Кровная война за квартиру и дачу
История нашей героини примечательна тем, что «удар в спину» нанес не посторонний человек, а родной племянник, которого женщина знала с детства, которому доверяла...
Счастливая семья
Считается, что большая семья — это счастье. Есть кому подать стакан воды на старости лет, кому ухаживать при недуге, наконец, кому хоронить, если Бог позовет. Инвалид с детства Раиса Дмитриевна Пшенникова родом из такой большой семьи — одна из девятерых детей у родителей. Братья и сестры в свое время тоже родили по три-пять детей. Одной лишь Раисе по состоянию здоровья не суждено было испытать счастье материнства. Потому-то она и любила по-матерински своих многочисленных племянников, которые росли на ее глазах, часто бывали в ее гостеприимной квартире, когда она переехала из Олекминска в Якутск жить и работать. Работала она, не покладая рук, швеей в Якутском быткомбинате: шила унты, шапки и другие меховые изделия. Со временем приобрела дачу на Хатынг-Юряхе и двухкомнатную квартиру на ул. Орджоникидзе, 39.
К тому времени семья брата Тимофея тоже перебралась из Олекминска в столицу республики. Семья многодетная, в ней пятеро детей, и жили они в общежитии на ул. С. Данилова, которое маме семейства выделили по работе. Сегодня все дети уже взрослые, у всех семьи, все обеспечены. Однако Тимофей рассуждал по-другому…
Пожалела...
Когда тетя Раиса, будучи на пенсии, стала злоупотреблять алкоголем, вокруг нее началось «шевеление». Старший брат Тимофея — Александр - не раз предлагал тете перебраться в общежитие, а в ее квартире, мол, будет жить он со своей семьей. Тетя все время отказывала. Так прошло несколько лет, пока Александр сам не заработал себе жилье. Но тетина квартира продолжала оставаться лакомым кусочком для племянников, и «эстафетную палочку» принял младший племянник Тимофей — теперь он стал докучать тете с просьбами вселить его семью в свою квартиру, мол, жить негде, хотя был прописан в том же общежитии. Капля камень точит, потому однажды тетя поддалась уговорам и жалостливым речам племянника, впустила к себе в квартиру. Это случилось в 2009 году. Бедная женщина даже не подозревала, что, поддержав родную кровиночку, она стала объектом посягательств со стороны своего ближайшего родственника.
Молчание — знак согласия?
Семейная идиллия продолжалась недолго, и гром грянул уже через год. Из заявления Раисы Пшенниковой начальнику отдела полиции № 2 г. Якутска от 10 июля 2014 года: «С 2010 года П. Тимофей начал издеваться надо мной. Держал взаперти, родственников не пускал, морил голодом, поил алкоголем, давал какие-то таблетки, периодически избивал, насиловал... И когда это проделывал со мной, говорил: «А попробуй, докажи! Тебе, старухе, никто не поверит!» Об этом рассказывать родственникам было стыдно, ведь это мой родной племянник».
А вот выдержки из заявления в отдел опеки и попечительства ОА г. Якутска от 19 марта 2014 года: «В 2009 году осенью я впустила в квартиру племянника Тимофея с семьей, так как им негде было жить. До этого они долго меня уговаривали, и я согласилась. Зная мою проблему, что я люблю выпивать, они каждый вечер приносили бутылку водки. С того времени ко мне не стали никого пускать из родственников, знакомых, друзей. Поили каждый день, после стали надо мной издеваться, били, не кормили. Я с ними жила, как в аду!»
Получив такое заявление, отдел опеки и попечительства 26 марта 2014 года направил письмо в прокуратуру г. Якутска о противоправном действии и самозахвате жилого помещения племянником.
