КТО ВИНОВАТ В ЯКУТСКИХ ПОЖАРАХ?
Почему так происходит, кто в этом виноват и в какой степени – попыталась узнать корреспондент «Эха», а заодно вместе с дознавателем Отдела надзорной деятельности (ОНД) г. Якутска, капитаном внутренней службы Оленой Хабибуллиной установить причины пожаров, произошедших в минувшие пятницу и субботу – 1 и 2 февраля.
1. Факты
Итак, пятница 1 февраля «ознаменовалась» пожаром в 12-квартирном жилом доме, что на улице Дзержинского, 52. Вызов на «01» поступил в 20 часов 47 минут от гражданки Дрижд, проживающей во втором подъезде этого дома. Несмотря на то, что ближайшая Пожарная часть находится всего в 1 километре от места пожара на этой же улице, первое подразделение прибыло спустя 7 минут. Как оказалось, в то время боевые расчеты тушили гараж на улице Базовая, 2, спасая автомашину «Мерседес-Бенц». Но эта машина оказалась лишь «предвестником» более крупного пожара, где огнем уничтожено 5 автомашин!
На следующий день, 2 февраля, в 6 часов 28 минут на «01» позвонил гр. Яковлев и сообщил, что горит 6-ти квартирный жилой дом, что на улице Новокарьерная, 27/2.
2. Жертвы огня
В результате пожара на улице Дзержинского, 52 дотла сгорели все шесть квартир первого подъезда. Еще в ходе тушения пожара возле входной двери внутри подъезда был обнаружен труп инвалида (со слов мужа, перенесла инсульт) Ларисы К. 1961 года рождения. Она жила в кв. №1 вместе с мужем и дочерью. В смерти Ларисы некоторые возмущенные соседи сегодня обвиняют пожарных и полицию, которая не впускала мужа, пытавшегося зайти в горящий подъезд, чтобы вытащить ее, и даже «заломила ему руки с угрозой доставить в «дежурку». Забегая вперед, отмечу, что даже пожарные в спецодежде не смогли вытащить женщину из подъезда: им мешала падающая с крыши горящая кровля, также вход в подъезд им преградил разлитый из системы отопления кипяток, а через окно квартиры они не смогли пробиться к женщине, так как квартира к тому времени внутри была объята адским пламенем.
В результате пожара на улице Новокарьерная, 27/2 дотла сгорели: кв. № 1 супругов Сапроновых, пристрой под котельную и два гаража, где на «приколе» стояло 5 автомашин: «Тойота-Корола», «Сузуки-свифт», новехонькая «Тойота-Лэнд-Крузер» 2012 года выпуска стоимостью 3 миллиона рублей и хозяйские «Тойота Прадо» и УАЗ-санитарка! С места пожара в ожоговое отделение РБ № 2 была доставлена хозяйка - пенсионерка Валентина Сапронова, 1960 года рождения, которая получила ожоги верхних дыхательных путей, спины, головы, обеих кистей рук (25% поверхности тела) 1-2-3А степени тяжести.
3. Чтобы не было беды
Чтобы не было ЧП, за своим имуществом должны следить сами собственники. Кроме того, за каждым объектом в нашем городе, в том числе и за жилыми многоквартирными домами и даже частным сектором, прикреплены инженеры и инспекторы Отдела надзорной деятельности по г. Якутску, которые проверяют противопожарное состояние объекта, проводят инструктаж среди населения.
Так, плановая проверка по соблюдению требований пожарной безопасности в доме на Дзержинского, 52 была проведена 4 декабря 2012 года. Старшим инспектором Отдела надзорной деятельности (ОНД) по г. Якутску Еленой Рожиной было предложено 4 пункта. По нарушению было вынесено постановление на административное наказание на МУП «Жилкомсервис» на имя инженера по ТБ и ПБ Ч.
А на улице Новокарьерная, 27/2 плановая проверка была проведена 16 марта 2012 года. Инспектором ОНД Анной Мархеевой было предложено 3 пункта. По нарушению вынесено постановление об административном правонарушении в отношении мастера ЖКУ ТСЖ «Виктория» А. Срок внеплановой проверки был назначен на 14 февраля 2013 года...
4. Тревога!
Обычно, когда горит деревянный жилой дом, то автоматически объявляется вызов №2 (вторая степень сложности). В случае с Дзержинского, первое подразделение по прибытии сразу подтвердил вызов №3 – самая сложная степень. Из здания было эвакуировано 12 человек, из них 5 детей (вообще в этом доме прописано 47 человек, из них 10 детей).
