07.12.2020 | 12:25

МАГАЗИНЫ НА «ДИВАНЕ»

В период пандемии, да и, впрочем, и до нее, граждане республики активно осваивают так называемую интернет-торговлю. Дистанционные покупки во время самоизоляции выручили не одну семью. Однако в этом тонком и, на первый взгляд, безопасном деле есть свои подводные «рифы». Или получить не тот товар, что был нужен. Или вовсе потерять свои деньги. 
МАГАЗИНЫ НА «ДИВАНЕ»
Автор: EXO-YKT

По информации отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Якутии в два раза выросло количество обращений по дистанционной торговле. С начала текущего года в адрес ведомства поступило 40 обращений. Для сравнения: за аналогичный период прошлого 2019 года их было всего 22. Увеличение числа обращений специалисты связывают с тем, что потребители просто стали чаще заказывать товары дистанционным способом.


Мария ОКОНЕШНИКОВА, главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей: 


— Нередко в адрес управления граждане жалуются на мошеннические действия со стороны интернет-магазинов, магазинов на «диване», смс-рассылки. Как правило, в данных случаях организационно-правовая форма магазина неизвестна, деньги отправляются неизвестно кому, обратная связь с магазином отсутствует. Также не следует слепо доверять продавцам, которые ведут деятельность в социальных сетях. Например, гражданка М., жительница Якутска, заказала в инстаграме кроссовки, оплату произвела переводом на мобильный банк физического лица, в итоге ни кроссовок, ни денег не получила. Другой пример, когда потребительница С. заказала на одном интернет-сайте меховую шапку, оплату произвела переводом через мобильный банк и, как итог, ни шапки, ни денег обратно не получила. В таких случаях гражданам необходимо обращаться в органы полиции для принятия мер.


— На что нужно обращать внимание, заказывая товар дистанционно? 


— Прежде всего необходимо обратить внимание на информацию о продавце. Как правило, продавцом является индивидуальный предприниматель либо организация с указанием адреса его нахождения. Обязательна информация о товаре, его потребительские свойства. Особое внимание необходимо уделить на сроки и способы доставки товара, а также на условия возврата товара. 


Информация на сайте должна соответствовать обязательным требованиям «Правил продажи товаров дистанционным способом» (утв. постановлением Правительства РФ от 27.09.2007 г. № 612). 


Управление Роспотребнадзора по республике призывает якутян внимательно выбирать продавцов, осуществляющих дистанционную торговлю товарами, и, прежде чем приобрести товар на каком-либо сайте, внимательно изучить отзывы других потребителей. 


— Сейчас в связи со сложной экономической ситуацией малый бизнес почти не проверяют, сказывается ли это на качестве обслуживания? 


— В 2020 году основная часть обращений поступает на действия авиаперевозчиков, туроператоров, банки, страховые организации, операторов связи. В этой связи количество жалоб на малый бизнес в сравнении с предыдущим годом уменьшилось. Это связано с тем, что были введены ограничения на определенные виды деятельности и потребители не имели возможности пользоваться их услугами, приобретать товары. 


— Как часто жалобы потребителей доходят до суда?


— В целях оказания потребителям необходимой помощи в защите их прав в рамках гражданского судопроизводства Управлением Роспотребнадзора по республике подано 40 исковых заявлений и 43 заключения, из них рассмотрено 60, удовлетворено 58 (что составляет 96%). Общая сумма удовлетворённых исков и заключений составила 9082,86 тысячи рублей, в том числе компенсация морального вреда — 729 тысяч рублей.

  • торговля — 22 исков и заключений;
  • общественное питание — четыре иска, из них один в защиту группы потребителей;
  • бытовое обслуживание — два иска;
  • туристские услуги — семь заключений;
  • транспортные услуги — девять исковых и заключений;
  • финансовые услуги — семь исковых и заключений;
  • жилищно-коммунальные услуги — два иска;
  • медицинские услуги — одно заключение;
  • прочие виды услуг — два заключения.

