Как выглядит работа пилота «Полярных Авиалиний»: «Начинаешь понимать всю ответственность»
В этом году у крупнейшего внутрирегионального авиаперевозчика России — Авиакомпании «Полярных Авиалиний» — 25‑летний юбилей. С 16 июня 1997 года маленькое авиапредприятие, выполнявшего полеты по арктическим районам, на сегодняшний день доросло до авиакомпании, охватывающей всю республику. Сегодня штат компании насчитывает около 900 человек: летчики, инженеры, техники.
Один из них — пилот Владислав Петухов — трудоустроился в «Полярные Авиалинии» в 2013 году, после окончания Бугурусланского летного училища гражданской авиации, и с тех пор стал одним из самых перспективных молодых кадров авиакомпании.
«НЕ ОСОЗНАВАЛ, ЧТО ЭТО ЗА ПРОФЕССИЯ И НАСКОЛЬКО ОНА РОМАНТИЧНАЯ»
— Почему Вы выбрали эту карьеру и как попали на «Полярные Авиалинии»?
— Я думаю осознанно решил стать пилотом в классе девятом, именно тогда появилось очень большое желание им стать. И на меня очень сильно повлиял мой отец, потому что он был пилотом, командиром эскадрильи, на Л‑410 летал — заслуженный пилот.
Где-то до девятого класса я не осознавал, что это за профессия и вообще, насколько она романтичная. Я думал в детстве: «ну, отец летает и летает», «ну, летчик и летчик». А потом уже в классе девятом, когда я уже попал на самолет — увидел кабину, в целом как процесс полета происходит — тогда я уже загорелся, на всю жизнь, это уже как болезнь заразная [смеется].
В «Полярные Авиалинии» я попал, [когда] они открыли набор молодых кадров: первую десятку курсантов — школьников, которые пошли учиться по этой программе. Мы все сами поступили в летное училище: зачеты, экзамены все сдали, профотбор прошли по здоровью — все прошли.
Мы заключили договор [с «Полярными Авиалиниями»] о том, что после окончания училища они обеспечат нас работой. Хоть какое бы время не было, мы бы пришли — нас бы взяли на работу. Плюс еще оплачивали бы проезд раз в год. Это тоже немаловажный фактор, потому что наша республика — удаленный регион, и цены на билеты не вполне дешевые.
Это был один из основных факторов, который повлиял на трудоустройство. Ну и у меня еще отец работал уже пилотом-инструктором в «Полярных Авиалиниях», поэтому выбор был уже очевиден, куда мне устроиться на работу.
«НУЖНО БЫТЬ ГОТОВЫМ КО ВСЕМУ»
— В чем заключается Ваша работа и что для нее нужно знать и уметь?
— Наша работа заключается в безопасной перевозке наших пассажиров, их багажа, груза. Для этого нужно знать и уметь очень много. Особенно в теории быть очень сильно подкованным, потому что ситуации в небе бывают очень изменчивые.
Это такая сфера работы у нас, то, что нужно быть готовым ко всему. Помимо того то, что мы должны иметь на высоком уровне свои профессиональные навыки пилотирования, мы должны быть очень сильно подкованными в Федеральных авиационных правилах, в Воздушном кодексе, в метеорологии (то есть изменчивость погоды какая).
Все это нужно оценивать, матчасть самолета очень хорошо знать, чтобы при любой ситуации мы могли выполнить грамотные действия для безопасного полета наших пассажиров.
И я думаю, в нашей авиакомпании каждый пилот составляет себе цель перед каждым рейсом выполнить его на «Отлично», чтобы наши пассажиры во время нашего перелета, чувствовали себя максимально комфортно. В этом, конечно, очень сильно помогают наши бортпроводники.
— Как выглядит Ваш обычный рабочий день?
— Наш рабочий день в принципе бывает разный, так как у нас авиакомпания помимо обычных рейсов выполняет также санзадания: санитарные рейсы, заказные и рейсы местного контроля. Поэтому все зависит от характера рейса и подготовка к каждому рейсу всегда индивидуальна.
Когда выполняем обычный рейс, вылет у нас бывает в разное время, начиная с раннего утра — с шести, и, заканчивая уже в обед. В день у нас в авиакомпании где-то по 10–15 рейсов наверное.
Обычный экипаж подходит где-то за полтора-два часа до вылета и начинает подготовку к нему — это метеоконсультация, проверка всех документов (чтобы соответствовали по дате выпуска; каждый лист в каждом документе, чтобы все было), техгодность аэропортов смотрим. То есть полная подготовка идет, поэтому нам приходится приходить где-то за полтора-два часа до вылета и полностью уделить себя документам.
Помимо этого, мы должны еще пройти врача. Каждый член экипажа приходит в медчасть, и если член экипажа будет плохо себя чувствовать или еще что-нибудь, врач может вам что-то подсказать или еще что-нибудь сделать.
