05.03.2022 | 10:13

Кондуктор ЯПАК Ольга Иконникова: «Моя рабочая смена начинается в 5 утра…»

Можете ли представить, чтобы каждый рабочий день начинался … с 5 утра?! При любой погоде. Да еще на такой, мягко скажем, нервной работе. Когда любой не выспавшийся пассажир может запросто обругать тебя нецензурными словами. Согласились бы на такую работу? Уверены, согласились бы немногие…
Кондуктор ЯПАК Ольга Иконникова: «Моя рабочая смена начинается в 5 утра…»
Автор: Беседовала Ирина ПАРНИКОВА
Фото: Фото автора и предоставлены О.В. ИКОННИКОВОЙ  

В преддверие главного женского праздника 8 марта — собеседница «Эхо столицы» — кассир-кондуктор МУП «Якутской пассажирской автотранспортной компании» Ольга ИКОННИКОВА рассказывает о своей работе с особой теплотой. Какие сложности могут возникнуть у кондуктора маршрутного автобуса, а когда нелегкий труд приносит ей приятные моменты?

— Ольга Васильевна, рабочий день у кондуктора, действительно, с 5 утра начинается?

— Да, это для тех, кто работает в первую смену - за нами приезжает домой дежурный автобус именно в 5 утра. А сама рабочая смена начинается с 6.30 утра и примерно до 15 часов дня.

— Получается, что одна смена длится почти 10 часов.

— Да, где-то так. А вторая смена с 13.30 часов дня и до 23.30 часов ночи.

— А маршруты у вас разные или один и тот же?

— Я работаю на разных маршрутах - 102, 103, 104, 105. Но есть те кондукторы, кто работает с постоянными водителями, но тоже по разным маршрутам.

— Это по желанию так?

— Нет, это зависит от того, как нас распределит и поставит наше непосредственное руководство. У нас всегда есть рабочий график, по нему мы и работаем.

— Вы давно работаете кондуктором в ЯПАК?

— Я работаю в ЯПАК 5 лет. Но это не так много, у нас есть кондукторы, которые работают здесь и по 20 лет.

МУП «ЯПАК» — единственное предприятие в Якутске, осуществляющее пригородные пассажирские перевозки. Услугами компании пользуются 6 миллионов пассажиров в год. Образовано оно в 1955 году. Если когда-то предприятие выпускало на линии города до 200 автобусов в день, выполняя 18 городских, 7 пригородных, 4 дачных маршрута, то в настоящее время 70 автобусов МУП «Якутская пассажирская автотранспортная компания» обслуживают 7 пригородных, 2 городских и 3 дачных маршрута. Однако в планах администрации города Якутска – дальнейшее развитие муниципального транспорта.

— Вы сами родом из Якутска?

— Нет, в Якутск вместе с мужем приехали в 1994 году, вот с тех пор и осталась здесь работать и жить. Я сама родом из Луганска.

— О, сейчас, наверное, переживаете очень…

— У меня сейчас мама там живет в Луганске.

— Что говорит мама, как там?

— Мама по телефону говорит, что там сейчас спокойно все.

— А маме Вашей сколько лет?

— 82 года.

— Там кто-то с ней сейчас есть?

— Нет, мама живет одна. Она всю жизнь проработала на руководящей должности, у нее очень самостоятельный характер. Знаете, их поколение очень стойкое, молодцы. Все у нее хорошо.

— А сколько у вас в семье было детей? Какие воспоминания о детстве?

— Я в семье единственный ребенок. Детство у меня было замечательным, мама и папа меня всегда оберегали, заботились. Мама всегда давала советы, наверное, как все мамы, учила житейским заповедям и советам. Она всегда говорила, что нужно учиться и всегда нужно к людям относиться с добротой, с пониманием.

— Где вы учились, что окончили?

— После школы я поступила и окончила индустриально-педагогический техникум по специальности «мастер производственного обучения».

— А до работы кондуктором, где раньше работали?

— До кондуктора я работала почти всю жизнь в торговле, также была индивидуальным предпринимателем. У нас с мужем был свой маршрутный автобус. Но шесть лет назад муж умер, поэтому мне стало тяжело одной, и я продала этот бизнес. Конечно, таким делом, бизнесом должен руководить мужчина.

— В детстве кем мечтали стать?

— В детстве мечтала стать бухгалтером, но родители не позволили. Папа был человеком «старой закалки» и считал, что все, кто работают в торговле – спекулянты. Никого не хочу обидеть, но, понимаете, раньше же у многих людей того времени было и такое мнение.