Мария ОКОНЕШНИКОВА:

— Наиболее показательным примером защиты прав потребителей является обращение управления с исковым заявлением в суд в защиту группы лиц. Так, в августе 2019г. потребители стали обращаться в медицинские учреждения с признаками пищевого отравления. Заболевание всех больных по времени возникновения связано с употреблением ими пищи, приготовленной в столичных объектах общественного питания, принадлежащих одной организации. Больные были на свадьбах, проведенных в банкетных залах данной организации. Судом было принято решение о частичном удовлетворении требований, присуждено в пользу потребителей 717 229,96 рублей, из которых: 

  • 148 698,14 руб. — компенсация материального вреда;
  • 395 000 руб. — компенсация морального вреда; 
  • 239 076,65 руб. — размер штрафа за отказ в добровольном порядке удовлетворении требований потребителей. 


Решение суда вступило в законную силу, потребителями присужденные суммы получены. Отмечу, что судебные разбирательства длились с января по июнь текущего года, всего управление участвовало в 15-ти судебных заседаниях по делу. 


Также в 2020 году Якутским городским судом рассмотрено исковое заявление управления к обществу с ограниченной ответственностью «Сеул» о защите интересов заказчика свадьбы, в которой пострадали гости, возмещении убытков и компенсации морального вреда. Судом принято решение частично удовлетворить иск ведомства о защите прав группы потребителей. В пользу потребителя присуждено 706500 рублей, из которых: 228000 — компенсация материального вреда; 228000 — неустойка за нарушение сроков удовлетворения требований потребителя; 15000 –компенсация морального вреда; 235500 — размер штрафа за отказ в добровольном удовлетворении требований потребителей. Решение вступило в законную силу.


  • – навязывание ненужного кредита / займа при продаже товара или услуги;
  • – предоставление неполной информации о кредите — часть сведений «спрятана» в дальних разделах договора;
  • – скрытые комиссии, спрятанные в «тарифном плане»;
  • – займы, взятые посторонним на ваше имя;
  • – порча кредитной истории: финансовая организация «забывает» сообщить в бюро кредитных историй о закрытом обязательстве;
  • – отказ в реструктуризации кредита на заявленных условиях;
  • – недобросовестные кредитные брокеры и псевдоброкеры, взимающие оплату без оказания услуг;
  • – псевдопомощники: обещают «исправление» кредитной истории, поиск «законного» способа не платить долги», но только выманивают деньги и усугубляют положение.

  • – включение в полисы условий, снижающих вероятность получения страхового возмещения;
  • – блокирование заключения договоров в электронном виде, если они невыгодны страховщику;
  • – невнесение агентом полиса в базу компании и присвоение денег страхователя;
  • – продажа накопительного инвестиционного страхования жизни под видом депозита;
  • – занижение суммы страховой выплаты.

  • – предложение сложных продуктов (структурные облигации, производные финансовые инструменты) без надлежащего разъяснения их сути и рисков;
  • – сложно структурированные тарифы, подталкивающие к избыточной торговой активности;
  • – некачественные консультации, в т. ч. данные роботом-советником («робоэдвайзинг);
  • – «автоследование» (автоматическое повторение сделок) за неумелым «инвестиционным гуру»;
  • – возможность кражи части денег или ценных бумаг в случае недобросовестности брокера или управляющего.


Новости

Популярное

О временном ограничении движения транспорта
Новости | 1 день назад
О временном ограничении движения транспорта
В период с 11 июня года по 31 октября 2021 года в связи с ремонтом дорог и  в целях обеспечения безопасности дорожного движения будет ограничено движение транспорта: 
 Брей-ринг  «Дворовой вожатый»
Новости | 1 день назад
 Брей-ринг  «Дворовой вожатый»
В Детском (подростковом) Центре Якутска состоялся брей-ринг,  посвященный Дню России, в рамках проекта «Дворовый вожатый».
«Горячая линия»  по вопросам противодействия коррупции 
Новости | 1 день назад
«Горячая линия»  по вопросам противодействия коррупции 
16 июня 2021 года, в среду, с 14:00 до 16:00 ч. управление федеральной службы судебных приставов по республике проводит «горячую линию», направленную на антикоррупционное просвещение граждан и профилактику коррупционных правонарушений.
Паломничество осужденных
Новости | 1 день назад
Паломничество осужденных
Осужденные колонии-поселения № 2 совершили паломническую поездку по православным храмам и монастырям Якутска.