В ходе тушения было подано 10 стволов «Б», проложены 3 магистральные линии, задействовано 6 звеньев «ГДЗС», на месте пожара работала психолог.
Всего на месте пожара было задействовано 103 человека и 25 единиц техники, организован пункт временного пребывания в здании жилого маневренного фонда «Союз погорельцев» на ул. Б. Марлинского, 64, где людей обеспечили сухим пайком.
В 22 часа 08 минут пожар локализовали.
В 22 часа 48 минут ликвидировали открытое горение пожара.
В 22 часа 49 минут - вызову №3 дали отбой.
В 00 часов 03 минут пожар был ликвидирован.
Условиями, способствующими развитию пожара, явилось позднее обнаружение и сообщение на «01». Но и не секрет, что, когда мало что удается спасти, многие горожане видят причину не в позднем обнаружении пожара, а в... отсутствии воды в прибывших пожарных машинах. Вот и этот молодой человек на фотографии (мы его встретили на пепелище Новокарьерного) говорит об этом. Он приводит пример двухгодичной давности, когда сам стал свидетелем пожара на Хатынг-Юряхе, мол, прибывшие пожарные расчеты сразу сообщили всем, что воды у них нет. Без комментариев...
5. Позднее обнаружение и спасшиеся
Что же касается пожаров на Дзержинского и Новокарьерной, то «позднее обнаружение» налицо. Да и сами жильцы об этом говорят.
Например, на момент возгорания Сапроновы спали, так как было раннее утром. В своем объяснении Сапронов очень красноречиво рассказал нам, как обнаружил пожар - проснулся от запаха дыма, вышел в пристрой квартиры, где у них находится кухня, которая еще не горела, но была окутана густым едким дымом. Тогда он упал навзничь, чтобы не отравиться угарным газом, подполз к двери котельной и увидел, как одновременно вовсю горят 2 гаража, разделенные между собой этой котельной. К тому времени встала и разбуженная жена, но она побежала спасаться прямо через огонь и дым, отчего получила столь серьезные травмы.
Что касается дома на Дзержинского, то запах дыма первой «услышала» 12-летняя девочка с кв. №2 – соседней с К. Тогда она выскочила в подъезд и увидела, как ее соседка тетя Лариса (жертва пожара) стоит возле своей квартиры, облокотившись об косяк открытой двери, а за ней в кухне уже вовсю пылал огонь. Тогда она крикнула: «Тетя Лариса, Вы же горите!» и побежала к выходу, чтобы сообщить соседям второго подъезда, что дом горит. Краем глаза она заметила, как тетя Лариса направилась в комнату. Потом соседи объяснят нам – наверное, за документами. Если бы на месте этой маленькой девочки был взрослый, наверняка, женщина бы спаслась. А так, по версии дознавателя Хабибуллиной, открывшаяся дверь подъезда еще больше раздула огонь и отрезала женщине путь к спасению.
Другая девочка-соседка, находившаяся в это время на втором этаже аккурат над кухней тети Ларисы, где пылал огонь, почувствовав запах дыма, доносившегося снизу (с кв №1), также немедля выбежала из квартиры и успела сквозь едкий дым выбежать из горящего уже подъезда. Ее сопровождал отец, который в дыму шел за ней, но услышав хлопок двери и удостоверившись, что дочь вышла на улицу,... поднялся домой за документами. Но ему повезло - вместе с документами он прыгнул из окна второго этажа.
К тому времени пожарных расчетов еще не было. Как раз в это время мимо горящего дома проходили неизвестные молодые люди. Увидев в окне второго этажа еще одну женщину, они смогли спустить ее по пожарной лестнице.
Кстати, как мне рассказала Олена Хабибуллина, когда говорят, что на месте пожара работает оперативно-следственная группа, оказывается, на деле эту группу представляет собой лишь дознаватель! Остальная часть группы сидит в кабинетах.
6. Экспертиза
На пепелище на Дзержинского «наша» следственная группа в составе Хабибуллиной, старшего эксперта сектора судебных экспертиз Испытательной пожарной лаборатории Егора Аргунова и корреспондента «Эха» изъяла фрагмент алюминиевой электропроводки на том месте, где больше всего стены квартиры №1 пострадали от огня. Такое место распознается чисто визуально и по глубине поврежденной огнем поверхности. В выборе искомого мы были согласны абсолютно единогласно. Также мы забрали с собой фрагменты древесины со стола кухни, где начался пожар. Кто знает, может, хозяйка во время приготовления пищи (ужина) что-то разлила на стол. Кстати, парадоксально, но факт – меньше всех пострадала именно эта квартира, откуда начался пожар. Но этому есть вполне понятное объяснение - закон физики, ведь огонь «уходит» вверх. В практике дознавателя Хабибуллиной был даже случай, когда сгорел весь дом, осталась почти невредимой квартира, где и был установлен очаг возгорания!
