КАПИТАЛьная история
Честное слово, пока его оформляла, думала, что материнский он не от слова мать, а от слова мат.
Это, без сомнения, богоугодное дело требует столько сил, времени и навыка в добыче разного рода справок, что диву даешься: неужели считается, что мать с грудным ребенком имеет возможность совершать сей спортивный забег по кабинетам?
Одна из самых странных справок, оказавшаяся нужной, – справка из администрации округа о том, что я действительно проживаю на подведомственной территории. Удивительно, потому что прописка у меня хоть и не в Якутске, но российская, и гражданство, и дети на территории России рождены, и маткап положен всем без исключения гражданам, где бы они ни проживали, если у них появится второй и последующие потомки.
Но и эта справка совсем не то, что заставило моих подружек изумляться, собравшись потискать вопящего пельмешка и выпить пару кружек чая.
Самый удивительный документ, который мне пришлось оформить для закрытия маткапом ипотеки, – это обязательство после снятия обременения оформить квартиру на всех членов семьи. Включая мужа.
И это обязательство – необходимая бумага. Подтверждающая, что мы живем в идеальной стране.
Свет очей моих - тьфу-тьфу-тьфу! – человек-кремень, надежный, как БигБен, и спокойный, как танк. Это мне повезло просто.
Государство считает, что повезло всем без исключения. В нашей стране существуют только полные семьи. Мужья не бросают жен. Кроме того, царит патриархат, женщины квартир не покупают. Поэтому квартиры всегда оформлены на мужчин, и обязательство оформить долю в квартире, взятой семьей в ипотеку, конечно же, призвано защитить интересы женщин и детей.
А на самом деле бывает всякое. И это самое обязательство создает отличное поле для разнообразных аферистов.
Следите за руками, как говорят фокусники. Итак, живет себе женщина. Ей чуть за тридцать, мужа у нее нет, а ребенок есть. И живет она с ребенком в квартире, взятой в ипотеку. Брать эту ипотеку нашей героине никто не помогал, сама крутилась, как могла, на двух работах вкалывала, выплатила уже бОльшую часть. Осталось, скажем, тысяч пятьсот, сущая ерунда уже.
И тут у нее появляется кавалер. Мужчина, явно настроенный на семью, понявший жизненные ценности, уже разок обжегшийся, но в целом приятный. Он живо ухаживает за ней, дарит игрушки ее ребенку, намекает, что и сам не прочь бы стать папой. Делает предложение. Она соглашается. Ей за тридцать, с каждым годом все меньше очередь из женихов. К тому же повезло: серьезный, ребенка хочет совместного, а это же явно значит: любит… Рассудив таким образом, женщина выходит замуж. Потом, глядишь, и рожает второго. Оформляет маткап. И семья решает закрыть им ипотеку.
При сборе документов на это благое дело женщина пишет обязательство после снятия обременения оформить квартиру на всех членов семьи. Включая мужа. Это обязательство – внимание! – бумага необходимая. Поэтому, как бы ни вздыхала мама и не охали подруги, женщина его все равно пишет: ипотека-то давит на шею семье, в которой один из кормильцев перешел в разряд иждивенца.
Ну все, дело сделано. Ипотеку гасят, обременение снимают, и женщина, послушная букве закона, оформляет мужу долю в своей квартире. В той самой, за которую она до него десять лет на трех работах пахала.
А муж тут и сообщает: извини мол, дорогая, прошла любовь, завяли помидоры. Ухожу. И собираюсь, кстати, продать свою долю. Если хочешь, могу и тебе, выплачивай мне теперь за нее стоимость. Или давай по суду разъезжаться, если не хочешь.
В законе, между прочим, нет никаких оговорок о том, что обязательство теряет силу, если муж уйдет из семьи. Или если у него есть своя жилплощадь. Или если квартира куплена женой до брака. А об исполнении обязательства напомнит нотариус. «За этим внимательно следят компетентные органы», - скажет он.
И получается, что маткап не то что детей и женщину не защитил, а и вовсе – обобрал. А мужик тот обогатился на долю квартиры. И не надо вспоминать про алименты – попробуй-ка еще заставь их выплачивать!
Еще интереснее, если, предположим, у него до брака тоже была своя жилплощадь. В результате действий, описанных выше, он остается при своих квадратных метрах плюс квадратные метры, «подаренные» женой.
А она остается без ничего, но с двумя детьми.
Пронырливый мужичок с навыками обаяния может таким способом к старости даже разбогатеть, если постарается, конечно.
Вот пишу и думаю: черт! Черт! Сейчас газета попадется в руки какому-нибудь упырю и он заозирается в поисках легкой добычи.
С другой стороны, эта же газета попадется и той, которая могла бы стать легкой добычей.
Женщине с ребенком и ипотекой замуж выходить нынче не выгодно. Если уж решаться, то только после закрытия ипотеки маткапом.