То, что женщина не врет, подтвердили в полиции и свидетели, которые приходили к ней в гости и общались с Раисой Дмитриевной через замочную скважину, так как ее содержали взаперти. К сожалению, по прошествии времени экспертиза следов насилия не обнаружила. Однако в ходе подготовки этого материала мне удалось увидеть видеозапись, где Раиса Дмитриевна в присутствии соседей, внучатой племянницы, старшего брата Александра и самого Тимофея заявляет ему, что он насиловал ее, на что последний... молчит. Согласитесь, изнасилование — преступление более чем тяжкое. И если бы в присутствии посторонних людей обвиняли в этом невиновного человека, думаю, реакция должна была быть совсем другой, но никак не молчание!
За бутылку водки - квартира, дача и участок
Унижаемая, спаиваемая родным племянником в запертой квартире Раиса Дмитриевна и не узнала, что 13 апреля 2010 года стала бомжем. Племянник с супругой не только получали ее пенсию за нее, но и по «доверенности» оформили квартиру за Раисой Дмитриевной и буквально через несколько дней «купили» ее себе. Раиса Дмитриевна помнит только, как выпившая подписывала какие-то бумаги, подсунутые племянником, он требовал, чтобы подписала их для ЖЭУ, подкрепляя словами: «На собрание пойдешь!»
Если рассуждать логически, то обычно продавец недвижимости к столь серьезному шагу готовится заранее. Раиса Дмитриевна же не только не помышляла о продаже, но и не думала приватизировать квартиру, всю жизнь в ней прожила в качестве нанимателя. Однако у супругов были свои планы.
Они не собирались останавливаться на полпути — в этот же день ушлые супруги оформили на себя еще дачу Раисы Дмитриевны на Хатынг-Юряхе со всеми хозпостройками и земельный участок площадью 1290 кв. м.
А надо отметить, что к моменту подписания договора купли-продажи и подписания доверенности Раиса Дмитриевна уже была глубоко больным человеком и не отдавала отчета своим действиям. В 2010 году перенесла инсульт, надо полагать, не без помощи племянника. Кроме того, согласно медкарте, и других «болячек» у нее целый «эшелон». В общем, сегодня она – инвалид 2 группы. О том, что в те дни Раиса Дмитриевна была в неадекватном состоянии, пишет московский судебно-психиатрический эксперт, который, изучив медицинские показатели, сопоставив все факты и факторы, пришел к выводу, что «органическое расстройство с большой вероятностью лишало Пшенникову Раису Дмитриевну способности понимать фактический характер своих действий и руководить ими при подписании договоров купли-продажи 13 апреля 2010 года».
От добра добра не ищут?
То, что происходило в семье племянника, бедная женщина скрывала от своих родственников, никому не жаловалась. Но любая тайна становится явной, и о происходящем узнали внучатые племянницы Раисы Дмитриевны, когда 6 августа 2013 года пришли к ней в гости на дачу. Увидев девушек, пожилая женщина не смогла сдержать слез и впоследствии рассказала все, как на духу. Ошеломленные девушки начали активные действия по защите прав своей тети. Тогда-то и были написаны вышеупомянутые заявления в полицию, прокуратуру, отдел опеки и попечительства.
Из заявления племянниц Елены, Маргариты и Татьяны в отдел опеки и попечительства ОА г. Якутска от 20 марта 2014 года: «Застали ее (Раису Дмитриевну – прим. авт.) на первом этаже дома, сами же они (семья Тимофея – прим. авт.) жили на втором этаже. Зайти было невозможно, стоял страшный запах, она лежала вся мокрая на голом матраце… На нее было страшно смотреть, бледная, скрюченная... Она ела, как будто ее не кормили неделю, и рассказала, что они (Тимофей с супругой) над ней издеваются. Воду она пила с озера в тине и слизи. Одежды у нее чистой не было. Приехав во второй раз, увидели ту же картину – голодная, холодная, еще и пьяная. Она плакала и просила, чтобы мы ее забрали».
Раису Дмитриевну увезла к себе внучатая племянница Татьяна Шляхно, сама многодетная мать, у которой бабушка проживает до сих пор. А Тимофей даже не заикнулся, чтобы вернуть тетю в ее же родной дом. На даче посадил огромного волкодава — попробуй, зайди... Потом девушки определили свою тетю на лечение в наркодиспансер, была больница в Жатае, Тулагино, Гериатрическом центре. В общем, поставили женщину на ноги и вернули к нормальной жизни.