В этом пожаре причину возгорания Хабибуллина усматривает все-таки в коротком замыкании электропроводки в кухне. А поведение хозяйки объясняет тем, что женщина, может, спала и во сне надышалась угарным газом, потому ее вид и реакция на соседнюю девочку были неадекватными. Тем более, женщина была больна...
На улице Новокарьерной эксперт Егор Аргунов вместе с Оленой Хабибуллиной забрали с собой фрагменты древесины на химическое исследование с двух гаражей и бутылку, так как хозяин Сапронов уверен, что его гараж подожгли и что, мол, он даже знает кто. О своих подозрениях и обвинениях он написал в заявлении, которое зарегистрировано 3 февраля в 4 отделе полиции ММУ МВД РФ «Якутское».
На выводы, из-за чего произошел пожар, где находился очаг пожара, эксперту дается 20 дней со дня регистрации полученных материалов. Так что, вещдоки с Дзержинского и Новокарьерной ушли в лабораторию 5 февраля. С этого дня и начинается отсчет. Но если материалов для исследования много, к этому сроку могут добавить до 30 суток.
7. Следственно-оперативная группа
Если эксперт отвечает за техническую сторону вопроса, то юридическая сторона лежит на дознавателе, который по факту пожара сначала проводит проверку. Возбуждение или отказ зависят от наличия состава преступления: на какую сумму уничтожено или повреждено чужое имущество. Особо крупным размером, когда возбуждается дело, считается ущерб на 250 тысяч рублей и более. Дело возбуждается также при причинении тяжкого вреда здоровью человека. Но, как мне сообщила капитан Хабибуллина, ни за 2012-й год, ни на сегодня 2013-го года уголовные дела пока не возбуждались.
Когда дознаватель Хабибуллина причиной пожара подозревает поджог, она направляет дело в полицию. И что вы думаете? Полиция, оказывается, под разными предлогами возвращает дело обратно – то это не так оформили, то это не так описано. В итоге, не дождавшись окончания «дуэли» между «органами», пострадавшие просто-напросто плюют на все и уходят ни с чем. Что будет с делом Сапронова с Новокарьерной – неизвестно, но версию поджога поддерживает и дознаватель Хабибуллина.
Когда при пожаре гибнут люди (ч. 2 ст. 219 УК РФ), а уголовное дело не возбуждается, то Хабибуллина «зубами скрежещет» от досады и обиды. Яркий пример тому – пожар в Мархе, где в огне сгорели 4 несовершеннолетних ребенка, а следственные органы отказали в возбуждении дела.
Уже потом мне следователи объяснили, что ответственность несет тот, кто отвечает за пожарную безопасность объекта, причем, в том случае, если его до этого предупреждали об ответственности. В данном случае хозяин дома – отец детей, которого не инструктировали и не предупреждали. Да и по этическим соображениям невозможно на него возбудить дело - он же потерял всех своих детей, мол, так и так наказан «выше крыши». Таким образом, получается, что в нашем государстве под суд идут лишь директора школ. Что поделаешь - таков закон...
8. Еще раз о поджоге
Уже под конец моего рабочего дня в качестве дознавателя поступил вызов на улицу Пионерская, 31/2. Вызывали на 2-этажный деревянный дом, который пытались поджечь. И это средь «бела» дня – на часах было 18 часов «с копейками». Нас встретили возмущенные жильцы дома, и их можно понять, ведь они только что потушили открытый огонь, уже распространявшийся по стене общего коридора! По объяснениям жильцов, выясняется картина – двое неизвестных зашли в дом и из хулиганских (для нас, а не для жильцов) побуждений решили поджечь стены коридора, которые тут же занялись пламенем. О начинающемся пожаре их «известил» запах горелой бумаги и пластмассы. Люди возмущались, мол, «наш квартал собираются застроить, вот и начались поджоги, вызывайте немедленно полицию, а то сейчас уедете, а мы останемся одни» и прочее.
Глядя на капитана внутренней службы Хабибуллину, я поражалась ее сдержанности, ведь за то время, сколько я ее сопровождала, ей приходилось выслушивать за всех и вся: за пустые пожарные машины, за их неоперативные приезды к месту пожара, за то, что поджигателей не находят, и прочее, прочее, прочее. Под такими комментариями Олена Хамитовна дальше поехала разбираться в причинах «своих» пожаров, но уже без меня.