Как Якутск готовился к атомной войне
Ведь наш город вроде не особо стратегически важен, в нём нет множества воинских частей и оборонных предприятий. Отвечу: нанесли бы непременно.
На соседний Красноярск, по данным советской разведки, в случае войны падали одна-две межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) с РГЧ (разделяющейся головной частью) и до 30 крылатых ракет с ядерной же начинкой. Этого вполне хватало для уничтожения, скажем, Саяно-Шушенской ГЭС и города, где располагались заводы военно-оборонной промышленности.
Чукотско-Верхоянская прифронтовая зона
Якутск же мог быть разрушен всего 5-7 крылатыми ракетами, мало не показалось бы, особенно зимой. Горожане просто вымерзли бы в останках инфраструктуры после гарантированного уничтожения уязвимых газопроводов, теплотрасс, котельных и ГРЭС.
Якутск был мишенью по трём основным причинам: наличие одного из крупных на северо-востоке СССР аэродромов; военно-космической части (17-й Отдельный командно-измерительный комплекс); наконец, город – хорошая перевалочная база по снабжению гарнизонов в Арктике и на Чукотке.
1 мая 1960 года над Свердловском (ныне Екатеринбург) советский ракетный комплекс С-75 сбил американский самолёт-разведчик U-2, пилотируемый Гарри Пауэрсом. Безнаказанные полёты авиации США над глубинными районами Советского Союза прекратились. Взрыв зенитной ракеты и поражение самолёта видели десятки тысяч людей в Свердловске как световые вспышки в чистом голубом небе, но все подумали, что это репетиция фейерверка в честь 1 мая.
Появление нового эффективного оружия позволило вести политику активной обороны и даже разместить советские ядерные ракеты на Кубе, которой угрожала американская оккупация.
Утром 26 октября 1962 года советская ракетная дивизия на Кубе завершила предстартовую подготовку и была готова к нанесению удара по США одновременно 24 ракетами, долетавшими до Вашингтона. Появившийся над её позициями американский самолёт-разведчик U-2 был сбит зенитно-ракетным комплексом С-75, пилот погиб. В этот же день американские разведчик U-2 и истребитель F-102 на несколько секунд вторглись на советскую территорию над Чукоткой, сбить их не успели.
Чукотско-верхоянское направление могло стать настоящей прифронтовой зоной и очень интересовало разведку противника. 18 августа 1960 года американский спутник «Корона» провёл первую разведывательную фотосъёмку из космоса, сфотографировав советский военный аэродром у посёлка Мыс Шмидта на Чукотке. В ответ 28 июля 1962 года был запущен наш спутник «Зенит-2», совершивший фотосъёмку территории США.
Военные перспективы Владимировки
События 1962 года, что бы ныне не говорили, привели к успеху: американцы вывели свои ракеты из Турции взамен на вывод наших ракет из Кубы и обязались на режим Кастро не нападать. Окрылённое успехом советское военное руководство продолжило политику активной обороны, особенно на востоке СССР. При явной угрозе нападения на нас планировали нанести двойной упреждающий удар: истребителями-перехватчиками по барражирующим в Арктике бомбардировщикам США и стратегическими бомбардировщиками по территории Америки через Северный полюс. Арктические льды не позволяли маневрировать американским авианосцам, значит, на пути наших самолётов встречалось меньше истребителей противника.
Авиационные полки для нанесения упреждающего удара нуждались во множестве аэродромов «подскока» (аэродромов-трамплинов) в Восточной Сибири и Якутии. Но их строительство стало бы ужасно дорогостоящим… Однако нашли хитрый выход.
20 июня 1970 года Совет Министров ЯАССР по согласованию с ЦК КПСС и министерством обороны издал постановление «О расширении и оснащении авиаплощадок местных воздушных линий». Местные Советы, Минсельхоз, тресты «Якутуголь», «Якуталмаз», «Якутзолото», «Якутлес» и прочие организации обязали расширить авиаплощадки, установить ограждения лётных полей, аэродромные знаки и провести другие работы. Официальный предлог – улучшение работы местных авиалиний и санитарной авиации. В некоторых улусах аэродромные поля сделали непомерно большими, хотя на них совершал и совершают посадку лишь самолёты типа Ан-24.
