Кут сююдюйуу, или Я вернусь
Мы можем наблюдать такое и в этой жизни, ведь мы наблюдаем, как душа переходит из младенческого возраста сначала в детское, затем – в юношеское и так далее. Тело старого человека – это не вариант того тела, которое человек имел, будучи юношей. Все молекулярные частицы, составлявшие тело этой личности, заменились, осталась только душа. Смерть можно сравнить с тем, как человек снимает верхнюю одежду, оставаясь в нижней.
Причина того, что один человек реинкарнирует, то есть рождается повторно, очень проста – это материальные желания. Каждый из нас рано или поздно задается вопросами: кто я? для чего я живу? что будет потом? Ведь человек живет не только для удовлетворения своих физических потребностей, жизнь не просто прозябание, у человека есть естественный интерес и вопросы, на которые он в глубине души стремится найти ответы. Еще Вольтер сказал: «Родиться дважды не более удивительно, чем родиться один раз, все в природе воскресает». Великий немецкий поэт писал: «Я уверен, что бывал здесь тысячи раз раньше, и я надеюсь вернуться еще тысячу раз».
Концепция прошлых жизней существует тысячи лет в древней кельтской, греческой, индийской и азиатской традициях. Бывает, что тот или иной человек внезапно испытывает так называемое дежавю – ощущение, что он когда-то переживал этот момент. Такое часто происходит спонтанно, вызывается какими-то запахами, звуками, определенным местом или еще чем-то подобным. Чаще всего о своих прошлых жизнях вспоминают дети, причем, как утверждают парапсихологи, до определенного возраста – до 5-6 лет, а потом все забывают. Кроме прочего, случаи реинкарнации чаще всего происходят в тех местах, где верят этому феномену – в Индии, Греции и в некоторых странах Азии.
У наших соседей, народов Севера – эскимосов, чукчей, коряков, эвенов, эвенков – также существует вера в то, что после смерти одна из душ человека перевоплощалась в мире людей.
По верованию наших предков-саха, после того как человек испускает дух, его душа – кут-сюр – по часам отрывается от его материального тела и возвращается: ийэ-кут (материнская душа) – Юрюнг Айыы Тойону, сюр – Улуу тойону, буор-кут (земляная душа) – предается земле, салгын-кут – вместе с последним выдохом исчезает, тает в воздухе. Затем ийэ-кут и сюр какое-то время живут беспечно у Айыы, однако через определенное время по велению Юрюнг Айыы Тойона и по желанию Налыгыр Айыысыт и Дьыл5а Хана (божества судьбы) возвращаются обратно на Срединную землю, чтобы преумножить племя народа саха. Таким образом, кут-сюр никогда не исчезает и не умирает, это постоянная сила, которая передается из поколения в поколение.
Как писал академик И. А. Худяков, у якутов кут-душа некоторых людей может возвращаться на землю по два-три раза. Иногда дети, которые только-только научились говорить, вдруг могли вспомнить о своих прежних жизнях: где жили и кем были. К примеру, один такой ребенок рассказывал, как он был испуган, когда встретил смерть, и как его бедные родители остались без него, как плакали и убивались. Слушая такие рассказы, нельзя было перебивать или переспрашивать, в таком случае ребенок вскоре забывал о том, о чем рассказывал и становился обыкновенным ребенком. Наши предки вообще верили, что каждый человек когда-то уже жил на этой земле. Причем душа человека перевоплощается так же – в человека, душа животного – в душу животного. Иногда кут-сюр возвращается к своим потомкам через три-четыре столетия. Такое явление называли утумнуур, то есть наследует.
Также верили, что реинкарнируют только те души, которые умерли, так сказать, по-человечески, по-другому говоря, пожив сколько положено, но не ранее семидесяти лет, узнав человеческое счастье в виде семьи, детей, подержав на руках продолжателей рода – внуков, то есть выполнив свое предназначение на этой земле. Только душа такого человека имеет дальнейшее развитие и потому перевоплощалась. Тем не менее, если человек в молодом возрасте погибал трагической смертью, то его дальнейшую судьбу также старались исправить с помощью шамана, чтобы дать ему возможность вернуться на землю еще раз. Как пишет доктор исторических наук Р. И. Бравина в книге «Жизнь. Судьба. Смерть», о таком случае рассказал шаман И. А. Суздалов – Сапалаай-ойуун, живший в наслеге Уолбут Абыйского района. Камлание имело название «Кут сююдюйюю (привораживание кут-души).
- Такой обряд-камлание остался в прошлом. Я раньше, когда шаманил, тоже делал такое камлание в случае трагической преждевременной смерти молодого человека (утопление, самоубийство, несчастный случай на охоте). Если умирает старый человек, такое камлание не делается. Обычно родственники таких умерших боятся, что покойник, превратившись в ёр-абаасы, будет донимать, сжирать родных... Обряд проводится перед тем как захоронить покойника. Проводит шаман Айыы (белый шаман), иногда может проводить и обычный шаман. Он обязательно должен иметь все атрибуты - шаманскую одежду, бубен, приходит перед похоронами и остается в юрте. После возвращения с кладбища родственники наглухо закрывают все окна и щели, и сразу же, не приступая к поминальной трапезе, шаман начинает сакральное действо, пока кут-сюр умершего не успел уйти за буомчу – трудный переход из Срединного мира людей в Нижний. Шаман усаживался посередине балагана лицом к двери и, приняв на себя кут-сюр умершего, начинал вещать от имени покойника. Затем, когда душа, подойдя к переходу, останавливалась в раздумье, чтобы попрощаться с родной землей, шаман догонял его и начинал допрашивать: почему, из-за чего тот наложил на себя руки в таком молодом возрасте или как получилось, что утонул? Погибший честно и правдиво отвечал на поставленные вопросы. Выяснив причину смерти, шаман спрашивал, не вернется ли его душа обратно на землю или нет. Ответ мог быть разным. «Я вернусь к своим родителям или через три года, или через семь лет, буду такого же роста и буду иметь такую же внешность, на лбу будет большое родимое пятно (если это был утопленник), или родинка будет на месте раны (если умер от несчастного случая). Пусть назовут таким же именем», - говорил, если хотел вернуться. В случае невозвращения произносил: мол, поскольку на этой земле видел только плохое: голодал, холодал, подвергался унижению и побоям, то уходит насовсем и больше не вернется. После этого шаман задавал умершему последний вопрос: что он хотел бы взять с собой в Нижний мир? Например, один хотел взять с собой любимого коня, другой – ружье или трубку… Пожелание умершего обязательно должно выполняться домочадцами, в противном случае – не миновать беды. Таким образом, узнав истинную причину трагической гибели своего ребенка и то, что в скором времени тот перевоплотится в другом теле, или, по крайней мере, не станет, обидевшись на родню, ёр-абаасы, поедающим родичей, домочадцы в какой-то мере обретали успокоение и избавлялись от тяжкой ноши на сердце.
Что интересно, такие перевоплощения особенно часто встречались в Кобяйском, Абыйском и Янском улусах.