— Вы пять лет работаете кондуктором. Почему решили пойти работать в ЯПАК?

— Во-первых, пенсия небольшая, поэтому считаю, что пока есть возможность, силы и здоровье, нужно работать. Во-вторых, работа очень стимулирует и для поддержки общего тонуса и для настроения, ведь наша работа связана с людьми, с общением. Всегда если кому-то нужно помочь – поможешь, чем можешь. И коллектив у нас очень хороший, сплоченный, дружный.

— Я сама вижу, что среди кондукторов только одни женщины. А мужчины у вас работают?

— Да, сейчас у нас работает кондуктором один мужчина, а раньше было даже четверо. Один из них перешел на работу водителем, кто-то нашел другую работу.

— Сколько всего в ЯПАК сейчас работает кондукторов?

— Свыше 40 кассиров-кондукторов, работаем все на пригородных маршрутах.

— Что самое сложное в работе?

— Конечно, работа у нас не из легких, не каждый выдержит. Но когда втянешься в эту работу, привыкаешь, и она уже становится интересной. Это с первого взгляда может показаться, что она однообразная. Нет, каждый день общаешься с разными пассажирами, с людьми, поэтому она никак не может надоесть. Я так считаю. А вот самое сложное, когда наши пассажиры порой не понимают, что оплачивать за проезд нужно обязательно. Ты же не заходишь в магазин и не берешь же с полки товар бесплатно? Конечно, ситуации разные бывают, может человек, действительно, забыть проездной или деньги дома. Мы тоже относимся с пониманием. Но видно, что некоторые начинают хитрить, мудрить, обманывать. Это как-то сразу видно. Если нечем оплатить за проезд, лучше скажи честно.

— Если дети или пожилые люди – бабушки или дедушки забыли свой проездной, удостоверение и не могут оплатить, тогда как поступаете?

— Да никак - пусть едут, конечно. И дети, и бывают, что студенты тоже забывают свои проездные, транспортные карты, да мало ли что может быть. Все мы люди, поэтому к каждому случаю подходим с пониманием. Сразу же видно, когда пассажир просто не хочет платить и хочет проехать «зайцем», а когда он просто забыл взять проездной или деньги.

— Часто ли сталкиваетесь с неадекватными пассажирами, например, в состоянии алкогольного опьянения? Как обычно в таких случаях поступаете?

— Не так часто, но бывает. Но мы всегда помним главное - с каким бы пассажиром мы бы не столкнулись, мы сами не должны реагировать грубостью, тем более, кричать на пассажиров, вступать с ними в перепалку. Да, у нас есть тревожная кнопка, мы можем вызвать сотрудников полиции в случае какого-то ЧП. Но мы стараемся сами как-то уладить любой назревающий конфликт или успокоить нетрезвого человека. Иногда помогает доброе слово, иногда юмор, в общем, от ситуации зависит.

— Но за время работы был хоть один случай, когда Вам пришлось все же вызвать полицию?

— Да, был такой случай. Мы ехали с Кангалассов – в автобус зашел пассажир в явном алкогольном опьянении и вдруг он начал фотографировать меня, водителя. При этом стал громко кричать, что «водитель и кондуктор пьяные»». Мы его просили не фотографировать и перестать кричать, но он был агрессивно настроен. Остановили автобус возле Белого озера и позвонили в полицию. Когда приехали сотрудники полиции, и начали его забирать, он начал драться с сотрудниками полиции. Нам тоже пришлось тогда ехать в полицию, чтобы написать заявление. Это было как раз тогда, когда я только начинала работать.

— Это был молодой парень?

— Нет, в том то и дело, что дебошир - мужчина солидного возраста, наверное, за 50 лет. Да, в нашей работе могут и такие случаи произойти, но радует, что крайне редко. В основном, наши пассажиры очень тактичные, многие здороваются. К 8 Марта и, вообще, в предпраздничные дни пассажиры нас часто поздравляют. Даже помню случай, когда к 8 марта пассажир, мужчина поздравил с наступающим праздником и подарил букет цветов. Конечно, это очень приятно, что у нас такие внимательные люди.

— Какими качествами должен обладать кондуктор?

— Самое главное требование – стрессоустойчивость. Ни при каких обстоятельствах кондуктор не должен грубить, отвечать на хамство, нужно стараться всегда вести себя спокойно, сдержанно. Я бы сказала, что нужно быть в какой-то мере и психологом.

