Кондуктор ЯПАК Ольга Иконникова: «Моя рабочая смена начинается в 5 утра…»
В преддверие главного женского праздника 8 марта — собеседница «Эхо столицы» — кассир-кондуктор МУП «Якутской пассажирской автотранспортной компании» Ольга ИКОННИКОВА рассказывает о своей работе с особой теплотой. Какие сложности могут возникнуть у кондуктора маршрутного автобуса, а когда нелегкий труд приносит ей приятные моменты?
— Ольга Васильевна, рабочий день у кондуктора, действительно, с 5 утра начинается?
— Да, это для тех, кто работает в первую смену - за нами приезжает домой дежурный автобус именно в 5 утра. А сама рабочая смена начинается с 6.30 утра и примерно до 15 часов дня.
— Получается, что одна смена длится почти 10 часов.
— Да, где-то так. А вторая смена с 13.30 часов дня и до 23.30 часов ночи.
— А маршруты у вас разные или один и тот же?
— Я работаю на разных маршрутах - 102, 103, 104, 105. Но есть те кондукторы, кто работает с постоянными водителями, но тоже по разным маршрутам.
— Это по желанию так?
— Нет, это зависит от того, как нас распределит и поставит наше непосредственное руководство. У нас всегда есть рабочий график, по нему мы и работаем.
— Вы давно работаете кондуктором в ЯПАК?
— Я работаю в ЯПАК 5 лет. Но это не так много, у нас есть кондукторы, которые работают здесь и по 20 лет.
МУП «ЯПАК» — единственное предприятие в Якутске, осуществляющее пригородные пассажирские перевозки. Услугами компании пользуются 6 миллионов пассажиров в год. Образовано оно в 1955 году. Если когда-то предприятие выпускало на линии города до 200 автобусов в день, выполняя 18 городских, 7 пригородных, 4 дачных маршрута, то в настоящее время 70 автобусов МУП «Якутская пассажирская автотранспортная компания» обслуживают 7 пригородных, 2 городских и 3 дачных маршрута. Однако в планах администрации города Якутска – дальнейшее развитие муниципального транспорта.
— Вы сами родом из Якутска?
— Нет, в Якутск вместе с мужем приехали в 1994 году, вот с тех пор и осталась здесь работать и жить. Я сама родом из Луганска.
— О, сейчас, наверное, переживаете очень…
— У меня сейчас мама там живет в Луганске.
— Что говорит мама, как там?
— Мама по телефону говорит, что там сейчас спокойно все.
— А маме Вашей сколько лет?
— 82 года.
— Там кто-то с ней сейчас есть?
— Нет, мама живет одна. Она всю жизнь проработала на руководящей должности, у нее очень самостоятельный характер. Знаете, их поколение очень стойкое, молодцы. Все у нее хорошо.
— А сколько у вас в семье было детей? Какие воспоминания о детстве?
— Я в семье единственный ребенок. Детство у меня было замечательным, мама и папа меня всегда оберегали, заботились. Мама всегда давала советы, наверное, как все мамы, учила житейским заповедям и советам. Она всегда говорила, что нужно учиться и всегда нужно к людям относиться с добротой, с пониманием.
— Где вы учились, что окончили?
— После школы я поступила и окончила индустриально-педагогический техникум по специальности «мастер производственного обучения».
— А до работы кондуктором, где раньше работали?
— До кондуктора я работала почти всю жизнь в торговле, также была индивидуальным предпринимателем. У нас с мужем был свой маршрутный автобус. Но шесть лет назад муж умер, поэтому мне стало тяжело одной, и я продала этот бизнес. Конечно, таким делом, бизнесом должен руководить мужчина.
— В детстве кем мечтали стать?
— В детстве мечтала стать бухгалтером, но родители не позволили. Папа был человеком «старой закалки» и считал, что все, кто работают в торговле – спекулянты. Никого не хочу обидеть, но, понимаете, раньше же у многих людей того времени было и такое мнение.
— Вы пять лет работаете кондуктором. Почему решили пойти работать в ЯПАК?
