «Яндекс Go» написано, что за минуту придётся отдать не более 8 рублей. Оплата в этих приложениях может списываться автоматически по окончанию поездки, если привязать банковскую карту, а значит. и за ожидание с вас спишут автоматом и увильнуть тут не получится.
В «Drivee» же всё осталось, как и в «InDrive»: пассажир сам устанавливает цену проезда, а водители решают, брать заказ или предложить свою сумму, на которую вы можете согласиться или отказаться. Водителя можете выбрать сами, исходя из рейтинга. Есть 2 способа оплаты: наличными или с помощью мобильного банка. В этом случае по части денег между заказчиком и исполнителем нет посредника. В приложении есть таймер бесплатного ожидания, но нигде не указана информация о том, сколько придется заплатить по истечении этого времени. По словам водителя из группы «Независимые водители Якутска» приложение «Drivee» не обязывает пассажиров платить, но водитель может и лично потребовать с вас денег за ожидание.
В телеграм-чате «Независимые Водители Якутска» всё как в 2012 году у Александра Павлова: люди отправляют в общую группу мессендж с адресом маршрута, устанавливают цену, и указывают номер телефона. Водителей в группе большинство, часть из них те, что зарегистрирована и в «Drivee». Они сами связываются с пассажирами, предлагая свои услуги перевозчика, а также пишут в каком районе освободились и готовы взять пассажира.
«Как сказал Гагарин: «Поехали!»
Первый мой маршрут составляет 4,4 км - с центра города до 17 квартала (ул. Орджоникидзе, 31 – ул. Жорницкого, 23) в 18:30, то есть в вечерний час-пик в будничный день. Поэтому я понимала, что цены будут достаточно высокие.
Итак, «Яндекс Go» готов был отвезти меня за 491 рубль, и то, если в этот момент огромного спроса найдутся свободные водители. Приложение «Поехали!» установило за мой маршрут всего 270 рублей, но опять же с ожиданием. А водители «Drivee» предлагали за поездку не меньше 350 рублей, но водитель обещал приехать уже спустя пару минут. Я спешила, искала машину уже минут 10, поэтому пришлось согласиться на «средний» вариант и выбрать «Drivee».
К слову, на моё сообщение о поездке в телеграм-чате «Независимые Водители Якутска» за весь вечер... никто не откликнулся. Вывод: в будний день в час-пик, если хотите сэкономить, заказывайте машину заранее. А если опаздываете - придется раскошелиться.
Водителем «Drivee» оказался Исломбек, работающий в этой службе всего 3-ий месяц по 3-4 часа в день. Он выбрал именно этот сервис по совету друзей, потому что «Яндекс Go» по сравнению с «Drivee» капризнее из-за снижения рейтинга водителя и блокировки за отмену заказов. Так же Исломбек отметил, что «Drivee» позволяет ему выбрать, кто сядет в машину, оценив рейтинг и количество реализованных поездок пассажира (бывают и такие пассажиры, кто отменяет заказ в последний момент, когда водитель уже у подъезда).
Я спросила у него, заметил ли он разницу между старым приложением и новым «Drivee»:
- Говорят, клиенты некоторые жалуются, что их заказы водителям не показываются. Клиенты долго ждут, когда примут их заказ. Не из-за низкой цены не показываются заказы, само приложение тупит. В остальном, всё так же, как и в «InDrive».
«Яндекс Go»: «Из-за вашего плохого тона мы можем вас заблокировать»
Обратно, приблизительно, в 20:30ч, я решила ехать с помощью «Яндекс Go» в район студгородка. Расстояние между адресами – 6,6 км. Приложение установило цену в 317 рублей, ожидание поиска машины заняло минут 5, а вот ожидание водителя, который был далеко от меня, - минут 8.
За мной приехал Денис, работающий водителем такси уже 10 лет. Во время поездки я многое узнала от него о сервисе «Яндекса».
- Почему вы выбрали именно «Яндекс Go»?
- Ну несмотря на то, что оно самое дешевое, люди более порядочные передвигаются в этой службе по сравнению с «InDrive». Приходят быстро. Более культурные.
