Как живется по-соседству. Об автобусах ЯПАК, бродячих собаках и других проблемах Жатая
НЕМНОГО ИСТОРИИ
Месторасположение — компактный поселок городского типа в 15-ти километрах от Якутска.
Первые упоминания о Жатае относятся к 1920-м годам. По некоторым данным, в этих местах проживал старик Сатай. И от его имени и пошло название местности и будущего поселка — Жатай. В 1920-е и 1930-е годы здесь у берега реки производили изыскания для размещения гидропорта; для отстоя судов, каравана; для размещения складов ГСМ и строительства нефтебазы.
В конце 1940-х годов для работников Жатайского судоремонтно-судостроительного завода и нефтебазы построили рабочий поселок.
По данным на 1 января 2020 года, население Жатая составляет 10 тысяч 189 человек.
В 1998 году на общепоселковом референдуме жителей на территории поселка создано первое в республике муниципальное образование «Поселок Жатай». В 2004 году МО «Жатай» получило статус городского округа.
Свыше 20 лет его возглавлял Анатолий Кистенев. В сентябре 2019 года главой ГО «Жатай» избрана Евгения ИСАЕВА. Прежде она была заместителем главы администрации Кистенева.
«ПРЕТЕНЗИЙ К ЯПАКу НЕТ»
Первый вопрос к главе Жатая — устраивает ли жатайцев расписание и количество рейсов маршрута № 109?
— На сегодняшний день принципиальных претензий к МУП ЯПАК по выполнению маршрута № 109 Якутск — Жатай — Захаровка у нас нет. Устраивает и количество рейсов, и время. Хочу отметить, что руководство ЯПАК идет навстречу пожеланиям жителей Жатая, администрации. Например, были разрешены вопросы заезда автобусов в микрорайон работников бюджетной сферы, который расположен чуть в стороне от поселка. График движения автобусов, устоявшийся, и он нас устраивает. Тариф с автовокзала Якутска до конечки в Захаровке — 60 рублей, и думаю, что на сегодняшний день это подъемная цена для большинства жителей. Если передвигаться внутри поселка, то здесь действует тариф 28 рублей.
— А вы не предлагали ЯПАКу увеличить частоту рейсов и количество автобусов на 109-м маршруте?
— Да, вполне резонно, особенно в «часы пик» — утром и вечером. В эти часы у нас ходит 4 автобуса с разницей в 10—15 минут. И они все ездят с полными салонами. Но так категорично — увеличение количества рейсов и автобусов, пока вопрос не стоит.
— Давайте предположим, что у вас появился свой муниципальный транспорт. Какой тариф вы бы установили?
— Я не могу вот так сразу сказать, какой тариф будет, он ведь выводится расчетным путем… Сейчас рейсы между Якутском и Жатаем выполняются как межмуниципальные. Наших полномочий там нет. А в наших — только организовать перевозки внутри Жатая. Допустим, можем организовать рейсы с Жатая до развилки на трассе, а дальше люди пересаживаются на автобусы и едут до Якутска.
— Ну, это нереально и двойные расходы для населения…
МЕДИЦИНА: МЕЖДУ ФЕДЕРАЛАМИ И РЕСПУБЛИКОЙ
— На недавнем отчете правительства республики в Жатае, прозвучало много вопросов о медицинском обслуживании и услугах, лекарственном обеспечении
— Особенность Жатая в том, что у нас оказывается и предоставляется медпомощь республиканского Минздрава и дальневосточного медицинского учреждения федерального уровня, осуществляющего высокотехнологичную медицинскую помощь. Проблема в том, что поликлиника республиканского Минздрава расположена в помещениях федерального медучреждения. И отсюда возникают вопросы арендных платежей. Ситуация получается такая: на территории Жатая федеральная больница имеет стационар, но не имеет поликлиники. А у Минздрава республики — поликлиника в Жатае, а стационар находится в Кангалассах. И людям приходится ездить на прием в поликлинику в Якутск, или ехать ложиться в стационар в Кангалассы. Этой проблеме не один год и поднималась нами не раз. На первых порах выход есть. Известно, что на федеральном и республиканском уровне достигнута договоренность об обмене площадями, имуществом, но сказать точно к чему пришли на данный момент, пока не могу.
«СВОЕГО ПРИЮТА ДЛЯ БРОДЯЧИХ СОБАК НЕТ»
— Как у вас с бродячими собаками?
— Укусов не зафиксировано, но жалобы на собак есть. Причем большинство собак, которые бегают по поселку, с ошейниками, те, у кого есть хозяева. Понятно, что мы, как органы власти, должны принимать меры, по отлову и так далее. Но и население должно нести ответственность, понимать, что за ненадлежащий присмотр и содержание своих питомцев, будет наказание рублем.
— Кто занимается отловом безнадзорных животных в Жатае? Своя УК?
— По конкурсу в Жатае этим занимается «Жилкомсервис». Своего пункта передержки и приюта у нас тоже нет. По обращению с безнадзорными животными, мы находимся в той же ситуации, что и все муниципальные образования согласно новому федеральному закону, который вступил в силу с 1 января текущего года.
«НУЖНЫ ШКОЛА, ДЕТСАД И ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ»
— В Жатае есть потребность в социальных объектах. Нам дополнительно нужна школа, мы рассчитали ее на 360 мест; нужен детский сад. Школа искусств, с замечательным педагогическим коллективом расположена в приспособленном помещении. А наши дети хотят заниматься музыкой, танцами и развиваться.
Планируем, что в текущем году закроем очередной этап переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, для этих целей в Жатае строится 69-квартирный жилой дом.
Хотим завершить строительство сквера за счет муниципальных средств. Он был начат по Программе поддержки местных инициатив, ППМИ за счет софинансирования из ресбюджета и местных средств. Реализован проект по созданию комфортной городской среды. Кроме того, надеемся на начало строительства очистных сооружений. Мы сейчас пользуемся услугами «Водоканала» Якутска.Проложен отдельный водовод на Жатай. Внутренние сети у нас — это «Жатайтеплосеть», водоснабжение.
— Евгения Николаевна, это ваш первый год работы на посту главы Жатая. Вы определили для себя принципы своей работы?
— Один в поле не воин. Половина успеха зависит от команды. Чем сплоченнее команда, тем результативнее работа. В работе с коллегами всегда настраиваю коллектив на то, что мы одна команда и работаем на благо жителей Жатая. Потому, что мы сами здесь живем и работаем.