Кондуктор – (название профессии происходит от английского слова to conduct –сопровождать) - одна из ключевых профессий автобусных, троллейбусных и трамвайных предприятий. От добросовестной работы кондуктора зависит финансовое состояние предприятия. Его основная задача — обеспечение полноты сбора денежной платы за проезд в автобусе. Кондуктор должен знать тарифы за проезд (а они разные на каждом маршруте и на каждом отрезке пути), уметь пользоваться платежными терминалами. Кондуктору требуется хорошая физическая подготовка, быстрота, хорошая зрительная память, вежливое и внимательное отношение к пассажирам. Кондуктор должен уметь оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему.

— Но все же, например, в позднее время, когда салон полупустой и входит пьяная компания. Бывает страшно?

— Конечно. Но мы, кондукторы всегда работаем с водителем в одной связке, так сказать, за что им большое спасибо. У нас очень надежные и опытные водители, мы всегда на них тоже полагаемся.

— Иногда ведь и самим водителям некоторые пассажиры не дают работать, мешают…

— И такое бывает. Мы стараемся помогать и водителям, чтобы не мешали им работать.

— Вы все время с пассажирами. А каких сейчас людей больше - понурых, грустных, или все же позитивных, с улыбками?

— Если честно, то больше людей все же задумчивых, озабоченных пассажиров, наверное, у многих какие-то свои проблемы, не секрет, что есть и явно озлобленные. С другой стороны, есть немало и радостных, позитивных людей. Между прочим, среди таких немало и пожилых пассажиров. И такие пассажиры нас очень радуют, и когда встречаешься именно с ними, настроение поднимается и сразу спокойно работать как-то.

— Всегда интересовал вопрос: вы все время в дороге, вас не укачивает?

— Наверное, каждый, кто хочет устроиться на работу кондуктором, знает о своих проблемах по здоровью. Поэтому нет, конечно. Если бы страдала от этого, не пошла бы в кондукторы.

— Я помню из детства, как одна кондуктор-женщина всегда говорила так забавно «Так, граждане, обилечиваемся, «зайцы» не проскочат…». А вы как говорите?

— Уважаемые пассажиры, не забываем оплачивать за проезд… (Смеется – Прим. автора).

— А сами водите машину?

— Нет, не вожу. А вот наши водители – все опытные, первого класса.

— Прямо никогда не торопятся, не нарушают правила?

— Нет, конечно. Наши водители ездят на зарплату, поэтому они не торопятся, водят аккуратно, не лихачат, как частники. У тех да, в глазах, как говорят, не пассажиры, а доллары.

— Что входит в обязанности кондуктора?

— Во-первых, следить за порядком в салоне автобуса, производить оплату за проезд у пассажиров. Если пассажиру вдруг плохо станет, например, случится обморок, принять меры.

— Какие?

— Нам нужно вызвать «скорую помощь» и постараться оказать первую помощь.

— Вас этому обучают?

— Каждый год мы все проходим обучение, по оказанию первой медицинской помощи. В каждом маршрутном автобусе всегда есть аптечки и медицинские средства для оказания первой помощи.

— Сталкивались с этим?

— Да, был такой случай. Мы ехали в Табагу, и у одной из пассажирок случился эпилептический приступ. Девушка лет 18-ти как раз ехала с больницы, и прямо в автобусе все и произошло. Мы ей тогда помогли, и очень повезло, что с нами ехала врач с колонии. Она этой девушке профессионально, как врач, оказала помощь, пока ехала бригада «скорой помощи». Все обошлось, слава богу, «скорая» увезла девушку в больницу.

— А часто ли пассажиры забывают в салоне личные вещи?

— Да, случается и чаще забывают именно сотовые телефоны, смартфоны. Некоторые пассажиры сразу у нас на линии забирают, но если во время рабочего дня не забрали, то отдаем в диспетчерскую службу. Затем пассажиры звонят диспетчерам, и приезжают, забирают. Конечно, благодарят. Забыть то вещь любой пассажир может, не только пожилой человек.

— Случается, что вы замечаете карманных воришек в салонах автобуса?

— Да, случается. Если вовремя заметим, сразу предотвращаем, блокируем дверь и вызываем полицию. Такие случаи бывают, но не так часто, мы всегда стараемся подмечать, если кто-то в салоне себя странно ведет. Для нас важна – безопасность пассажиров.

— Знаете своих постоянных пассажиров в лицо?

