Кто поможет Диме?
Позвонила знакомая и рассказала жуткую историю о попытке изнасилования несовершеннолетнего мальчика и бездействие «органов». Так и появился этот материал.
Еще два года назад Дима жил с мамой и папой в трехкомнатной квартире по улице Гастелло. Но отец стал пить, мама ушла от него к сожителю в вагончик на улице Чернышевского. А так как вагончик представлял собой строение площадью 24 квадратных метра, мальчика отправили жить к старшей сестре. Маме Димы, Алле Михайловне, 37 лет, Диме – 14, его сестре - 20, до описываемых событий она проживала с гражданским мужем и братом.
Инцидент произошел в квартире сожителя сестры, когда в гости пришел его друг - бывший таксист и заключенный, отсидевший в местах не столь отдаленных, как утверждают все фигуранты этого дела, восемь лет. За какие грехи, никто точно не знает.
Увидев, что «таксист» пристает к брату, сестра забрала его и привезла мальчика к маме, которая даже не знала, что предпринять для защиты сына. Узнав о случившемся, соседка (та самая моя знакомая), человек с активной гражданской позицией, подняла шум, забрала маму, и обе женщины поехали в 4 ГОМ. В ГОМе к ним присоединились участковый Александр Попов и инспектор ПДН Аграфена Антипина. Вся четверка двинулась на Толстого, 20 в следственный отдел по городу Якутску СУ СКП РФ по РС(Я) писать заявление о попытке изнасилования.
Впоследствии Алла Михайловна даже не смогла толком рассказать, кто, в каком кабинете ее принимал. По ее словам, пролистав Уголовный кодекс, женщина-следователь отправила ее обратно в ГОМ, так и не приняв заявления. Вот тогда-то и позвонила мне знакомая.
На следующий день я в срочном порядке начала обзванивать соответствующие структуры. И, что примечательно, мальчик все также оставался у сестры, о том, что с ним произошло в отделе опеки и попечительства администрации города были не в курсе, а уголовное дело по статье 135 УК РФ (Развратные действия, совершенные без применения насилия в отношении лица, заведомо не достигшего 16-летнего возраста) возбудили в ГОМе только спустя три дня. В данное время по делу ведется проверка.
А пока суд да дело, мы решили поинтересоваться в следственном отделе, на каком основании в приеме заявления матери потерпевшего было отказано.
Заместитель руководителя следственного отдела по г. Якутску СУ СКП РФ по РС (Я) Николай Федоров:
- Согласно УПК РФ предварительное следствие следователями Следственного комитета при прокуратуре не производится по преступлению, предусмотренному статьей 135 УК РФ. А речь идет именно о развратных действиях без применения насилия. Мы же занимаемся статьями, где применяется насилие или угроза жизни и здоровью. А это статьи 131 (изнасилование), 132 (насильственные действия сексуального характера) и 133 (понуждения к действиям сексуального характера) УК РФ. Следствием по преступлениям, предусмотренным статьями 134 (половое сношение и иные действия сексуального характера с лицом, не достигшим шестнадцатилетнего возраста) и 135 УК РФ, занимаются следователи органов внутренних дел. Поэтому, выслушав рассказ женщины и не усмотрев подследственности, следователь и направила потерпевших в отдел милиции. Если бы мы возбудили дело, то его закрыла бы прокуратура в связи с неподследственностью.
Между тем в таких случаях обычно несовершеннолетних определяют в реабилитационный центр, где им способны оказать психологическую помощь. Такую помощь Дима не получил по сей день, так как, по словам инспекторов ПДН, мальчик наотрез отказался куда-либо ехать, изъявив желание остаться с сестрой. А сестра написала расписку, что мальчику в будущем ничего угрожать не будет. На том и расстались.
Что же касается родителей Димы, то папа мальчика, по словам соседей, злоупотребляет алкоголем. На днях соседи даже вызывали участкового, так как мужчина не выходил из своей квартиры в течение четырех дней. Милиционер, взломав дверь, увидел, что Ч. основательно затарился спиртным, все это «дело» выпил, а после ослаб от голода до такой степени, что не мог даже выбраться из квартиры. Спасали горе-соседа, как говорится, всем домом – принесли поесть…
Мама Димы еще не оформила развод с мужем. Раньше она работала кондуктором вместе с сожителем, но в данный момент является безработной. Ее соседка по вагончику и по совместительству мать ее сожителя планирует в ближайшем будущем устроить ее фасовщицей на родное предприятие. Кроме того, по словам соседей, Алла Михайловна также неравнодушна к спиртному. Но в момент моего приезда к ней в вагончике было чистенько, уютно, сама хозяйка была трезвой. Мне показалось, что при желании мама могла бы взять сына к себе, но, может, против ребенка ее сожитель? Кто знает, чужая душа – потемки…
Во время подготовки материала я связалась с реабилитационным центром, где в любой момент готовы принять Диму и оказать ему помощь. Также я созвонилась с сестрой мальчика. Девушка вот уже третий день, как ушла от своего сожителя (причиной разрыва стал данный инцидент) и возвращаться не намерена. В первое время с братом они были у отца, потом сняли квартиру на 17 квартале. Говорит, что ушла с работы, ищет другую.
На мой вопрос: «Как же будете жить без средств к существованию? Ведь мальчику надо ездить в школу с пересадкой на двух автобусах. И где гарантия, что сразу найдешь работу?» сестра ответила, что в случае чего Дима может перекантоваться у отца, «он же недалеко от школы живет». И тут же говорит, что отец не хочет оставлять Диму у себя – боится, что тот будет сбегать.
Кстати, вчера во время верстки материала в редакцию позвонил некий мужчина и, не представившись, начал пьяным голосом угрожать, что мальчику де не исполнилось еще и 14-ти лет, что мы не имеем права о нем что-либо писать, а то, мол, будут проблемы… Если это родной отец, то печально, что он не знает даже возраст своего ребенка. А если сожитель сестры, то также печально, что ребенок жил с таким неадекватным человеком, что в итоге и привело к подобным последствиям.
* * *
По существующему законодательству законными представителями несовершеннолетнего Димы являются мать и отец ребенка, но никак не сестра. Только после лишения родителей родительских прав и получения права опеки над братом совершеннолетняя сестра может представлять его интересы по закону. Несмотря на это, инспекция по делам несовершеннолетних 4 ГОМа оставляет мальчика у сестры, так и не задавшись вопросом, как и на какие средства они будут жить. Ведь всякое в жизни бывает - сегодня девушка в стрессовой ситуации приняла решение уйти от своего сожителя и больше не возвращаться, а завтра под натиском нужды вернется обратно. А с ней и мальчик – к сожителю и «другутаксисту».
Неужели все ждут непоправимого, когда за дело возьмутся следователи прокуратуры по факту преступления?
«… потому что здесь тесно»