02.09.2014 | 16:55
Капели той весны...
Или Песенный переворот Аркадия Алексеева.
Автор: EXO-YKT
Концерт легенды якутской эстрады - группы «Айан» прошел 7 апреля в Театре оперы и балета и собрал полный зал ценителей, тех, кто помнит первые выступления коллектива и грандиозные успехи песен Аркадия Алексеева.
… Как-то в далеком детстве я привезла из лета, проведенного на маминой родине, в селе Тумул Усть-Алданского улуса, легкий мотив песенки на якутском языке. И напела ее своим русскоязычным подружкам. Все были, как сегодня говорят, в шоке. Мы, городские девчонки, ничего подобного не слышали. Мотив притягивал модным ритмом, слова – радостью:
Возможно, мой перевод стихов Василия Дедюкина неточен, но главное – он передает восхищение жизнью. Просто и незатейливо пелось в этой песне о весеннем пробуждении, которое было сродни нашей юной жизни. Кто автор, чьи слова – узнать это было недосуг. Но песня открыла в душе иное – неприметную в буднях поэзию. Когда за простым стоит большее, за обыденным – лиричное и нежное. Незатейливая песня «Таммахтар» о капели с деревянных крыш, заставила задуматься, поселив в душе ожидание счастья, которое обязательно будет.
Позже, когда студенческая жизнь закрутила в своем водовороте, когда ни одни студенческие праздники и свадьбы не обходились без песен Аркадия Алексеева, а КЦ «Сергелях» и общежития студгородка гремели от их бешеной энергетики, стало известно, кто автор песен «Капели», «Якутяночка, «Дождь», «Запах хвои» и многих других хитов того времени.
Истосковавшееся по новизне студенчество дерзко подхватило песни Аркадия. Оно полюбило их за искренность и внезапно открывшуюся пронзительность бытия, за чудо мелодичных переливов, вместивших многие жанры звучаний – танго, блюза, джаза, вальса.
Темп песен совпадал с темпом молодости, ритм – с пульсом, песни и поющие воспевали одно время жизни – весну. В них пелось о том, что рядом: о малой родине, о любимой девчонке, о непростительном опоздании на свидание. Или о шелестящих березах, о речке, над которой плывут воспоминания, о распустившихся подснежниках, дожде как предвестнике счастья.
Поэты того времени, на слова которых были написаны песни – Николай Попов, Петр Тобуроков, Леонид Попов, Иван Алексеев, Григорий Дохунаев, Семен Данилов, Марфа Куличкина и многие другие – были подлинными мастерами поэтического слова. Слов, которые талант Аркадия Алексеева превратил в песенные шедевры. Он совершил революционный переворот песенной культуры народа саха в новое русло. Якутская песня заблистала новыми ритмами, а самодеятельный композитор стал признанным основоположником эстрадной музыки.
Когда все это было еще впереди, рос в селе Майя мальчишка. Он был добр, скромен и охоч до всего: работы, учебы, песен, танцев, спорта. Палящее солнце июльского сенокоса сделало его тело жилистым и выносливым, природа научила сметливости и влила в душу нежность и лирику. В десятом классе Аркадий Алексеев написал «Песню о Тойбохое» на слова Ивана Алексеева, ставшую своеобразным гимном этого сунтарского села.
Он был очень известен в школе, как и две его сестры и брат, которые также пели и танцевали. Но популярнее Аркадия в Майинской школе Мегино-Кангаласского района в то время не было. Штангист, лыжник, гиревик, он был чемпионом республики по лыжам и легкой атлетике среди школьников, а далее – 28-кратным чемпионом республики по легкой атлетике, семикратным чемпионом Дальнего Востока и Сибири. По сегодняшний день его рекорд – 62 м 8 см, установленный по метанию копья в 1964 году, в Петропавловске-Камчатском – не побит никем. Кроме этого, будучи студентом, Аркадий Алексеев становился чемпионом Москвы по пятиборью.
Спорт и песня шли в жизни Аркадия Алексеева всегда рядом. Все свободное время, трудясь тренером в ДСШ, а много позже руководителем ДСО «Урожай», он отдавал песне. На протяжении шести лет Аркадий Михайлович пешком добирался с 17-го квартала, где жил, в ЯГУ, на биолого-географический факультет. Там он создал на общественных началах вокальный девичий ансамбль «Эдэр саас». Ансамбль стал постоянным лауреатом художественной самодеятельности университета. Но девчонки получали дипломы, разъезжались. И тогда Алексеев задумался.
Следует сказать, что специальность тренера по легкой атлетике он получил в престижном Московском государственном университете физической культуры. Годы учебы и жизни в Москве – огромном культурном и интернациональном мегаполисе – поселили в его душе мысль, которая не давала ему покоя.
