Куда идем
«Камо грядеши», «Quo vadis», «Куда идёшь»— исторический роман польского писателя Генрика Сенкевича.
В кратчайшие сроки он был переведён на все основные европейские языки и принёс писателю мировую славу. Громадный успех романа во многом способствовал присуждению Сенкевичу в 1905 году Нобелевской премии по литературе. Всего роман был переведён более чем на 50 языков, в том числе на арабский и японский.
На русском языке роман вышел в 1896 году под именем «Quo vadis». В связи с тем, что в подлиннике роман носит не польское, а латинское название, некоторые русские переводчики озаглавливали роман «Камо грядеши» (церковно-славянское «Куда идёшь»).
Роман многократно экранизировался. Первая экранизация была предпринята уже в 1902 году. Наибольшую известность получили три фильма: экранизации 1951, 1985 и 2001 гг.
Основная тема произведения— жизнь первых христиан римской общины и первые гонения на христиан в Римской империи.
Мы прошли в библиотеку и начали нашу увлекательную беседу.
- Отец Ян, не стану скрывать, я был глубоко потрясен теми ответами, которые Вы дали в своем прошлом интервью. Если говорить на бытовом уровне, мне, например, как человеку, было бы гораздо приятнее иметь соседа - доброго католика, нежели представителя любой другой конфессии. Все-таки образ доброго католика очень позитивен и ассоциируется у масс с самыми лучшими качествами.
- Спасибо.
- Отец Ян, расскажите, откуда Вы?
- Я родом из небольшого городка Попрад, он находится на знаменитых горах Татры, это в Словакии. Кстати, туда очень любят ездить зимой российские туристы.
- Как Вам в Якутске?
- Мне здесь очень нравится. Я проходил здесь практику в течении двух лет с 2005 по 2007 год, работал в Доме молодежи, уже тогда я решил, что могу, если того потребует долг, вернуться обратно. Суровый климат не является для меня препятствием, я довольно легко акклиматизировался.
Я вернулся в Якутию 29 июля этого года, и мне сразу бросились в глаза изменения, которые произошли. Стало больше новых красивых домов, особенно мне понравилась моя недавняя поездка в Уус-Хатын, там теперь стало значительно больше красивых деревянных строений в якутском национальном стиле. Это мне очень понравилось.
Но, к моему глубокому сожалению, как говорят русские, я здесь «на птичьих правах». Срок моей визы истекает в октябре, а разрешения на временное проживание я не смогу получить. Но вернусь и попробую снова оформить все документы.
Довольно странно, что славянину, гражданину страны – члена Евросоюза, с высшим образованием, говорящему на русском языке и явно законопослушному, с определенным местом работы, не дают разрешения на работу, в то время как почти любой гастарбайтер может получить его с легкостью.
В чем тут дело? В том, что католический священник, естественно, не заплатил мзды, или же в этом есть чей-то злой умысел?
- Я вырос в верующей семье. Родился в 1982 году, нас в семье трое: я и две сестры, одна старше меня, другая младше.
Родился я еще в коммунистическое время, когда у нас в Словакии католическая вера притеснялась, тем не менее, мои родители сохранили веру и передали ее нам, своим детям. Несмотря на все запреты, каждое воскресенье мы ходили на мессу.
Конечно, в моем пути к Господу огромное влияние оказали родители, но я считал и считаю, что каждый человек должен индивидуально прийти к Богу. Ничего плохого в сохранении религиозных традиций в семьях я не вижу, наоборот, это очень хорошо, когда родители помогают своим детям.
Но даже человек, который вырос в христианской семье, должен самостоятельно и осознанно прийти к личной вере. Что касается меня, огромную роль в этом сыграл Орден Салезианцев.
Салезианцы Дона Боско, Общество св. Франциска Сальского или Салезианцы— католическая монашеская конгрегация папского права, основанная св. Иоанном Боско 18 декабря 1859 года в Турине (Италия). Конгрегация названа в честь св. Франциска Сальского.
Покровители конгрегации — Дева Мария Помощница Христиан, святой Франциск Сальский, чьим именем Дон Боско назвал эту конгрегацию и Салезианскую семью и чью духовность воспринял, св. Иоанн Боско.
И через такие личные отношения я начал идти к своей духовной жизни.
- Давайте теперь поговорим про знаменитое произведение «Quo vadis» Генрика Сенкевича, главной темой которого было первые года христианства.
- Да это очень интересная тема. Я сам лично бывал в храме «Quo vadis» на Via Appia, где происходит кульминация этого романа.
Книга эта почти целиком историческая, Сенкевич позволил себе придумать всего несколько персонажей – Лигию и Марка Винниция, все остальные – это реально существовавшие люди.
Что касается распространения христианства. Понимаете, ведь тогда еще не было ни Евангелия, ни катехизиса, была только личность Иисуса Христа. Он сумел прожить свою жизнь так, что его ученики после него создали общины где остался его дух - христианская любовь.