У нас в авиакомпании есть также резервные экипажи, которые дежурят в течение рабочего дня, и они могут подменить. Если человек будет себя как-то плохо себя чувствовать или может быть поссорился с кем-нибудь в этот день с утра — в жизни разные ситуации бывают — он может подойти и сказать, что сегодня у него не получится, он сегодня неважно чувствует. Его могут поменять легко, с резервного экипажа человека попросят, и он придет.
У нас политика авиакомпании — это безопасность полетов, поэтому мы стараемся всегда обращать внимание на своих коллег, чтобы все всегда были довольны и хорошо себя чувствовали.
После санчасти мы идем на КПП № 2 Аэропорта «Якутск», проходим зону досмотра, и дежурная машина нас вывозит к самолету. После выполнения рейса, мы проводим послеполетный разбор: на этом процессе у нас оговаривается, какие у кого ошибки были, кто что допустил или что можно было бы сделать лучше.
Всегда идет работа над собой. Каждый рейс индивидуален и над каждым надо всегда задумываться: что я сделал хорошо, что я сделал не так, что можно было бы сделать еще лучше.
— Каковы были Ваши первые впечатления работы в компании?
— Впечатления были очень волнительные. На производстве никогда не работал (только после училища) и не знал даже что это такое. Оказалось-то оно совсем не таким веселым, как в училище.
В училище ты пришел, полетал в свое удовольствие, прилетел. А на производстве это уже работа. Ты уже отвечаешь за людей, за безопасность полетов.
Впечатления были очень даже волнительные, потому что с тебя требовали все на 100%. Из-за этого ты тоже начинаешь все осознавать, даже в юном возрасте — когда я пришел в авиакомпанию, мне было двадцать один год. Начинаешь быстрее взрослеть и понимать всю ответственность. Авиакомпания в этом плане очень сильно повлияла на меня.
— Что Вам больше всего запомнилось из работы в «Полярных Авиалиниях»? И почему?
— Коллектив больше всего запомнился. Коллектив очень приятный, хороший, всегда поддержат-помогут, в этом плане у нас очень даже хорошо, все.
А в самой работе, наверное, запомнилось, когда мы возили оленевода, вот золото возили. Также еще сброс парашютистов у нас каждый месяц выполняется — это для тренировочных полетов и тренировки спасателей. Такая у нас обширная работа, интересная, очень увлекательная.
— С какими сложными или необычными задачами Вы сталкивались на работе?
— В принципе, у нас работа сложная и каждый рейс индивидуален и не бывает одинаковых рейсов. Поэтому, наверное, я просто скажу, что она сложная, и необычных задач бывает очень много, и каждый пилот с этим сталкивается, и не все, я думаю, будут рассказывать, что случилось или еще что-нибудь.
Я просто отвечу то, что со сложностями приходится встречаться, и не раз, и мы всегда с ними боремся и стараемся, чтобы все было максимально комфортно для наших пассажиров, даже при сложных условиях.
— Какие перспективы развития Вы видите для себя в будущем?
— Я пока доволен работой, перспективы в «Полярных Авиалиниях» тоже неплохие. В прошлом году я был выбран, как один из кандидатов на переучивание на иностранный самолет, канадский Bombardier Dash 8 Q300. И нас, несколько ребят, поехали в Испанию, город Мадрид, где мы отучились, сдали зачеты, сдали экзамены, все, и технику пилотирования на тренажере.
Все это сдали и получили свои долгожданные документы о том, что мы учились на данный тип воздушного судна. По прилету в Якутск нас отправили в авиакомпанию «Якутия» стажироваться на этом воздушном судне, потому что она эксплуатирует данный вид самолета.
У меня была цель такая, что в течение этого года ввестись в командиры воздушного судна Bombardier Dash 8, на иностранном типе самолета. И с чем я справился. В этом году в апреле я стал командиром Bombardier, и сейчас я летаю на трех типах самолета АН‑24, АН‑26 и Bombardier Dash 8 Q300.
Поэтому пока перспективы для меня, это, наверное, уже расти в инструкторской сфере или вообще в сфере более такой уже руководящей, может быть. Но уходить из авиакомпании в принципе у меня желания такого пока нету.
Работа мне очень нравится, учитывая то, что грубо говоря: утром улетел, а в обед, или вечером уже прилетел обратно к себе домой. И идешь к себе домой, к семье и живешь ты дома у себя. Это один из самых главных плюсов и очень важно для меня. Потому что работа даже на тех же больших судах очень тяжелая в плане того то, что всегда далеко от семьи, постоянные командировки, дороги и живешь в гостинице.
Поначалу я наверное мечтал об этом, но с возрастом уже начинаешь больше ценить то время, которое ты уделяешь семье. Поэтому для меня в перспективе уже только инструкторская, может, руководящая работа.