Какие российские бренды пришли в Clubhouse
«Я не верю, что есть инструмент, а в нем не появятся деньги. Такого еще не было. В маркетинге свято место пусто не бывает. Не верю, что Clubhouse не будет монетизироваться», — сказала в пятницу в комнате The Bell в Clubhouse писательница и консультант по маркетингу Линор Горалик. Ее правоту подтверждает то, что ко второй неделе российского бума Clubhouse в соцсеть пришли уже все большие российские бренды, серьезно относящиеся к маркетингу.
- ВТБ еще на прошлой неделе запустил комнату «Инвестирование в 2021 году: во что вкладываться». Судя по тому, что главным спикером был вице-президент банка по private banking Дмитрий Брейтенбихер, банк рассчитывает на Clubhouse в его нынешнем виде как на площадку, где собираются люди с высоким уровнем доходов.
- Авиакомпания S7, которая традиционно диктует моду в маркетинге на авиарынке, запустила в Clubhouse виртуальные авиарейсы в Рим, Бангкок и Рейкьявик: в комнате компании крутят звуки аэропорта, шум запуска двигателей и объявления экипажа, а по итогам рейса выдают промокод на мили в программе лояльности.
- Российский AliExpress делает комнату на популярную тему — «находки» в каталоге AliExpress, а заодно отвечает на вопросы о доставке.
- Сбербанк устраивает в прямом эфире поиск пиарщика, «Яндекс» проводит ежевечерние тематические комнаты с руководителями сервисов компании, а Mail.Ru Group — делает шоу о технологиях.
Это только начало освоения новой соцсети компаниями, одни из которых хотят потратить в Clubhouse свои маркетинговые бюджеты, а другие — попробовать монетизировать свое присутствие в голосовом чате. Деньги приходят в Clubhouse на глазах: 17 февраля самый популярный модератор русского Clubhouse Анатолий Капустин (30,7 тысячи подписчиков) писал в колонке для The Bell, что установил тариф 20 тысяч рублей за час модерации. Но ставки быстро растут: Владимирская (13,7 тысячи подписчиков) говорит, что ей несколько раз в день предлагали модерировать комнаты по тарифу 100 тысяч рублей в час.
Какая от этого польза
Чтобы понять, какую пользу бизнес может извлечь из всего этого хайпа, мы в эту пятницу, конечно, сделали свою комнату в Clubhouse. В обсуждении поучаствовали сооснователь Qiwi, гендиректор компании «Эвотор» Андрей Романенко, сооснователь Mail.Ru Group, а сейчас партнер фонда Grishin Robotics Дмитрий Гришин, хедхантер Алена Владимирская, венчурный инвестор Николай Давыдов, Александр Ларьяновский из Skyeng, юрист Илья Новиков и другие известные люди, зависающие в Clubhouse. Вот главные выводы:
Пандемия почти уничтожила митапы и лишила людей возможности, ради которой очень многие ходили на офлайновые конференции, — разговоров в кулуарах и возможности подойти к спикеру после его выступления. Clubhouse дает такую возможность, и в нем для этого не обязательно высиживать несколько часов в зале в костюме.
Clubhouse собирает аудиторию, которую трудно достать в привычных пространствах для нетворкинга — Facebook и Linkedin, отметила Алена Владимирская. «Люди добавляются по контактам в телефонной книге, а это коллеги, подчиненные самого высокого уровня — руководители, разработчики, продакт-менеджеры, креаторы, маркетологи. За полторы недели в Clubhouse мы выставили четыре оффера, два уже были приняты, два сейчас в стадии переговоров. Как будто ты вышел на грибную поляну, грибов очень много и ты не успеваешь их собрать», — радуется хедхантер.
Хайп вокруг новой соцсети заставил «выйти из тени» людей, которые раньше публично не выступали. Дмитрий Гришин вспомнил две такие комнаты, куда попал за один только четверг — в одной экс-гендиректор Microsoft Стив Баллмер рассказывал, что происходило с Microsoft в разные эпохи, в другой основатель Postmates Бастиан Леманн — о том, как компанию купил Uber, как проходила интеграция и почему он после этого уволился. Ни тот ни другой никогда не выступают в подкастах, а тут по часу поговорили.
Соцсетевые механизмы позволяют собрать в Clubhouse экспертизу, которую невозможно воссоздать в подкастах. Гришин привел в пример комнату, в которой слушал комментарии космических инженеров во время посадки марсохода Perseverance: каждый добавлял по теме что-то уникальное.
Андрей Романенко объясняет популярность Clubhouse совпадением вирального эффекта с моментом усталости людей от видеозвонков: «За год все устали сидеть и общаться в Zoom, а тут появился новый хайповый инструмент, где необязательно причесываться и думать о том, достойно ли ты одет».
Как долго это продлится?
Как и в случае с другими хайповыми приложениями, многие предполагают, что мода на Clubhouse быстро пройдет и приложение будет забыто. Но все инвесторы, собравшиеся в комнате The Bell, были уверены, что соцсеть задала важный новый тренд. «Clubhouse — самое быстрорастущее приложение за последние пять лет в b2c. Такие истории бывают крайне редко и очень интересны для инвесторов», — говорит Дмитрий Гришин. Он вспоминает приложение Periscope, запустившее в свое время волну мобильного видеостриминга, на которой выросли разные большие проекты: сейчас такую волну в социальном аудио запустил Clubhouse, и, скорее всего, мы увидим много разных интересных форматов в этой сфере, считает он.
Само по себе социальное аудио — не новая идея, и его жизнеспособность уже доказана, добавляет Романенко: популярный среди геймеров мессенджер Discord добавил голосовые чаты еще несколько лет назад, а за время пандемии вырос вдвое, и сейчас там 140 млн активных пользователей, напоминает он.
Следующее, что будет происходить, — добавление социальной механики к медиастримингам и голосовым чатам, считает Гришин: Clubhouse показал, как удобно, когда тебе приходит пуш о том, что твой друг сейчас слушает такую-то комнату. В конечном итоге в социальном аудио произойдет такое же разделение, как произошло в видео, на условные Twitch и YouTube: одно спонтанное и в реальном времени, а другое в хорошем качестве и с выставлением света.