Когда-то у них был дом...
Год назад
В вышеупомянутом материале коллега писал следующее: «Якутску успели выделить порядка пяти миллионов рублей на строительство питомника. Деньги небольшие, по стандартам такой питомник стоит около 15 миллионов рублей. Но администрация добавила от себя еще 5 миллионов… Возможно, эти деньги пригодились бы в строительстве детского сада или школы. Но мы в ответе за своих ближних, даже если это собаки. Поможет ли это кардинально решить проблему безнадзорных собак, пока неизвестно. Но надежда есть».
Признаться, после открытия Пункта передержки домашних животных (так правильно называется питомник) в городе, действительно, собак-бродяжек стало меньше. Но зашевелились так называемые «гуманисты»: «В питомнике законно усыпляют бедных животных без разбора!», масла в огонь добавил еще и бывший ловец собак, который в разговоре с корреспондентом рассказал, что ему не выплатили зарплату и что главный инженер иногда лично усыпляет собак без разбора с ошейником и без… Так ли это на самом деле или дело в более прозаичной цели разругавшегося с руководством бывшего работника, задались вопросом мы, и направились в Пункт передержки. Благо, повод у нас к тому моменту уже был.
Работаем только через ЕДДС!
Видимо, весна и лето – время любви и создания семьи не только для двуногих созданий, но и для четвероногих. Поскольку к осени улицы города вновь заполонили бродячие псы. Коллега нам рассказал, что под его домом ощенилась собака и сейчас подросшие месячные щенки уже вовсю выходят в «свет» и скулят от голода. Вот их-то мы и решили спасти и повезли в пункт.
Напомним, что пункт предназначен только для тех собак, которые:
С агрессией кидаются на людей, иногда кусают, возможно, бешеные.
Сворой бегают по улицам города и опять же доставляют дискомфорт горожанам. В обоих случаях собак в пункт доставляют ловцы, выехавшие на место отлова по тревожному звонку.
Вот почему «наших» двух щенков сначала не хотели принимать: мол, хозяйские, пока мы не объяснили суть дела. Как и полагается, ветеринар Олег Прокопьев осмотрел щенков на предмет наличия вшей и ушной чесотки и препроводил их в изолятор для карантина. Там они пробудут от 10 дней до месяца, пока кто-либо их не заберет.
Анатолий, ловец собак:
- Раньше на отлов мы выезжали по заявкам управ города. Но вот уже две недели заявки нам подает только ЕДДС (телефон 44-42- 29, 44- 42- 51), куда стекаются звонки из управ, пригородных администраций и просто граждан. Щенков, которых хозяева не могут пристроить, мы не берем. Мы выезжаем на отлов агрессивных собак, которых или хозяева сами забирают, или мы сами пристраиваем. Например, осенью приняли участие в ярмарке «Хочу домой!» на пл. Орджоникидзе. Вчера хозяева здесь нашли свою собаку, которую потеряли месяц (!) назад. Мы его даже успели назвать Грэсом, где и отловили. А он оказался точно оттуда — из ГРЭСа. А так, люди охотно берут как щенят, так и взрослых собак для охраны. Эти щенки (про наших. — Прим. авт.) долго у нас не будут, разберут их, хорошие...
Будь человеком, заведи собаку!
А в это время почти все вольеры были заняты, в некоторых из них содержатся по несколько щенков. Забегая вперед, отметим, что на момент верстки материала по заявке ЕДДС в пункт привезли три ящика, в каждом из которых по 7-8 бродячих щенков. И все они были отловлены на ул. Лонгинова!..
Но еще до них два вольера заняли уже здесь ощенившиеся суки, у каждой из которых не менее шести(!) плодов. Пройдет время, и они должны были заполонить улицы города, в поисках еды и ласки приставать к прохожим, а некоторые – с оскаленными зубами бросаться и кусать…
В западных странах бесхозных собак отлавливают, и если они окажутся невостребованными, то усыпляют. У нас поступают несколько гуманнее: опять же со слов самих работников пункта, после стерилизации (кастрации) невостребованных собак возвращают в ту же среду, то есть на улицу. Сейчас решается вопрос со специальным ошейником, который будет надет на выпускаемую на волю собаку и который впредь даст знак ловцам, что она уже простерилизована. На «убой» же идут исключительно агрессивные собаки, с которыми общий язык не найдет даже кинолог пункта.
Двуногие друзья
Накануне нашего визита в пункт, как рассказал Анатолий, когда бригада ловцов выехала по заявке в район ДСК, к работникам кинулась одна женщина и стала царапать лицо работнику и пинать ногами дверь автомашины. «Молодая, приличного вида женщина, но только матом разговаривает, - говорит Анатолий.- Напала и ушла. Настроение всем испортила с утра. Пусть бы тогда себе взяла собаку».
Но есть и такие женщины, действительно гуманные, которые, несмотря на наличие детей в семье и своих четвероногих питомцев, открыли бродяжкам не только свои ворота, но и свою душу. Алла Комаренко и Оксана Таюрская возглавляют общественные фонды «Якутский городской фонд помощи животным» и общественную организацию «Фонд помощи животным «Мамонтенок» соответственно. Эти женщины и их коллектив из добровольцев-гуманистов оказывают ветпомощь, постоперационный уход и в исключительных случаях передерживают собак и кошек, попавших в трудную ситуацию, пока не найдется сердобольный человек и не заберет животное к себе. Кроме того, эти организации по договоренности с ветклиниками города стерилизуют собак по льготной стоимости, делают прививки от бешенства и даже в долг от чумы. Бывает и такое. При этом у них нет своей территории. Все животные находятся в их собственном доме и дворе, во дворах их друзей, знакомых и родителей. Побольше бы таких сочувствующих и сердечных людей в нашем городе!
Директор Якутского городского фонда помощи животным Алла КОМАРЕНКО:
- Я не позиционирую себя как приют. У нас нет своей территории. Беру больных животных для передержки и постоперационного ухода. Но бывает даже так, что после операции даже хозяева исчезают, что уж говорить о брошенных на улице, которых я подбираю сама. Сейчас у меня, кроме своих кошек, 12 котов и кошек. Кроме трех котов, все стерилизованы. И все они подкинутые и бесхозные. По льготной цене ветеринары нам делают даже такие сложные операции, как внутрикостное шинирование стоимостью 12 тысяч рублей. А потом через Интернет ищем хозяев. Нам бы деньгами помочь, ведь лекарства очень дорогие, нужны пеленки, корм и т.д.
Во время нахождения в таких приютах животные находятся в полной защищенности: всегда есть теплая еда (из кармана самих гуманистов, иногда помогают рестораны отходами) и надлежащий уход. Деньги этим организациям никто из бюджета не дает, так что им приходится рассчитывать только на себя и пожертвования людей. Например, ящики для пожертвований Якутского фонда защиты животных стоят в магазине «Поярков» и аптеке «Любимый». Этот же фонд организовал осенью ярмарку «Хочу домой», где приняли участие и пункт передержки, и «Мамонтенок». Ярмарка собрала много неравнодушных людей, и приглянувшиеся животные были переданы новым хозяевам по акту.
Кроме того, в этом году фонд выиграл грант на 500 тысяч рублей на стерилизацию домашних животных. На эти деньги по льготной цене были простерилизованы также животные малообеспеченных семей, ветеранов тыла и войны, инвалидов, матерей-одиночек.
Вот так, усилиями трех десятков людей, в 30-тысячном городе решается вопрос безнадзорных животных, которые не по своей прихоти оказались на улице. В каждом конкретном случае, в судьбе каждого из них прослеживается «рука» человека — существа разумного, но злого и беспощадного.