Все свободное время Аркадий пропадал в Парке культуры им. М.Горького, в частности, в Зеленом театре, где выступали вокальные ансамбли со всех континентов Земли. Особенно его поразили пластичные поляки и неземные голоса японцев. Это был квартет «Черные утки» с изумительно подобранными партиями, сильными и чистыми. Неспокойно же в душе было от того, что и у себя на родине хотелось создать нечто подобное. Когда «Эдэр саас» распался, настало время реализовать задуманное – появился «Айан», то есть «Путь».
И он стал искать в университете голоса. В поле зрения Алексеева попали студенты – будущий врач Владимир Иванов с глубоким тенором, будущий историк, молоденький Коля Туласынов, тоже тенор. Призвал он и журналиста газеты «Эдэр коммунист» Валериана Попова, обладателя сочного баритона, а позже к ним примкнул студент сельскохозяйственного факультета Саша Ядреев, поющий также тенором. Сам же Аркадий Михайлович наделен от природы брутальным басом. И началось…
Не будем рассказывать о долгих репетициях, поисках, находках, разочарованиях, времени, когда смешивались день и ночь, о том обязательном изнурительном труде, который только и может предшествовать успеху.
А успех настиг непредвиденный и ошеломительный. «Айан» стал любимцем не только студенчества. Без него невозможны стали концерты и на уровне тогдашнего правительства, обкома партии. Более того, «Айан, стал представлять республику на площадках СССР. И привозил оттуда только дипломы.
В копилке ансамбля пять крупных побед на всесоюзном уровне. Лауреатом первой степени группа стала в 1974 году в Томске, где проводился телевизионный конкурс «Алло, мы ищем таланты», спев «Якутяночку». Такой же диплом первой степени «Айан» привез из Магадана, мастерски исполнив песню композитора Г.Пономаренко «Тополя». Молча и стоя слушали генералы и ветераны войны песню этого же композитора на стихи волгоградской поэтессы Маргариты Агашиной «Растет в Волгограде березка», исполненную на чистейшем русском языке в городе-герое Волгограде, после которой пятитысячный Дворец спорта взорвался аплодисментами. Это было в год тридцатилетия Победы над фашистской Германией, в 1975 году.
Та же «Якутяночка» на слова Семена Данилова, переведенная на русский, и песня «В любви вины нет» на слова Петра Тобурокова произвели фурор на Всесоюзном конкурсе в 1976-м и принесли также первое место. А аккордом доблестного пути «Айана» стало выступление в Кремлевском Дворце съездов в 1978 году на финальном концерте Всесоюзного фестиваля, где присутствовало все руководство страны во главе с Леонидом Брежневым.
Сегодня каждый участник этой группы – успешный в жизни и профессии человек, и это, возможно, и от того, что в сердце по-прежнему звучит песня.
… пел «Айан». Жаль, по состоянию здоровья не смог порадовать зрителей Владимир Иванов. В последний момент перед выходом на сцену его заменил заслуженный артист республики, известный певец Сергей Попов. И как прежде, звучали патриотичная «Сердце молодежи мира», лиричная «Сердце с сердцем говорит», «Нет вины в любви» и другие песни.
Сегодня заслуженный работник культуры, народный артист республики, почетный гражданин Мегино-Кангаласского, Кобяйского районов и города Якутска Аркадий Михайлович Алексеев – автор более шестидесяти композиций. Но на этом творческая деятельность мэтра эстрадной песни не заканчивается. Аркадий Михайлович – автор и ведущий 18 документальных фильмов о природе Якутии – и сегодня молод душой, продолжает трудиться на благо родной республики. «Продукт» его деятельности зрители увидели в этот вечер воочию. Десять подающих надежды молодых певцов – сегодня уже четвертое поколение учеников Аркадия Алексеева, объединенное в группу «Дайар сахалар» (в переводе на русский что-то похожее на «Парящие саха»). Девушки и юноши и вправду парят над землей благодаря своим чудным голосам. Скоро они окрепнут, как было и с другими учениками Аркадия Михайловича, имена которых на слуху. Это Алексей и Екатерина Егоровы, Аскалон Павлов, Сахая, Анастасия Готовцева, Лэгэнтэй, Ника и многие-многие другие.
… А на улице снова радует людей капель. Как и прежде, она ликует: «Опять весна! Пришла весна!». Путь продолжается.
Блистающий мир
… Как-то в далеком детстве я привезла из лета, проведенного на маминой родине, в селе Тумул Усть-Алданского улуса, легкий мотив песенки на якутском языке. И напела ее своим русскоязычным подружкам. Все были, как сегодня говорят, в шоке. Мы, городские девчонки, ничего подобного не слышали. Мотив притягивал модным ритмом, слова – радостью:
Опять весна, пришла весна,
Поют капели.