Как «InDrive» появился, я так и работал в нём. Как ветеран. Там люди выходят долго, могут пять минут выходить, могут и все десять, и им пофиг. В «Яндексе», допустим, есть 2 минуты бесплатного ожидания, и люди, которые на «Яндекс» перешли, они уже в подъезде машину заказывают. Маленько привыкают, что надо быстро выходить: туда-сюда, время - деньги.
Я 4 месяца подряд сейчас в «Яндексе» работаю. В «InDrive» приходилось, чтобы нормально заработать, ночами ездить, по 15-16 часов в день, а здесь я работаю всего 8-9 часов, и мне хватает. Ко мне ни разу не садились пьяные люди. А в «InDrive» постоянно пьяные ездили. Ну и процент там такой нормальный, сейчас - 13% почти выходит с НДС, а здесь я как самозанятый, 6,5% плачу. Короче в «Яндексе» пока лучше. Маленько не справляются там с адресами, поддержка беспонтовая у них, много вопросов решить не могут. Просто уже как роботы отвечают.
- Какая средняя цена за поездку бывает в «Яндекс Go»?
- Наверное, в районе 220-230 самый минимум по центру бывает. В час-пик свыше 400 бывает.
- Как вообще работает «Яндекс Go» и чем отличается от других?
- Я в других городах сам пользуюсь такси, и там «Яндекс» работает четко. Здесь он половину адресов не видит. Пассажиры указывают ближайший на карте сервиса. То есть, неправильно выдает маршруты. Ну грубо говоря, я город наизусть знаю. На карту не обращаю внимания, и так знаю, где дорога открыта, где закрыта. А новенькие водители, думаю, ездят чисто по карте, которая приведет туда, откуда ты потом не выберешься.
Я с поддержкой постоянно ругаюсь. Они пишут: мы сделаем изменения, мы напишем туда-сюда, но были моменты, которые повторялись в течение двух месяцев, и они только пишут, что исправляют, а на самом деле ничего не меняется. Они вот сегодня мне написали, что из-за моего «плохого» тона они могут меня заблокировать. Да ради Бога. А как? Как с ними по-другому, если они ничего не делают!
Из минусов ещё то, что люди возмущаются за платное время ожидания. Агрессия на водителя, пассажиры говорят: зачем вы нажали платное ожидание или зачем вы там не успели нажать, я там переплачиваю за 3 секунды.
- Правда, что в «Яндекс Go» блокируют за одну отмену?
- Нет, ну на 4-6 часов блокируют, если много отмен.
- Вы до этого работали в каких-то других службах?
- Я начинал с самых-самых первых служб. Ещё когда по городу водители ездили с рациями. И в «Maxim» работал, и где только не работал.
- Можете про «Maxim» что-нибудь рассказать?
- «Maxim», наверное, тоже нормально, но, возможно, для каких-то водителей, которые ездят, скажем так, на бич-классе. То есть, Vitz литровый, которым выгодно по 200 рублей там или по 150. У каждой машины же есть всё равно свой спрос. То есть, у меня объем двигателя большой, я не могу позволить себе возить за 150 рублей, потому что я буду не зарабатывать, а просто так, говорится для поддержки. Они может быть и могут. Ну в «Maxim» залезьте, сейчас там тарифы - 220 рублей.
- Пишут, что с сентября все водители должны будут оформиться как самозанятые.
- Не знаю, поживем, увидим. Может тогда половина водителей отсеется. В «InDrive» же очень много водителей, которые просто выезжают утром на бензин 1000 рублей заработать, после работы 1000 рублей заработать и всё. А есть люди, которые прям годами живут этим. И конечно, приходится «прыгать» туда, где на данный момент больше можно заработать.
- Слышали про телеграм-чат «Независимые Водители Якутска»?
- Нет. А что он изменит? Ничего не даст. Представляете, как это всё тяжело уже в 21 веке, когда службы уже настолько настроены, что тебе заказы автоматически поступают, и тебе не надо, где-то сидеть там, с кем-то переписываться, договариваться. Это сейчас уже не актуально.