Сейчас Раиса Дмитриевна не употребляет спиртного, но часто плачет из-за пережитого, лишилась сна. «Меня обманули! Как я могла продать свое жилье?! У меня даже готово место на кладбище рядом с братом (мы - двойняшки). Уезжать никуда я не собиралась…», - не уставала она повторять на многочисленных судебных заседаниях.
Доказать суду
Вслед за жалобами на племянника в различные инстанции, начались многочисленные судебные заседания, на которых больная, измученная женщина вынуждена была присутствовать и давать показания. Суд рассматривал иск по поводу недействительности договора купли-продажи квартиры, дачи и земельного участка. Суд Тимофей проиграл, но сдаваться был не намерен. Словно утопающий, который хватается за соломинку, он со своей супругой закидал жалобами Верховный суд России, мол, судья Якутского горсуда Удалова вынесла неправильное решение, с нарушением процессуальных норм. И измученная женщина за своей правдой вылетела в Москву на заседание Верховного суда России. Выступая в Москве, женщина не смогла даже ничего толком объяснить судьям: ее душили слезы...
Затем были заседания по поводу выселения Тимофея с сыном, и вновь суд вынес решение в пользу Раисы Дмитриевны. Тогда Тимофей подал иск об отсрочке решения суда, но опять же проиграл.
А в это время, уже имея судебный акт о передаче имущества Раисе Дмитриевне, Тимофей, словно полноправный хозяин дачи, разобрал крышу гаража, с территории в неизвестном направлении исчез 40-тонный контейнер Раисы Дмитриевны, к тому же все это время не вносится квартплата...
Юрист Денис Чистоедов:
- В Москву с Раисой Дмитриевной вылетели я в качестве доверенного представителя и внучатая племянница Татьяна Шляхно, у которой проживает Пшенникова. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда России, изучив материалы дела и выслушав нас, пришла к выводу, что все судебные акты нашего города и республики законные и обоснованные. То есть супруги П-вы должны передать квартиру, дачу и земельный участок из своего незаконного владения, тем более, что Тимофей с сыном уже выселены из квартиры.
Уважаем ли закон?
По закону «Об исполнительном производстве» супруги П-вы в пятидневный срок должны добровольно исполнить решение суда с момента уведомления их судебным приставом-исполнителем. Передача имущества производится по акту приема-передачи имущества.
Заместитель начальника Якутского городского отдела службы судебных приставов-исполнителей Петр Друзьянов:
- В случае если должником решение суда не будет исполнено в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом- исполнителем выносится постановление о взыскании исполнительского сбора в размере пяти тысяч рублей и устанавливается новый срок для исполнения путем вручения требования. При неисполнении требований без уважительных причин в отношении должника составляется протокол об административном правонарушении (ст. 17.15 КоАПР РФ).
Как мы уже отметили, уважительных причин у Тимофея не оказалось, иначе суд бы принял их во внимание, когда принимал решение об оставлении иска Тимофея об отсрочке выселения без удовлетворения. Что мешает приставу прийти к Тимофею вместе с Раисой Дмитриевной и в своем присутствии передать ключи от квартиры, дачи в руки Раисы Пшениковой?
А между тем, Тимофей П-в — бывший сотрудник силовых структур (старший брат Александр тоже, сейчас он работает в ЧОПе), потому должен знать законы Российской Федерации. Другой вопрос — уважает ли, придерживается ли он их? Как видите, нет. А иначе как объяснить, что, не будучи хозяином квартиры с 20 мая 2015 года, выписанный из квартиры в паспортном столе 20 ноября 2015 года Тимофей продолжает ее оккупацию? Получается, для него закон не писан. А может, он ждет очередного иска в суд от Раисы Пшенниковой за моральный вред?