Лариса: мой опыт удочерения
Стану мамой 10-летней девочки
Лариса решила стать мамой для чужого ребенка в тот момент, когда взрослый сын переехал в Санкт-Петербург – ему предложили хорошее место. Молодая и энергичная женщина оставалась одна. Огромное количество материнской любви, силы, заботы и ласки так и хотелось передать ребенку, которому этого не хватает. Вот тогда-то она и задумалась: «А почему бы не взять ребенка из детского дома? А что – сил хватит». И решила удочерить девочку. Так в ее жизни появилась Вика. Ларису не пугал возраст девочки - десять лет - и сложившиеся стереотипы, мол, какие-то вещи в характере Вики уже не исправить. Интуиция подсказывала, что все будет хорошо, а желание попробовать построить отношения не иссякало. Так и встречались по выходным несколько месяцев, присматриваясь друг к другу, пока оформлялись документы. Сейчас, по словам Ларисы, это был, как оказалось, очень важный период для обеих. И для одной, и для другой это было не легкомысленным, а вполне осознанным поступком, в котором реализовалась потребность в родственной душе. Лариса вспоминает, как на одной из встреч Вика спросила ее: «А у вас муж есть?», и, услышав отрицательный ответ, крикнула: «Ура, мы будем жить вдвоем!». И они стали жить вместе, узнавая друг друга. Самым сложным для Вики, по ее признанию, на тот момент было учиться класть вещи на место, убирать за собой, вешать одежду в шкаф. Но этот период успешно пройден. И сейчас Вика вполне хозяйственная девушка, любящая готовить и даже выдумывать фирменные блюда.
Традиции помогают семье
«Лариса, а когда Вика стала называть вас мамой?», - интересуюсь я. «Это случилось, когда мы еще встречались, - отвечает Лариса, - Как-то раз я позвонила в детский дом и слышу, как Вику спрашивают: «Ты будешь вещи в стирку сдавать?», а Вика отвечает: «Нет, мне мама все перестирала».
Почувствовать себя семьей Ларисе и Вике очень помогали семейные традиции. И те, что в роду Ларисы передавались из поколения в поколение, и те, что мама и дочь придумывали сами. Например, каждое утро начинать с заваривания чая, а гостей встречать блинами. Каждые выходные обязательно проходят в активном отдыхе: поход в театр, в кино, на природу, на лыжню или каток. А на Пасху все родственники собираются большой семьей у дедушки с бабушкой и красят яйца, а потом выбирают, у кого самые красивые. Лариса с Викой никогда не повторяются и каждый год красят яйца по-разному. Однажды накрасили вдвоем две каретки яиц, и ни одного не осталось – все разобрали! Эта многолетняя традиция очень помогает сплочению и взаимопониманию в семье. Но мечта Вики о жизни вдвоем дала трещину
Пополнение за пополнением
К Ларисе вернулся любимый мужчина, и Вике пришлось делить любимую маму с еще одним человеком. Вика признается, что открыла настоящую войну за маму, кричала, что та меняет ребенка на мужика. Однажды Вика даже Ларисе ультиматум поставила: «Или я, или он!» Она была готова на тот момент сражаться с любым мужчиной за мамину любовь. Что они только не делали: обращались к психологу, выясняли отношения, обижались и мирились, но помогли им разобраться и установить мир долгие многочисленные разговоры вдвоем. «Да, в Вику тогда словно бес вселился. Куда только подевалась ее покладистость и спокойный нрав? Но я не давила на нее. Мы просто очень много разговаривали». Папа Виталий тоже не оставался в стороне, а подбирал к сердцу дочки ключик: то червей вместе накопают, то на рыбалке задушевные разговоры заведут. Так и «притерлись». Сейчас Вике смешно вспоминать о той глупой войне. Она признается, что вела себя по-детски и эгоистично. Только что налаженный мир чуть было не рухнул вновь. В семью привели еще одну девочку. На этот раз постарше – 14-летнюю Настю. Вика не была против, а даже наоборот, но с одним условием – только сестренку. Настю забрали на зимние каникулы в семью, после которых, она, вернувшись в детский дом, с порога заявила, что будет жить в этой семье.
И началась веселая жизнь
Сначала все шло слишком гладко, но потом семье вновь пришлось пережить адаптационный период. Девочки делили мамину любовь и папино внимание, боролись за мифическое место любимицы в семье, старшая пыталась устраивать дедовщину, а младшая капризничала. «Принеси то, подай это», - требовала Настя. «И не подумаю!»,- огрызалась Вика. Девочки пакостили друг другу во время дежурств на кухне: одна тряпку грязную оставит, другая сковородку помять забудет.
«Я металась между обоими, стараясь уделить внимание и той, и другой, разговаривала с ними, почаще организовывала совместные вылазки из дома. Но ничего не помогало. Иногда мне хотелось все бросить, но я не могла отдать девочек обратно в детский дом, понимая, какую душевную травму я могу им нанести, - рассказывает Лариса. – Но потом я в разговорах старалась учитывать индивидуальные особенности и потребности каждой девочки, не давила на них. Иногда рассерженный родитель, обсуждая с приемным ребенком какой-либо его проступок, в порыве возмущения делает большую ошибку - упрекает ребенка, напоминая ему, что он не может себе что-то позволить, так как в этом доме порядки не такие, какие были в его доме, что живет он сейчас в порядочной семье и так далее. Ребенок может так ожесточиться и совершить еще более серьезный проступок. В любом случае, нас, родителей, спасает спокойствие и благоразумие, обдуманность высказываемых мыслей, стремление помочь ребенку исправить его ошибки и, конечно же, огромное терпение, и семейные традиции. Но и ребенок нас многому учит, заставляет думать, по-иному смотреть на привычные вещи и меняться». Так, путем великой работы над собой в скором времени девочки притерлись друг к дружке и теперь дорожат обретенным миром.
Планы на будущее
А в будущем у семьи есть планы взять на воспитание еще одного ребенка. На этот раз мальчика. Правда, Вика хотела бы еще одну сестренку – девчонки, по ее мнению, спокойные, ответственные и чистоплотные, они всегда помогут маме. Вот и сама Вика, когда вырастет, будет воспитывать, наравне с кровным ребенком, приемную дочь. Но, раз любимый папа хочет принять в семью мальчика, Вика готова уступить. «А если в будущем у меня родится сын, - говорит Вика, - я постараюсь его воспитать так, чтобы был не только мужественным, но и внимательным, и заботливым по отношению к маме – сумки носил, в магазин ходил, по дому помогал». «Ребенок требует много внимания, любви, заботы и ласки, - говорит Настя, - По-моему, главное, вырастить его таким, чтобы он мог расправить крылья и сам полетел. А еще важно, чтобы у тебя был хороший муж, как наш папа, надежный и любящий. Тогда можно много детей усыновить». А пока семья мечтает о новом большом доме, Вика – о стеллаже для книг, а Настя – о своей комнате, где можно будет выполнять танцевальные «па».