— Во-первых, пенсия небольшая, поэтому считаю, что пока есть возможность, силы и здоровье, нужно работать. Во-вторых, работа очень стимулирует и для поддержки общего тонуса и для настроения, ведь наша работа связана с людьми, с общением. Всегда если кому-то нужно помочь – поможешь, чем можешь. И коллектив у нас очень хороший, сплоченный, дружный.
— Я сама вижу, что среди кондукторов только одни женщины. А мужчины у вас работают?
— Да, сейчас у нас работает кондуктором один мужчина, а раньше было даже четверо. Один из них перешел на работу водителем, кто-то нашел другую работу.
— Сколько всего в ЯПАК сейчас работает кондукторов?
— Свыше 40 кассиров-кондукторов, работаем все на пригородных маршрутах.
— Что самое сложное в работе?
— Конечно, работа у нас не из легких, не каждый выдержит. Но когда втянешься в эту работу, привыкаешь, и она уже становится интересной. Это с первого взгляда может показаться, что она однообразная. Нет, каждый день общаешься с разными пассажирами, с людьми, поэтому она никак не может надоесть. Я так считаю. А вот самое сложное, когда наши пассажиры порой не понимают, что оплачивать за проезд нужно обязательно. Ты же не заходишь в магазин и не берешь же с полки товар бесплатно? Конечно, ситуации разные бывают, может человек, действительно, забыть проездной или деньги дома. Мы тоже относимся с пониманием. Но видно, что некоторые начинают хитрить, мудрить, обманывать. Это как-то сразу видно. Если нечем оплатить за проезд, лучше скажи честно.
— Если дети или пожилые люди – бабушки или дедушки забыли свой проездной, удостоверение и не могут оплатить, тогда как поступаете?
— Да никак - пусть едут, конечно. И дети, и бывают, что студенты тоже забывают свои проездные, транспортные карты, да мало ли что может быть. Все мы люди, поэтому к каждому случаю подходим с пониманием. Сразу же видно, когда пассажир просто не хочет платить и хочет проехать «зайцем», а когда он просто забыл взять проездной или деньги.
— Часто ли сталкиваетесь с неадекватными пассажирами, например, в состоянии алкогольного опьянения? Как обычно в таких случаях поступаете?
— Не так часто, но бывает. Но мы всегда помним главное - с каким бы пассажиром мы бы не столкнулись, мы сами не должны реагировать грубостью, тем более, кричать на пассажиров, вступать с ними в перепалку. Да, у нас есть тревожная кнопка, мы можем вызвать сотрудников полиции в случае какого-то ЧП. Но мы стараемся сами как-то уладить любой назревающий конфликт или успокоить нетрезвого человека. Иногда помогает доброе слово, иногда юмор, в общем, от ситуации зависит.
— Но за время работы был хоть один случай, когда Вам пришлось все же вызвать полицию?
— Да, был такой случай. Мы ехали с Кангалассов – в автобус зашел пассажир в явном алкогольном опьянении и вдруг он начал фотографировать меня, водителя. При этом стал громко кричать, что «водитель и кондуктор пьяные»». Мы его просили не фотографировать и перестать кричать, но он был агрессивно настроен. Остановили автобус возле Белого озера и позвонили в полицию. Когда приехали сотрудники полиции, и начали его забирать, он начал драться с сотрудниками полиции. Нам тоже пришлось тогда ехать в полицию, чтобы написать заявление. Это было как раз тогда, когда я только начинала работать.
— Это был молодой парень?
— Нет, в том то и дело, что дебошир - мужчина солидного возраста, наверное, за 50 лет. Да, в нашей работе могут и такие случаи произойти, но радует, что крайне редко. В основном, наши пассажиры очень тактичные, многие здороваются. К 8 Марта и, вообще, в предпраздничные дни пассажиры нас часто поздравляют. Даже помню случай, когда к 8 марта пассажир, мужчина поздравил с наступающим праздником и подарил букет цветов. Конечно, это очень приятно, что у нас такие внимательные люди.