Три в одном: о гастарбайтерах в «Drivee»
Едем из района студгородка в Центральный парк вечером, не в час-пик, длина маршрута – 3,6 км. «Яндекс Go» предлагает прокатиться за 241 рубль, «Поехали!» - за 195 рублей, «Drivee» - минимум за 200 рублей. В итоге, 3 приложение быстрее нашло водителя.
Следующей жертвой моих допросов стал Алексей, водитель «Drivee» с 6-летним стажем, иногда подрабатывающий и в «Maxim»:
- Когда вместо «InDrive» появился «Drivee» вы заметили какие-то изменения?
- Чуть быстрее стал, и при оплате пассажир не видел мобильный банк водителя, а сейчас он видит, больше свой номер диктовать не надо. И раньше было: «я приехал», «я поехал», «я завершил заказ», а сейчас просто: «я приехал» и «я завершил заказ», это намного удобнее, и думаю, поэтому отчасти приложение не тупит.
- Говорят, что, если в сентябре введут для водителей обязательство быть самозанятым, их станет меньше. Что думаете по этому поводу?
- Такое может быть. Гастарбайтеров из Азии будет меньше, наверное. Они же здесь нелегально работают. Один зарегистрировался, и они там сутками меняются, 3 человека работают постоянно одним аккаунтом.
- Почему вы выбрали «Drivee»?
- Ну как-то привычнее. Ещё есть «Яндекс», но им люди не пользуются, потому что машин мало, но у них цены адекватные, так как они сами субсидируют таксистам. Может быть, в скором времени «Яндекса» будет много. Но это маловероятно, так как все привыкли пользоваться в прошлом «InDrive», то есть «Drivee».
Не отзывчивые «Maxim» и хитрые пассажиры
Есть такой слух, что в «Maxim» ждать машину надо очень долго. Чтобы проверить это, в послеобеденное время пятницы я пыталась заказать такси недалеко от центра города с помощью приложения «Maxim», а также их номера телефона +74112999999.
Ждала час, но ни оператор, ни приложение за это время не предложили мне ни одну машину. Зато мне удалось заказать такси в чате «Независимые Водители Якутска», с помощью которого я ранее уже пыталась несколько раз найти машину, но все попытки были тщетны. Наэтот раз наконец-таки мне повезло.
Стоит отметить, что в жаркие дни количество подписчиков телеграм-чата «Независимые Водители Якутска» резко возросло - почти на 800 человек. Так мой заказ по маршруту: Петра Алексеева 21/5 – Ойунского 6/1, принял водитель с двухлетним стажем по имени Юрий, не зарегистрированный как «самозанятый». Повезло, ведь он взял заказ, только потому что ему было по пути. И тариф был весьма лояльный - 250 рублей. До этого я раза 3 пыталась найти машину в этом чате.
По словам Юрия, ему не хватает стажа, чтобы совершать пассажирские перевозки в других таксомоторных сервисах, поэтому он подрабатывает в этом чате, который посоветовал ему друг, принимая людей, с которыми ему по пути, также он подрабатывает курьером в «Drivee».
Таксист утверждает, что курьерами являются только неопытные водители, так как опытным уже не хочется от двери до двери ходить.
«Среди пассажиров появился такой лайфхак – заказывать курьера, но в комментариях писать «пассажир». Курьеров очень много, а заказов для них мало, поэтому водители-курьеры берут любой заказ и очень быстро. Это такой способ найти машину недорого», - говорит Юрий.
А кто там на заднем сидении?
Виктория, работает в сфере медиа:
- Услугами такси пользуюсь часто, так как это удобно, экономит время и силы. К тому же у меня маленький ребенок, поэтому нам удобнее передвигаться именно на такси.
У меня установлены приложения: «Яндекс Go», «Поехали!», «Максим», «Drivee», «Uber», в поездках за пределами страны устанавливаю приложения местных агрегаторов, обычно это «Bolt» и «Grab».
Больше всего меня устраивает «Яндекс Go», так как у меня стоит синхронизация с Яндекс-аккаунтом: там удобная система кешбека за подписку на сервисы компании и повышенный кешбек при создании виртуальной карты для оплаты поездок. Также можно настроить семейную карту, тогда члены семьи могут оплачивать поездки с одной карты. Вне Якутска обычно использую только Яндекс, тарифы очень демократичные и что самое удобное, можно сразу вызвать автомобиль с детским автокреслом, мне как родителю это важно.
