Лед тронулся: точка невозврата
«В 80-е годы в Якутске при бурении на глубине 6 метров температура мерзлоты составляла минус 4-6 градусов, сейчас даже на глубине 8-10 метров – 0,5-1,5 градуса. Местами и вовсе она выходит водой наверх, образуя все новые овраги и озера».
Об этом нам рассказал Романов Эдуард Михайлович, инженер-строитель с более чем тридцатилетним стажем, соавтор законопроекта «Защита и рациональное использование вечной мерзлоты». В составе рабочей группы этот законопроект готовился с мерзлотоведом Александром Федоровым. Документ представили профильному комитету Ил Тумэна в октябре 2016 года, и в дальнейшем (во втором варианте) он должен быть представлен так же в Госдуму. На сегодня документ почти доработан, осталось определить штрафные санкции.
Проблема у всех на виду
- По республике за последние 30-40 лет уже более 300 тысяч гектаров сенокосных угодий ушли под воду в результате таяния мерзлоты и увеличения водного зеркалия (увеличение в 4 раза), более 120 тысяч сельхозпашень стали непригодными для возделывания из-за деградации почвы, – рассказывает Эдуард Михайлович. – Увеличивается кислая среда (в 2-3 раза), то есть там невозможно выращивать необходимые культуры. Постоянно меняется рельеф насыпных проселочных дорог. С восьмидесятого года снижение поголовья скота в 4 раза – большой удар по населению и для экономики в целом, – все это принесло более триллиона рублей ущерба.
Потепление происходит стремительно. Абсолютная средняя температура вечной мерзлоты поднимается на 0,05 градусов в год и сейчас составляет всего минус 2,6 по Якутии. Если взглянуть на карту мерзлоты, становится понятно, что именно антропогенное воздействие негативно влияет на мерзлоту. То есть «потепление» возникает на заселенных территориях. Это видно по изменению рельефов на городских улицах.
Что за закон?
- Зачем нужен закон о вечной мерзлоте?
- Навряд ли мы можем как-то серьезно повлиять на существенные климатические изменения, выпавшие на нашу долю. Их нужно просто принять как данность и подстраиваться под существующую реальность. Законопроект должен защитить население Якутска и Якутии от последствий глобального потепления, которое уже наступило. Одна из самых больших проблем – инфраструктура и строительство. Все, что строится сегодня, – строится по устаревшим СНИПам и нормативам, пригодным к тем условиям мерзлоты, которых больше нет! Менять нужно очень многое – и СНИПы, и законные и подзаконные акты с учетом прогнозных изменений на будущее, закон о государственной экспертизе и градостроительный кодекс. И кроме того, необходимо признать таяние мерзлоты стихийным бедствием, приводящим к стремительному разрушению наших домов.
- Необходимо ввести много ограничительных мер, например, по этажности. Под Якутском 250 метров мерзлоты. Из них водянистость составляет минимум 15, максимум 40 процентов. Таяние мерзлоты спровоцирует подъем талой воды из грунтов, соответственно, грунт осядет настолько, насколько велика на него нагрузка. Просадка грунта дает эффект такой же, как, например, если обрезать у дома часть свай. Нагрузка резко изменится, и дом рухнет. То есть более тяжелый многоэтажный дом рискует упасть раньше невысоких домов. В связи с потеплением здесь можно строить не более пяти этажей. Не нужно также строить на пятнах чаш протаивания до полного промерзания грунтов. Уменьшить влияние антропогенного фактора – это можно сделать путем расширения пятна застройки города, так как скученная застройка дает большую теплоотдачу, что только ускоряет негативные для нас процессы.
Проблема в том, что законы принимают не специалисты. И в связи с этим очень трудно донести до управленцев и законодателей всю серьезность существующей проблемы. Ну и, кроме того, чтобы защитить население от утраты жилья, необходимы деньги, и очень немалые. Закон об охране и рациональном использовании вечной мерзлоты должны понять, прочувствовать и принять в том числе и федералы. Принятие закона подразумевает увеличение финансирования. Все-таки 65 % территории России покрыто мерзлотой.
Якутск рискует рухнуть. Скоро.
- Вы хотите сказать, что дома разрушаются из-за потепления, а не из-за некачественного строительства?
- Здесь играет роль совокупность этих условий. Но, как строитель, скажу так: сегодня вся стройка ведется по закону, по разрешенным нормам, которые давно устарели. Кроме того, в погоне за прибылью строительные нормы все время подтягивают к желаемому результату и большей выгоде. Раньше на мерзлых грунтах не строили выше 4-5 этажей, потом дали разрешение на 9 этажей. Теперь же как грибы растут 12-14-этажные башни, и нагрузка на каждую сваю увеличилась до 120 тонн.
Основная проблема Якутска в том, что он начал перестраиваться на ранее застроенных территориях без учета климатических изменений. Представьте старенький одно-двухэтажный барак. За десятки лет, которые он простоял на своем месте, под ним и на прилегающей территории по периметру примерно 6 метров образовалась чаша протаивания вечной мерзлоты глубиною от трех до шести метров. В этой чаше температура уже плюсовая. И на этом месте немедленно проводятся работы по установке свай нового многоэтажного жилого дома или другого здания. К сожалению, экономический аспект инвесторов-застройщиков не позволяет им оставить этот участок для необходимого промерзания на нужный срок, хотя бы календарный год или одну зиму. Стоит отметить, что наилучший эффект промерзания дает очистка территории от снежного покрова. И конечно, никакой нагрузки в период отстойки свай.