— Какими качествами должен обладать кондуктор?
— Самое главное требование – стрессоустойчивость. Ни при каких обстоятельствах кондуктор не должен грубить, отвечать на хамство, нужно стараться всегда вести себя спокойно, сдержанно. Я бы сказала, что нужно быть в какой-то мере и психологом.
Кондуктор – (название профессии происходит от английского слова to conduct –сопровождать) - одна из ключевых профессий автобусных, троллейбусных и трамвайных предприятий. От добросовестной работы кондуктора зависит финансовое состояние предприятия. Его основная задача — обеспечение полноты сбора денежной платы за проезд в автобусе. Кондуктор должен знать тарифы за проезд (а они разные на каждом маршруте и на каждом отрезке пути), уметь пользоваться платежными терминалами. Кондуктору требуется хорошая физическая подготовка, быстрота, хорошая зрительная память, вежливое и внимательное отношение к пассажирам. Кондуктор должен уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.
— Но все же, например, в позднее время, когда салон полупустой и входит пьяная компания. Бывает страшно?
— Конечно. Но мы, кондукторы всегда работаем с водителем в одной связке, так сказать, за что им большое спасибо. У нас очень надежные и опытные водители, мы всегда на них тоже полагаемся.
— Иногда ведь и самим водителям некоторые пассажиры не дают работать, мешают…
— И такое бывает. Мы стараемся помогать и водителям, чтобы не мешали им работать.
— Вы все время с пассажирами. А каких сейчас людей больше - понурых, грустных, или все же позитивных, с улыбками?
— Если честно, то больше людей все же задумчивых, озабоченных пассажиров, наверное, у многих какие-то свои проблемы, не секрет, что есть и явно озлобленные. С другой стороны, есть немало и радостных, позитивных людей. Между прочим, среди таких немало и пожилых пассажиров. И такие пассажиры нас очень радуют, и когда встречаешься именно с ними, настроение поднимается и сразу спокойно работать как-то.
— Всегда интересовал вопрос: вы все время в дороге, вас не укачивает?
— Наверное, каждый, кто хочет устроиться на работу кондуктором, знает о своих проблемах по здоровью. Поэтому нет, конечно. Если бы страдала от этого, не пошла бы в кондукторы.
— Я помню из детства, как одна кондуктор-женщина всегда говорила так забавно «Так, граждане, обилечиваемся, «зайцы» не проскочат…». А вы как говорите?
— Уважаемые пассажиры, не забываем оплачивать за проезд… (Смеется – Прим. автора).
— А сами водите машину?
— Нет, не вожу. А вот наши водители – все опытные, первого класса.
— Прямо никогда не торопятся, не нарушают правила?
— Нет, конечно. Наши водители ездят на зарплату, поэтому они не торопятся, водят аккуратно, не лихачат, как частники. У тех да, в глазах, как говорят, не пассажиры, а доллары.
— Что входит в обязанности кондуктора?
— Во-первых, следить за порядком в салоне автобуса, производить оплату за проезд у пассажиров. Если пассажиру вдруг плохо станет, например, случится обморок, принять меры.
— Какие?
— Нам нужно вызвать «скорую помощь» и постараться оказать первую помощь.
— Вас этому обучают?
— Каждый год мы все проходим обучение, по оказанию первой медицинской помощи. В каждом маршрутном автобусе всегда есть аптечки и медицинские средства для оказания первой помощи.
— Сталкивались с этим?
— Да, был такой случай. Мы ехали в Табагу, и у одной из пассажирок случился эпилептический приступ. Девушка лет 18-ти как раз ехала с больницы, и прямо в автобусе все и произошло. Мы ей тогда помогли, и очень повезло, что с нами ехала врач с колонии. Она этой девушке профессионально, как врач, оказала помощь, пока ехала бригада «скорой помощи». Все обошлось, слава богу, «скорая» увезла девушку в больницу.
— А часто ли пассажиры забывают в салоне личные вещи?
