«Лесные сны»
От ее сказок веет прохладой леса и ароматами трав. Тут и там в зарослях еле уловимая глазом скользит хозяйка леса. В лучах заходящего солнца по веткам деревьев скачет юная рыжеволосая осень. Старая Нэ готовит Мю ко сну, напевая только ей известные мотивы, в которых кроется тайна всего мироздания.
— Расскажите, как вы начали писать?
— Оборачиваясь назад, понимаю, что предпосылки были давно. Писать начала в студенчестве, но в массы это не выносила, максимум могла опубликовать на поэтическом форуме местного ресурса (Ykt.ru). Потом были небольшие зарисовки. Но полностью как писатель я раскрылась, находясь в декрете. Когда, образно говоря, освободилось место в голове, творческая часть меня проявилась по полной.
— Когда вы поняли, что у вас получается, что читателю это нравится?
— Сначала сказки жили на моей личной странице в Instagram, потом выделила их в отдельный аккаунт. Было страшновато. Думала: сейчас как посыпятся тапки, как скажут фу! Но когда пошли первые положительные отклики, чуть-чуть отлегло. Появились читатели, что, несомненно, радовало. Любой писатель хочет, чтобы его читали. Это стимул писать дальше. Ведь творчество всегда для кого-то. И вот так каждый раз — ставишь себе цель, мысленно рисуя ступеньку, на которую надо подняться, и идешь вперед. Главное — вниз не смотреть.
— На мой взгляд, в ваших сказках и рассказах есть нотки личного, чего-то сокровенного. Большинство историй из жизни?
— Личный опыт, конечно, есть, но и фантазии много. Фантазировать люблю с детства. А вот персонажи получаются более живыми, если есть реальный прототип. Я заметила, что именно таких больше всего любят.
— Один из первых ваших персонажей — это медвежонок. Откуда этот образ? Почему не лисенок, например?
— Часто образы для своих героев нахожу в жизни. Допустим, малыш медвежонок, который не говорит, отчасти списан с моей дочери. Сейчас многие дети начинают говорить чуть позже. Вот и моя одно время все знала, понимала, но говорить не хотела. Кроме меня, ее никто не понимал. Сейчас уже болтает без умолку, но тогда, честно говоря, я немного переживала.
— Если медвежонок — это образ дочери, остальные персонажи тоже имеют прототипы или же это в основном собирательный образ?
— Многие имеют, что-то брала с родственников, что-то со знакомых. А бывает, встретишь колоритный персонаж на детской площадке — и сразу видно: ага, это же вредная барсучиха.
— В ваших сказках очень много именно леса, животных, мистики. Откуда вы берете вдохновение?
— Как абсолютно городской житель, законов леса в общем-то особо и не знаю (улыбается). Возможно это врожденное, поскольку у нас медико-биологическая династия. Очень много родственников полевиков (ученые, работающие в полевых условиях). Я выросла на рассказах о природе, животных, полевой жизни. Нам с детства прививались любовь к родному краю, уважительное и бережное отношение к природе. Наверное, корни надо искать там.
— Расскажите, как рождался ваш сборник.
— Два года назад я увидела рисунки Люки Неустроевой. И застыла, грезя о книге с такими красивыми иллюстрациями. Люка — очень талантливая, у нее особенный стиль рисования. Она первая из незнакомых людей, кто в меня поверил. Люка согласилась рисовать авансом, для начинающего писателя — это большой подарок. Она рисовала, я продолжала творить, выкладывая свои сказки в социальные сети. Там-то нас и заметил издатель!
— Да, мне кажется, работа иллюстратора очень важна в детской литературе, особенно в сказках.
— У нас с Люкой творческий тандем. Волшебные миры, рожденные в моей голове, отражаются в ее рисунках до мелочей. Она чувствует мои сказки — это важно. Только в таком случае текст и иллюстрация органично переплетаются в книге, давая читателю чувство реальности нереального.
— Но ведь это не первый ваш опыт, ваши миниатюры уже выходили на открытках.
— За свои сказки я три раза получала деньги. В первый раз — за открытки, их было всего 30 экземпляров. Выручка пошла на лечение девочки, больной онкологическим заболеванием. Потом участие в благотворительном аукционе, где лотом была моя индивидуальная сказка с иллюстрацией Вики Михайловой (иллюстратор). И сейчас третий опыт, часть книг также будет передана в благотворительность — в фонд «Харысхал».
— Поделитесь творческими планами.
— Когда только начала писать, не думала о том, что будет дальше. Издание книги год назад для меня было «выше крыши». О большем и мечтать не могла! Сейчас на очереди детская сказка «Малыш медвежонок». Ею заинтересовалось местное издательство. Конечно, хочется, чтобы книга сказок выпустилась в российском издательстве в более обьемном формате, открывая мои миры большему количеству людей. Есть мысли о романе, но пока только в голове.
Сказка из сборника «Лесные сны» Лидии Тарасовой
«Солнце в твоей груди светит ярче того, которое скрылось недавно за горизонтом», — говорит старая Нэ, укрывая Мю теплой шкурой.
Нэ всегда говорит загадками. Например, что настоящие горы в голове у Мю. Но Мю такая маленькая, а горы такие большие. Как они могут быть в ней?
Нэ берет Мю за лапу и обещает поделиться чем-то важным, когда придёт время. Мю надеется, что лепешками с ягодами ши, и хорошо бы то самое время пришло завтра к обеду. Нэ смеётся, а морщины на её морде танцуют в такт с беззубым ртом. Мю не понимает, только сладкий сон уже пристроился на её левом ухе.
Нэ садится ближе к огню, достаёт из-за пазухи вязальные палочки и набирает первые петли. Песня рождается сама собой: о море — далёком, неведомом, темно-синем. Где-то в море живёт человек. Он ловит рыбу и кормит ей сыновей. Однажды море заберет его насовсем. Но это потом, а пока песня ещё звучит, рыба попадает в сети.
Нэ кутает задние лапы в свой поседевший хвост. Ночь нынче холодна. До рассвета надо успеть связать полотно судьбы так, как задумал творец. Главное — не перепутать петли».
Остальные истории с Мю и другими героями можно найти в Instagram писательницы @daughters_fairytailes.
Иллюстрации Люки Неустроевой