Поле аэропорта в Магане тоже великовато. Он был резервным аэродромом на случай, если противник выведет из строя аэропорт в Якутске. Или к нам перебросят целых две авиадивизии. Создали и тайные склады с запасом металлических плит. Выложенные на грунтовые ВПП, они позволяли сесть бомбардировщикам и перехватчикам. Суматоха по исполнению постановления, особенно многолюдные субботники, очень хорошо маскировала сооружение аэродромов для военных самолётов в самых неожиданных местах.
Одна из бетонированных взлётно-посадочных полос находилась до недавнего времени возле Якутска, в сопках у села Владимировка. По некоторым сведениям, она могла даже принять космический корабль-челнок «Буран».
Старые и новые страшилки
Военно-политическое противостояние психологически сильно давило на население обеих стран. По ТВ показывали короткометражки о том, как вести себя при ядерном ударе и спасаться от радиации. Впечатление от этих фильмов было угнетающим. Взрослым выдавали домой на целую неделю противогазы, требуя научиться одевать их за 7 секунд и научить этому своих домочадцев.
Но страхи от ожидания войны были не только у нас. 25 октября 1962 года в США провели учения гражданской обороны, опасаясь удара советских ракет со стороны Кубы, вызвав жуткую панику среди обывателей. У психиатров даже резко увеличилось число пациентов.
В 1970-е годы уверенность в своих силах у нас росла пропорционально созданию новых систем вооружения. Появилась даже задорная песенка, явно продукт государственного агитпропа. Пелась на мотив песенки композитора Шаинского «Голубой вагончик»:
Медленно ракеты улетают вдаль,
Встречи с ними ты уже не жди.
И хотя Америку немного жаль,
У Европы это впереди…
Может, мы обидели кого-то зря,
Недодали пары мегатонн,
Тихо над руинами встает заря,
Там, где был когда-то Вашингтон…
И припев: Падает, падает
На голову Ядерный фугас!
Эту песню никогда не транслировали по радио. Зато кино «Случай в квадрате 36-80» наглядно демонстрировало нашу военную мощь.
От бесхозяйствености не спаслись
…С тех пор прошло много времени и иные бомбоубежища в Якутске пали жертвой не прямых попаданий вражеских фугасов, а бесхозяйственности и мародёров.
Ценное оборудование расхищено. Только сейчас осознаётся основательность подготовки к гражданской обороне. В бомбоубежищах были резервные генераторы с велосипедным приводом для выработки электричества. Заодно они спасали людей от гиподинамии. Даже в крупнопанельных домах на чердачных этажах были вентиляционные установки, удалявшие дым при пожаре из подъезда и создающие при обратной тяге избыточное давление, спасающее от проникновения радиоактивной пыли и отравляющих газов. Все они ныне разобраны и сданы на цветмет.
А ведь убежища могли даже приносить доход. Еще в советское время были разработаны «Правила сдачи защитных сооружений в аренду». Разрешалось использовать их под склады, нельзя было лишь устраивать в них прачечные, овощехранилища и хранить горюче-смазочные материалы. Что мешало сдавать убежища в аренду?
Например, в бомбоубежище Якутской ГРЭС в начале 90-х функционировал видеосалон для работников станции, что, впрочем, не мешало посещать его и окрестной молодежи! Сейчас такое представить себе почти невозможно. Хорошее применение защитным сооружениям нашли вроде бы в Нерюнгри, где их превратили в склады. Но поверх одного убежища построили торговый павильон, укрепив его каркас на крыше-перекрытии с помощью отбойных молотков. В итоге стал протекать потолок бомбоубежища и испортились десятки тонн овощей, купленных арендатором в Казахстане (обычное дело для Нерюнгри, где железная дорога). Суд заставил хозяев убежища возмещать убытки. Размер их был больше, чем прибыль от павильона наверху…
Заброшенные бомбоубежища в Якутске тоже постепенно затапливаются. Представляете, что будет, если подземелье, куда могли вместиться 500 человек, находящееся рядом с жилыми домами, наполнится водой и она замёрзнет зимой? Сдвиг грунта и разрушение стоящих рядом КПД. Убытков будет больше, чем в Нерюнгри...
Кстати, некоторые компоненты старой оборонительной системы приносят пользу до сих пор. Например, постановление от 20 июня 1970 года помогает даже спасать жизни людей. Ведь санитарная авиация благодаря наличию неплохих авиаплощадок может летать практически в каждый улус.
Так сбили Пауэрса