— Да, случается и чаще забывают именно сотовые телефоны, смартфоны. Некоторые пассажиры сразу у нас на линии забирают, но если во время рабочего дня не забрали, то отдаем в диспетчерскую службу. Затем пассажиры звонят диспетчерам, и приезжают, забирают. Конечно, благодарят. Забыть то вещь любой пассажир может, не только пожилой человек.
— Случается, что вы замечаете карманных воришек в салонах автобуса?
— Да, случается. Если вовремя заметим, сразу предотвращаем, блокируем дверь и вызываем полицию. Такие случаи бывают, но не так часто, мы всегда стараемся подмечать, если кто-то в салоне себя странно ведет. Для нас важна – безопасность пассажиров.
— Знаете своих постоянных пассажиров в лицо?
— Конечно, многих знаем. Кто постоянно ездит на наших пригородных маршрутах, они всегда здороваются, общаемся. Это очень приятно, когда с уважением относятся к нашему труду.
— Какая зарплата у кондуктора и сколько выходных в неделю?
— У нас два выходных дня в неделю. А зарплата примерно до 30 тысяч, тоже зависит от количества смен.
— Есть ли среди контролеров сейчас текучка кадров?
— В последнее время никто не уходит, все работают постоянно. Да, раньше молодые устраивались, но их не устраивало, что фактически рабочая смена начинается с 5 часов утра. Поэтому у нас сейчас сформированный коллектив кондукторов из женщин и одного мужчины среднего и даже старшего возраста. Средний возраст – 50 лет. Но те, кто пришел к нам молодыми, уже побывали в декретном отпуске, они работают у нас уже долго.
— Коллективом собираетесь по праздникам?
— Как я уже отметила, коллектив у нас, действительно, хороший, сплоченный, дружный. Да, по праздникам, например, на День автомобилиста или перед Новым годом обязательно собираемся, проводим чаепитие. И, не дай бог, конечно, но если у кого-то что случится, обязательно всем коллективом помогаем.
— А ваши дети живут в Якутске?
— У меня два сына - старшему Андрею будет сорок лет, младшему Антону - 32 года. Старший живет и работает в Сургуте, на предприятии «Сургутнефтегаз» водителем, младший сын живет и работает в Санкт- Петербурге. Андрей женат, у меня уже пятеро внуков.
— А сколько вам лет, если не секрет?
— Мне самой в этом году исполнится 60 лет.
— Я думала, чуть больше 50-ти, Вы такая энергичная. Зарядку, наверное, делаете по утрам?
— Утром зарядку делать не успеваю, в 5 утра уже выходим на смену. Но по выходным можно чуток размяться, а так у нас работа подвижная, целыми днями ходим по салону. Хорошо, что я люблю ходить пешком.
— Какие у вас еще есть любимые занятия?
—- Очень люблю бисером вышивать и вязать. Вяжу с 5 лет, а вот бисером увлеклась года четыре назад. Я даже маски для профилактики от коронавируса сама шью и стараюсь сделать на них красивую вышивку.
— Есть ли у вас фирменное кулинарное блюдо?
— Мои сыновья и внуки любят, когда я им пиццу готовлю. Быстрая пицца – беру тесто дрожжевое из холодильника, как поднялось, сразу на нее начинку. А начинка всегда разная, можно все, что есть в холодильнике. Но всегда обязательно сыр, сосиски или колбаса и помидоры. Они именно так любят.
— Какие качества в людях нравятся, а какие нет?
— Мне нравятся люди, которые более прямые, честные, добрые, порядочные. Не нравятся лицемеры, подхалимы, злые и завистливые.
— Кто сейчас дома ждет со смены?
— Мой любимый котик, его так и зовут – Мордочка.
— Ольга Васильевна, спасибо за беседу. От души поздравляем вас с наступающим праздником - 8 Марта.
— Я тоже хочу поздравить своих коллег, всех женщин Якутска с наступающим Международным женским днем 8 Марта. Пожелать всем самого крепкого здоровья, любви, чтобы в семьях все было в порядке! Также своим коллегам – успехов в работе и повышения зарплаты. Пусть все будет только хорошо и спокойно!