Квартплата не должна быть коммерческой тайной УК
Система «Дом.Онлайн» позволяет государственным структурам сразу, практически в режиме онлайн, видеть, соответствует ли квартплата реальному объему предоставленных жилищно-коммунальных услуг. Видеть, насколько УК и поставщики ресурсов честны перед жильцами.
По факту до появления системы «Дом.Онлайн» многие УК выбирали систему начисления квартплаты для жильцов на свой вкус. Однако жизнь показала, что для сохранения данных и возможности контроля за правильностью начисления квартплаты необходима единая для всех информационно-аналитическая система, прозрачная, надежная и оперативная.
«Эхо столицы» уже сообщала читателям о начале внедрения системы «Дом.Онлайн». Первые 48 управляющих компаний уже работают на данной программе. С 1 июня начался процесс по включению в программу еще 43 компаний.
Внедрение нового программного продукта – процесс, как правило, нелегкий. О том, как УК встают на новые «рельсы» платежных расчетов, рассказывает руководитель Расчетно-биллингового центра Галина Бонарь.
- С 1 июня начался процесс включения в систему «Дом.Онлайн» 43 управляющих компаний. Это огромный пласт новой информации. И хотя разработчики программы заверяли, что объем непредвиденных затруднений будет минимален, что в Татарстане этот программный продукт успешно работает уже десять лет, непредвиденные сложности все-таки возникли.
Да, мы предупредили новичков, что до 8 июня программа не будет работать. К сожалению, количество мелких недочетов оказалось таковым, что программа для 43 УК- новичков заработала только с 11 июня. С 11 июня система начала работать, а все недочеты стали исправляться по ходу дела.
- Наверняка, эти недочеты стали основанием для недовольства со стороны УК. Вы успели выяснить, что стало причиной такой задержки?
- К сожалению, отсутствие возможности оперативно исправлять выявленные недостатки потянуло за собой шлейф негатива. Генезис обнаружившихся недостатков оказался очень разнообразным. Где-то сказался человеческий фактор: некоторые кассиры не смогли правильно снять данные; где-то неправильные данные показывали домовые счетчики. Львиную долю проблем породили низкие скорости интернета в Якутске по сравнению со скоростью интернета в Казани: данные скачивались не так оперативно, как на то рассчитывали разработчики программы. Выявление и устранение причин этих мелочей потребовало больше времени, чем предполагалось. Другими словами, проблемой стала не сама система «Дом.Онлайн», а количество одновременно подключенных УК. Я, конечно, понимаю, что хозяйствующие субъекты испытывали неудобства. Нами уже принято решение: подключать УК небольшими партиями, не более чем по пять компаний сразу. Более того, пока не ликвидируем последние погрешности, к внедрению других компаний приступать не будем.
- Есть компании, которые сетуют на большие потери…
- Выбирая время для подключения одновременно такого большого числа компаний, мы остановились на начале июня именно по той причине, что, как правило, это время наименьших сборов по платежам ЖКУ. Люди массово собираются в отпуск и стараются отложить средства, об этом говорят статданные многих лет.
- То есть было выбрано время, в течение которого возможные потери при непредвиденных обстоятельствах были бы наименьшими…
- Несмотря на все трудности, процесс идет положительно. Исправляются ошибки, корректируются недочеты. Решено организовать дополнительное обучение для кассиров. Большая работа была проведена по выявлению и устранению неисправностей общедомовых приборов учета. Главное, что сама программа себя оправдывает.
- Может, программа, хорошо работающая в Татарстане, по каким-то причинам не столь хороша в Якутии?
- Я считаю, что сработал очень простой фактор. Программа в Татарстане работает уже десять лет без сучка и задоринки, и все просто забыли, что адаптация нового программного продукта, как и любой рабочий процесс, требует времени. Забыли это и некоторые УК Якутска, работающие на готовых программных продуктах не один год. Да, на территории Якутии выявилась потребность в доработке программного продукта. Это и некоторые формы отчетов, некоторые дополнительные возможности, формирование отдельных квитанций на прямые расчеты с населением. Прямые расчеты действуют по всей стране, но в Казани действует Единый расчетный центр, который берет на себя всю работу с прямыми расчетами. У нас такого Единого расчетного центра нет, и разработчикам пришлось добавлять в систему блок дополнительных функций.
Главное в этой ситуации – не делать поспешных выводов.
Есть еще один объективный принципиальный фактор, имеющий далеко идущие последствия. В Казани, где численность населения перевалила за миллион, всего семь УК. В Якутске – 114. То есть в среднем в Якутске примерно на каждые две–три тысячи жителей приходится по одной УК. Это не считая ТСЖ. Ситуация по России беспрецедентная. В таких условиях реализовывать какую-либо последовательную целенаправленную политику крайне трудно.
Отрицательную роль сыграл некачественный интернет, о чем я уже говорила.
В некоторых случаях оказался сложным интерфейс, который потребовалось упростить.
- Галина Михайловна, есть еще один момент, на который надо обратить внимание. Представители некоторых УК говорят о том, что система «Дом.Онлайн» навязывается им чуть ли не директивно.
- Это преднамеренное или нет, но однозначно искажение действительности. С 1 июля вступает в силу Постановление Правительства республики от 16 апреля 2015 года №112, по которому предусмотрены изменения в порядок предоставления субсидии организациям коммунального комплекса. Одним из условий предоставления субсидий является работа организаций-получателей субсидий в Единой интегрированной информационно-аналитической системе по начислению и сбору платежей за жилищно-коммунальные услуги, то есть в программном продукте «Дом.Онлайн». «Дом.Онлайн» должен обеспечить прозрачность, объективность и достоверность объемов, предъявленных УК к субсидированию из государственного бюджета. Ведь система будет отражать реально начисленные платежи гражданам и иным льготникам.
А сейчас государство фактически вынуждено верить УК и другим организациям- поставщикам услуг едва ли не на слово. А ведь речь идет об огромных суммах. Только в 2014 году государство выделило на субсидии организациям ЖКХ республики 18 миллиардов рублей. Таким образом, речь идет о желании государства иметь возможность выделять средства на субсидии на основании более полных и достоверных данных.
Классическая для Якутска ситуация: на вводе в многоквартирный дом горячего водоснабжения стоит общедомовой прибор учета. Ресурсоснабжающая организация поставила объемы в соответствии с показателями счетчика, а УК взимает с жильцов по нормативу. И получается очень хороший люфт.
Отсюда становится понятным, что есть УК, крайне незаинтересованные во внедрении системы «Дом.Онлайн», которая сделает невозможными такие бонусы. Есть силы, распространяющие слухи о недееспособности программного продукта. Тем же УК и ТСЖ, кто работает честно, опасаться нечего.
Кроме того, программный продукт предлагается УК и ТСЖ бесплатно. Обучение персонала работе с данным программным продуктом тоже бесплатное. Для многих маленьких ТСЖ это существенное финансовое подспорье, поскольку, таким образом, они избавляются от необходимости содержать штатных бухгалтеров и программистов.
- Как проходит обучение персонала УК и ТСЖ работе с программным продуктом «Дом.Онлайн»?
- Решено организовывать обучение на заявочной основе. То есть мы собираем заявки, которые можно сделать устно, по телефону, и организовываем группы. К этому мы вынуждены были прибегнуть после того, как поступили жалобы на неудобство одновременного обучения уже практиковавшихся пользователей с новичками. Обучение проводится специалистами ОАО «БАРС групп». Если будет необходимое количество заявок, обучение готовы проводить хоть каждый день.
- Большое спасибо за обстоятельный разговор!
Подготовлено пресс-службой МКУ «СЭГХ»