— Конечно, многих знаем. Кто постоянно ездит на наших пригородных маршрутах, они всегда здороваются, общаемся. Это очень приятно, когда с уважением относятся к нашему труду.

— Какая зарплата у кондуктора и сколько выходных в неделю?

— У нас два выходных дня в неделю. А зарплата примерно до 30 тысяч, тоже зависит от количества смен.

— Есть ли среди контролеров сейчас текучка кадров?

— В последнее время никто не уходит, все работают постоянно. Да, раньше молодые устраивались, но их не устраивало, что фактически рабочая смена начинается с 5 часов утра. Поэтому у нас сейчас сформированный коллектив кондукторов из женщин и одного мужчины среднего и даже старшего возраста. Средний возраст – 50 лет. Но те, кто пришел к нам молодыми, уже побывали в декретном отпуске, они работают у нас уже долго.

— Коллективом собираетесь по праздникам?

— Как я уже отметила, коллектив у нас, действительно, хороший, сплоченный, дружный. Да, по праздникам, например, на День автомобилиста или перед Новым годом обязательно собираемся, проводим чаепитие. И, не дай бог, конечно, но если у кого-то что случится, обязательно всем коллективом помогаем.

— А ваши дети живут в Якутске?

— У меня два сына - старшему Андрею будет сорок лет, младшему Антону - 32 года. Старший живет и работает в Сургуте, на предприятии «Сургутнефтегаз» водителем, младший сын живет и работает в Санкт- Петербурге. Андрей женат, у меня уже пятеро внуков.

— А сколько вам лет, если не секрет?

— Мне самой в этом году исполнится 60 лет.

— Я думала, чуть больше 50-ти, Вы такая энергичная. Зарядку, наверное, делаете по утрам?

— Утром зарядку делать не успеваю, в 5 утра уже выходим на смену. Но по выходным можно чуток размяться, а так у нас работа подвижная, целыми днями ходим по салону. Хорошо, что я люблю ходить пешком.

— Какие у вас еще есть любимые занятия?

—- Очень люблю бисером вышивать и вязать. Вяжу с 5 лет, а вот бисером увлеклась года четыре назад. Я даже маски для профилактики от коронавируса сама шью и стараюсь сделать на них красивую вышивку.

— Есть ли у вас фирменное кулинарное блюдо?

— Мои сыновья и внуки любят, когда я им пиццу готовлю. Быстрая пицца – беру тесто дрожжевое из холодильника, как поднялось, сразу на нее начинку. А начинка всегда разная, можно все, что есть в холодильнике. Но всегда обязательно сыр, сосиски или колбаса и помидоры. Они именно так любят.

— Какие качества в людях нравятся, а какие нет?

— Мне нравятся люди, которые более прямые, честные, добрые, порядочные. Не нравятся лицемеры, подхалимы, злые и завистливые.

— Кто сейчас дома ждет со смены?

— Мой любимый котик, его так и зовут – Мордочка.

— Ольга Васильевна, спасибо за беседу. От души поздравляем вас с наступающим праздником - 8 Марта.

— Я тоже хочу поздравить своих коллег, всех женщин Якутска с наступающим Международным женским днем 8 Марта. Пожелать всем самого крепкого здоровья, любви, чтобы в семьях все было в порядке! Также своим коллегам – успехов в работе и повышения зарплаты. Пусть все будет только хорошо и спокойно!

Новости

Популярное

Сквер памяти ветеранов Великой Отечественной войны появился в Сайсарском округе Якутска
Город | 1 день назад
Сквер памяти ветеранов Великой Отечественной войны появился в Сайсарском округе Якутска
Проект реализован силами Управы Сайсарского округа на средства гранта по Программе поддержки местных инициатив Министерства финансов Якутии с софинансированием от Окружной администрации города Якутска и спонсоров – индивидуальных предпринимателей.
Прогноз погоды на 29 сентября в Якутске
Город | 1 день назад
Прогноз погоды на 29 сентября в Якутске
Температура воздуха днем составит +1, +3°С.
Отключения света, воды и тепла 29 сентября
Город | 1 день назад
Отключения света, воды и тепла 29 сентября
Плановые отключения энергоресурсов в Якутске.
Фоторепортаж: как проходит благоустройство дворовых территорий в Якутске?
Репортаж | 1 день назад
Фоторепортаж: как проходит благоустройство дворовых территорий в Якутске?
​​​​​​​Корреспондент «Эхо столицы» объездила четыре дворовые территории, чтобы лично посмотреть — как обстоят дела с их благоустройством?