Существующие нормы позволяют это делать, и их никто не нарушает. Однако, кроме строительных законов, существует еще и закон природы. Такие дома быстрее потеряют устойчивость.
Например, сейчас в Якутске счастливые новоселы, купившие квартиры в новостройках, сталкиваются с проблемой «усадки дома», когда в новом доме трескаются стены, расходятся швы и деформируются окна, трескаются стекла. Внешние трещины прикрываются красивыми фасадами, иначе бы вы видели, насколько эта проблема широко распространена у нас в Якутске.
Между тем сегодня под угрозой не только новостройки, но и большинство первых многоквартирных домов, построенных до 80-х годов. Дело в том, что глубина бурения свай под ними по тогдашним нормативам была до 6 метров, а также дома более ранней постройки стоят на ленточных фундаментах (в основном это кирпичные многоэтажки, где вообще нет проветриваемых фундаментов, способствующих промерзанию грунтов). И конечно же, дома, построенные так называемым «хозспособом», который широко практиковался в девяностые: они построены с многочисленными нарушениями, в обход вообще любых нормативов. То есть под угрозой обрушения практически весь жилой фонд города Якутска. Ведь мы, горожане, уже не раз были свидетелями подобных обрушений – Бабушкина, 6 (хозспособ), Кирова, 13 (ленточный фундамент), Ленина, 27 (ленточный фундамент), Можайского, 19, корпуса ЯГУ (своевременно усилены сваи), многие новостройки дают трещины. Например, спорткомплекс «Триумф», у которого даже крыша начала течь из-за существенных подвижек конструкции.
Очень явно просадку дома из-за протаивания грунтов можно увидеть на примере обычных деревянных двухэтажек, где до сих пор живут люди.
Многие удивляются, почему в Якутске никак не получаются идеальные дороги, сколько бы денег в них ни вкладывали. Но ведь мерзлота – штука коварная. Она имеет локальный характер и фактор неожиданности. Дом может стоять спокойно и внезапно рухнуть в результате многолетних физико-химических процессов, происходящих под ним.
Думать нужно сегодня
- Итак, мерзлота под нашими домами с каждым годом становится все мягче. Как мы защищены от этого?
- На сегодня – никак. Сегодня жилье покупается в основном путем долгосрочного ипотечного кредитования. Но эти люди полностью не защищены от утраты жилья. Нет гарантии, что эти дома способны простоять хотя бы 20 лет. По жилищному законодательству каждый собственник сам несет всю ответственность за сохранение своего имущества. И на самом деле, при любой причине разрушения дома (общего имущества собственников) никто никому ничего не должен.
Виноватых в том, что может случиться в ближайшем будущем, искать сейчас резона нет, уверен Эдуард Михайлович. В принципе, все эти стройки ведутся на законных основаниях, хотя и таят в себе угрозу. Нужен закон, способный защитить наше население от ситуаций, которые участятся в последующие годы благодаря стремительно наступающему потеплению климата.
- Наша задача на сегодня, - уточняет Романов, - главную причину возможных обрушений, деградацию мерзлоты можно «узаконить», то есть принять законы и поправки, которые были бы некоторой страховкой в ряде причин обрушений домов наряду с такими природными факторами, как наводнения, землетрясения и так далее.
- Надо думать о будущем города. Лет через 20 в связи с потеплением будет поздно уже что-то менять. Думать нужно сегодня. Мы не можем взять и переставить город или наши дома в другое место. Сейчас мы можем говорить только о защите от уже существующей проблемы потепления.
- Город Якутск - самый большой город в мире на вечной мерзлоте, а наша республика – самая плотно населенная территория в зоне вечной мерзлоты. А в других государствах для таких территорий существует ограничение по населенности городов – не более 50 тысяч, потому что антропогенное воздействие действует на мерзлоту негативно.
Мы это видим каждый день
- Многих приезжих удивляет феномен «кочек» на ровном месте – на тротуарах, дорогах, площадях. Горожане к этому привыкли и уже не придают особого значения этому явлению. Однако это также наглядный пример того, как ведут себя сваи неглубокого бурения. Если бы мерзлота была не нарушена, из земли ничего бы не выпирало. Кочки говорят о том, что в этих местах мерзлота превратилась в жижу, и в зависимости от сезона она свободно выталкивается из земли постоянно тающими-замерзающими грунтами. Вот еще наглядный пример: КПД стоит не шелохнется, потому что на его сваи идет высокая нагрузка, а лестницы подъезда на неглубоких сваях «пляшут» в разные стороны.
Мы приближаемся к точке невозврата. По результатам исследовательской работы и прогнозам группы ученых под руководством Шикломанова, уже к 2020 году в городе Якутске сваи начнут терять устойчивость. Незаметная обывательским взглядом существующая проблема таяния грунтов под городом завтра может обернуться колоссальными жертвами и, естественно, затратами.
Таким образом, сегодня крайне важно обратить внимание общества, депутатов и политиков на существующую проблему вечной мерзлоты, касающуюся каждого из нас. Ведь наше «завтра» уже предрешено.