Летящим в душу
Их звону и трели
Я радуюсь у солнечного окна
Возможно, мой перевод стихов Василия Дедюкина неточен, но главное – он передает восхищение жизнью. Просто и незатейливо пелось в этой песне о весеннем пробуждении, которое было сродни нашей юной жизни. Кто автор, чьи слова – узнать это было недосуг. Но песня открыла в душе иное – неприметную в буднях поэзию. Когда за простым стоит большее, за обыденным – лиричное и нежное. Незатейливая песня «Таммахтар» о капели с деревянных крыш, заставила задуматься, поселив в душе ожидание счастья, которое обязательно будет.
Позже, когда студенческая жизнь закрутила в своем водовороте, когда ни одни студенческие праздники и свадьбы не обходились без песен Аркадия Алексеева, а КЦ «Сергелях» и общежития студгородка гремели от их бешеной энергетики, стало известно, кто автор песен «Капели», «Якутяночка, «Дождь», «Запах хвои» и многих других хитов того времени.
Истосковавшееся по новизне студенчество дерзко подхватило песни Аркадия. Оно полюбило их за искренность и внезапно открывшуюся пронзительность бытия, за чудо мелодичных переливов, вместивших многие жанры звучаний – танго, блюза, джаза, вальса.
Темп песен совпадал с темпом молодости, ритм – с пульсом, песни и поющие воспевали одно время жизни – весну. В них пелось о том, что рядом: о малой родине, о любимой девчонке, о непростительном опоздании на свидание. Или о шелестящих березах, о речке, над которой плывут воспоминания, о распустившихся подснежниках, дожде как предвестнике счастья.
Поэты того времени, на слова которых были написаны песни – Николай Попов, Петр Тобуроков, Леонид Попов, Иван Алексеев, Григорий Дохунаев, Семен Данилов, Марфа Куличкина и многие другие – были подлинными мастерами поэтического слова. Слов, которые талант Аркадия Алексеева превратил в песенные шедевры. Он совершил революционный переворот песенной культуры народа саха в новое русло. Якутская песня заблистала новыми ритмами, а самодеятельный композитор стал признанным основоположником эстрадной музыки.
Спортивная звезда
Когда все это было еще впереди, рос в селе Майя мальчишка. Он был добр, скромен и охоч до всего: работы, учебы, песен, танцев, спорта. Палящее солнце июльского сенокоса сделало его тело жилистым и выносливым, природа научила сметливости и влила в душу нежность и лирику. В десятом классе Аркадий Алексеев написал «Песню о Тойбохое» на слова Ивана Алексеева, ставшую своеобразным гимном этого сунтарского села.
Он был очень известен в школе, как и две его сестры и брат, которые также пели и танцевали. Но популярнее Аркадия в Майинской школе Мегино-Кангаласского района в то время не было. Штангист, лыжник, гиревик, он был чемпионом республики по лыжам и легкой атлетике среди школьников, а далее – 28-кратным чемпионом республики по легкой атлетике, семикратным чемпионом Дальнего Востока и Сибири. По сегодняшний день его рекорд – 62 м 8 см, установленный по метанию копья в 1964 году, в Петропавловске-Камчатском – не побит никем. Кроме этого, будучи студентом, Аркадий Алексеев становился чемпионом Москвы по пятиборью.
Спорт и песня шли в жизни Аркадия Алексеева всегда рядом. Все свободное время, трудясь тренером в ДСШ, а много позже руководителем ДСО «Урожай», он отдавал песне. На протяжении шести лет Аркадий Михайлович пешком добирался с 17-го квартала, где жил, в ЯГУ, на биолого-географический факультет. Там он создал на общественных началах вокальный девичий ансамбль «Эдэр саас». Ансамбль стал постоянным лауреатом художественной самодеятельности университета. Но девчонки получали дипломы, разъезжались. И тогда Алексеев задумался.
Следует сказать, что специальность тренера по легкой атлетике он получил в престижном Московском государственном университете физической культуры. Годы учебы и жизни в Москве – огромном культурном и интернациональном мегаполисе – поселили в его душе мысль, которая не давала ему покоя.
Все свободное время Аркадий пропадал в Парке культуры им. М.Горького, в частности, в Зеленом театре, где выступали вокальные ансамбли со всех континентов Земли. Особенно его поразили пластичные поляки и неземные голоса японцев. Это был квартет «Черные утки» с изумительно подобранными партиями, сильными и чистыми. Неспокойно же в душе было от того, что и у себя на родине хотелось создать нечто подобное. Когда «Эдэр саас» распался, настало время реализовать задуманное – появился «Айан», то есть «Путь».