Первые христиане, в том числе и Апостолы, были простыми людьми, может быть, за редким исключением, например, Матвея, у которого было чуть более высокое положение, какие-то связи в обществе. Но у них было что-то, что делало их необыкновенными – это любовь. И их вера распространялась через это. Остальные просто видели этих необыкновенных людей, которые светились радостью, самыми лучшими чувствами, и через это тоже пришли к Богу. Конечно, были и интеллектуалы, которые пришли к Нему, прочитав что-то, но обыкновенные люди пришли к вере через личный пример.
Меня очень затронул рассказ одного члена моего ордена, это старенький миссионер, он много лет работает в Эквадоре, проповедуя у самых отсталых племен. Он рассказал, как смог убедить многих членов этого племени отказаться от распространенной практики кровной мести, а ведь они жили по принципу «око за око, зуб за зуб».
Вообще когда Христос глубоко в тебе, то ты даришь миру любовь – это самое лучшее, что мы можем подарить миру.
Я считаю, что жизнь – это личные отношения с Иисусом. Наша жизнь, действительно, становится светлее, искреннее и прекраснее с Ним. И это очень помогает распространению нашей веры. Христианство – это еще и стиль жизни, по примеру самого Иисуса.
- Сенкевич еще писал о том, что с появлением христианства впервые возникла идея о прекрасности духовного, а не материального. Как Вы считаете, что прекраснее: телесное, или духовное?
- Я считаю, что не надо разделять духовное и телесное, они должны быть воедино. Как говорит христианская философия: человек – это воплощенный дух. Иисус Сын Божий был человеком во плоти, который полностью восхищался красотой сотворенной природы, например, когда хвалит красоту полевой лилии.
Кстати, и народ саха придерживается такого же мнения, я заметил, у вас очень распространено почитание и восхищение красотой природы, животных, мира и вообще всего, что нас окружает.
- Сенкевич не скрывал, что тосковал по временам изначального, чистого христианства. Как Вы считаете, сейчас возможно ли возвращение к истокам?
- Проблема католичества, да и всех крупных конфессий в том, что они стали слишком большими в этом направлении, что в приходе может царить большая анонимность. Например, я знаю один приход в Словакии, там 40.000 человек, они даже не знают друг друга и встречаются изредка только на богослужениях. Конечно, таким крупным группам людей невозможно вернуться к истокам, жить как одна семья. Но небольшие группы вполне способны на это. Я считаю, что и небольшой приход в Якутске способен на такое, тем более что все они немножко «неофиты», даже те, кто вырос в традиционной католической среде. Ведь католический храм здесь появился совсем недавно.
- А большой у Вас приход? Есть ли среди прихожан русские, якуты?
- Приход небольшой, всего около 200 человек, которые крещены, и как это бывает всегда: кто-то активнее, кто-то нет. У кого-то много мирских забот, кто-то постоянно в разъездах. Обычно на воскресных мессах бывают по 20-30 человек, по праздникам 50-70.
Среди прихожан есть литовцы, поляки, белорусы, русские и якуты.
Первые миссионеры, первые христиане инкультурировали свои ценности в исходную среду, а не навязывали полностью свое. Они жили с людьми, разделяли с ними их тяготы, просто общались с ними на доступном им языке. Я считаю, нужно работать в таком ключе. Например, с африканцем нужно говорить так, чтобы было понятно ему. И самое главное, находить ростки, зародыши доброго, и всеми силами помогать их взращивать. Ведь все доброе – это от Господа Бога.
- Известно, что в ряде католических стран, например, в Латинской Америке католичество как бы «наслоилось» на языческие верования этих народов, как Вы к этому относитесь?
- Это то, о чем и я говорю. Если есть ростки добра, нужно их проращивать.
Ведь даже католическое рождество празднуется 25 декабря, а это ведь древний языческий праздник в честь солнца. Никто точно не знает, когда именно родился Иисус, но праздновать его день рождения в день поклонения солнца было правильным решением, так как это придало ему совсем иной смысл. Ведь Иисус – это Солнце Правды, и вместе с Ним этот древний ритуал обрел новый символ и глубину. Христос полностью являет человека самому человеку и открывает ему его высочайшее призвание.
Конечно, есть и некоторые не совсем позитивные явления, например, на Филиппинах с самобичеванием на распятиях, но это уже другой вопрос.
Основная масса филиппинцев являются католиками. Это связано с тем, что страну открыли и колонизовали испанцы в эпоху Контрреформации. До этого на Филиппинах жили племена язычников, поэтому христианство позволило им консолидироваться. Самые древние католические храмы здесь датируются XVI веком. Одной из особенностей филиппинского католицизма является тот факт, что некоторые особенно ревностные верующие в Страстную Пятницу занимаются самобичеванием и позволяют распинать себя на крестах.
От редакции: Искренне надеемся, что сумели вызвать интерес читателя к прочтению великой книги «Quo vadis», а так же в то, что отец Ян все же сумеет побороть российскую бюрократическую машину и вернется в свой приход.