Когда мне нужно куда-то поехать, обычно вписываю заказ в приложения «Яндекс Go», «Поехали!» и «Drivee». Беру наиболее оптимальный вариант по времени подачи и цене. Большой минус такси в Якутске - отсутствие детского автокресла, даже когда об этом указано в заказе.
На такси трачу по-разному, по центру 150-170 р в среднем, в час-пик тариф возрастает, и, если я очень тороплюсь, приходится соглашаться и на 250 руб. Статистику трат за неделю или месяц я не веду, знаю, что скорее всего сумма будет приличной, но, как правило, в зимнее время трачу больше.
Вероника, работает в строительной компании:
- Заказываю я такси чаще по работе обычно, это 3-4 раза в неделю. Использую следующие программы: «Яндекс Go», «Maxim» и «Drivee», либо по телефону делаю заказ портовского такси. Мне нравится «Maxim», так как там не завышают цену, но правда идёт долгий поиск водителя. В черте города пытаюсь ездить от 150 до 250 рублей, за городом от 400 до 1000 рублей выходит. «Drivee» очень наглые стали, могут и за 800 руб. в черте городе предложить.
Владислав, работает в сфере рекламы:
- В будни такси заказываю 2 раза точно, в зависимости от количества съемок по работе. Пользуюсь «Яндекс Go», «Maxim» и «Drivee». В «Drivee» больше таксистов, чем в остальных приложениях, поэтому быстрее оттуда заказать в рамках Якутска. Трачу 500 рублей в день минимум, в зависимости от съемок. Был бы я в другом городе России, «Яндекс» – фаворит.
Алина, студентка:
- В последнее время очень часто езжу на такси, так как на улице очень жарко, и добираться до работы и практики пешком, либо на автобусе, бывает тяжко. Можно сказать, что пользуюсь двумя приложениями: «Maxim» и «Drivee», но чаще - вторым вариантом, так как он гораздо удобнее и быстрее. В день бывает трачу по 400 рублей, если не больше. В жаркие дни цены на такси очень сильно подорожали. Меня не устраивают такие цены, но приходится ездить. Таксистам тоже стоит учитывать, что по маршруту студенческого городка чаще всего ездят сами студенты, которые не похвастаются большим количеством денег в кармане.
Каждый пассажир ездит, как он хочет
По итогам сравнения «Яндекс Go», «Drivee», «Поехали!», телеграм-чата «Независимые Водители Якутска», ещё и «Maxim», можно сказать, что самое недорогое такси отыщете в приложении «Поехали!», если, конечно, у вас есть время ждать машину.
Выгодным решением при желании сэкономить как деньги, так и время, является следующая «махинация»: скачать все приложения таксомоторных сервисов, которые вам по нраву, и кидать заказы в каждое из них, когда нуждаетесь в такси, после чего выбирать лучшее предложение.
Пока среди служб пассажирских перевозок в Якутске в «Drivee» больше всего водителей, следовательно и машину найти быстрее. Но из-за пробок, погодных условий, возможно, размера процента с водителей, заказывать машину из этого сервиса стало дорого: цена поездки зачастую не соответствует километражу маршрута.
Остальные службы отстают по количеству водителей и в час-пик сильно завышают тарифы. «Яндекс Go» может быть выгоден благодаря системе кешбэка, если у вас оформлена подписка «Яндекс Плюс», то вам будет возвращаться 10% от стоимости поездки в виде баллов, которые можно тратить на сервисы Яндекса.
В «Поехали», «Maxim», «Независимые Водители Якутска» можно установить нормальную или даже дешевую цену поездки, но не всегда можно дождаться водителя.
Как видим, у каждого сервиса есть свои плюсы, минусы. Нам, пассажирам, остается только выбирать, в зависимости от обстоятельств, чем мы готовы пожертвовать: деньгами или временем, а иногда – и тем, и другим, и уже реже - ничем.