Путь «Айана»
И он стал искать в университете голоса. В поле зрения Алексеева попали студенты – будущий врач Владимир Иванов с глубоким тенором, будущий историк, молоденький Коля Туласынов, тоже тенор. Призвал он и журналиста газеты «Эдэр коммунист» Валериана Попова, обладателя сочного баритона, а позже к ним примкнул студент сельскохозяйственного факультета Саша Ядреев, поющий также тенором. Сам же Аркадий Михайлович наделен от природы брутальным басом. И началось…
Не будем рассказывать о долгих репетициях, поисках, находках, разочарованиях, времени, когда смешивались день и ночь, о том обязательном изнурительном труде, который только и может предшествовать успеху.
А успех настиг непредвиденный и ошеломительный. «Айан» стал любимцем не только студенчества. Без него невозможны стали концерты и на уровне тогдашнего правительства, обкома партии. Более того, «Айан, стал представлять республику на площадках СССР. И привозил оттуда только дипломы.
В копилке ансамбля пять крупных побед на всесоюзном уровне. Лауреатом первой степени группа стала в 1974 году в Томске, где проводился телевизионный конкурс «Алло, мы ищем таланты», спев «Якутяночку». Такой же диплом первой степени «Айан» привез из Магадана, мастерски исполнив песню композитора Г.Пономаренко «Тополя». Молча и стоя слушали генералы и ветераны войны песню этого же композитора на стихи волгоградской поэтессы Маргариты Агашиной «Растет в Волгограде березка», исполненную на чистейшем русском языке в городе-герое Волгограде, после которой пятитысячный Дворец спорта взорвался аплодисментами. Это было в год тридцатилетия Победы над фашистской Германией, в 1975 году.
Та же «Якутяночка» на слова Семена Данилова, переведенная на русский, и песня «В любви вины нет» на слова Петра Тобурокова произвели фурор на Всесоюзном конкурсе в 1976-м и принесли также первое место. А аккордом доблестного пути «Айана» стало выступление в Кремлевском Дворце съездов в 1978 году на финальном концерте Всесоюзного фестиваля, где присутствовало все руководство страны во главе с Леонидом Брежневым.
Сегодня каждый участник этой группы – успешный в жизни и профессии человек, и это, возможно, и от того, что в сердце по-прежнему звучит песня.
Снова на «бис»
… пел «Айан». Жаль, по состоянию здоровья не смог порадовать зрителей Владимир Иванов. В последний момент перед выходом на сцену его заменил заслуженный артист республики, известный певец Сергей Попов. И как прежде, звучали патриотичная «Сердце молодежи мира», лиричная «Сердце с сердцем говорит», «Нет вины в любви» и другие песни.
Сегодня заслуженный работник культуры, народный артист республики, почетный гражданин Мегино-Кангаласского, Кобяйского районов и города Якутска Аркадий Михайлович Алексеев – автор более шестидесяти композиций. Но на этом творческая деятельность мэтра эстрадной песни не заканчивается. Аркадий Михайлович – автор и ведущий 18 документальных фильмов о природе Якутии – и сегодня молод душой, продолжает трудиться на благо родной республики. «Продукт» его деятельности зрители увидели в этот вечер воочию. Десять подающих надежды молодых певцов – сегодня уже четвертое поколение учеников Аркадия Алексеева, объединенное в группу «Дайар сахалар» (в переводе на русский что-то похожее на «Парящие саха»). Девушки и юноши и вправду парят над землей благодаря своим чудным голосам. Скоро они окрепнут, как было и с другими учениками Аркадия Михайловича, имена которых на слуху. Это Алексей и Екатерина Егоровы, Аскалон Павлов, Сахая, Анастасия Готовцева, Лэгэнтэй, Ника и многие-многие другие.
… А на улице снова радует людей капель. Как и прежде, она ликует: «Опять весна! Пришла весна!». Путь продолжается.
Новости
17 часов назад
Более 80 мероприятий пройдет в рамках декады Олонхо в Якутии
22 часа назад
Автовокзал перенесут в пригородные территории Якутска
22 часа назад
Ледовые скульптуры украсили центральную площадь Якутска
22 часа назад
Прогноз погоды на 26 ноября в Якутске
1 день назад
В Якутии открылась переправа Хатассы – Павловск
2 дня назад
Отключения света 25 ноября в Якутске
Популярное
Город | 1 день назад
В Якутии открылась переправа Хатассы – Павловск
Проезд по ледовой переправе открыт для транспортных средств до 3 тонн.
Город | 1 день назад
Хранители традиционной культуры стали стипендиатами Главы Якутии
Состоялась торжественная церемония вручения сертификатов о назначении стипендий Главы Якутии 25 олонхосутам, запевалам осуохая, кузнецам и народным мастерам.
Город | 1 день назад
Фестиваль «Зима начинается с Якутии» стартовал с конкурса снежных и ледовых скульптур
После открытия на площади Орджоникидзе начался блиц-турнир по ледовым скульптурам.
Город | 21 час назад
Якутянин притворялся сотрудником УФСБ и шантажировал женщин
МУжчина получил условный срок.