Мастер детективного жанра
- Сколько на сегодняшний день у вас читателей?
- Тысячи читателей, потому что рассказы выходят и в интернете, и в газете, и в библиотеках, наибольшей популярностью пользуются рассказы в сборнике «Час ночи», потому что на литературном рынке республики детективы своих авторов - редкое явление. Всего у меня шесть книг, готовятся к публикации две книги, в данный момент работаю еще над одной.
- Действие ваших детективов происходит в Якутске или в городах Центральной России?
- Конечно, в Якутске. Тут все узнаваемо: площадь Ленина, площадь Орджоникидзе, это наши центральные улицы. Чтобы писать о других городах, я должна там жить. Писатель может написать о чем угодно. Но ему надо знать среду обитания его героя, время действия и множество других нюансов. Вообще, невозможно научить человека писать. Это должно идти изнутри, как нет и разных методов типа «включил фантазию, воображение». Герои, их образы, действия приходят в голову сами. Это называется Муза. Если она не посещает, значит, писатель в простое. Каждый день успешного творчества не бывает. На все есть свое время.
- Вы работали в разных периодических изданиях и стали членом Союза журналистов РФ. В какой момент и почему вами было принято решение отвлечься от журналистики и заняться писательским трудом?
- Это пришло само по себе, у меня не было такой мечты. Просто по-другому начала смотреть на вещи, непроизвольно наблюдать. Никто не знает, откуда приходит желание писать. Человек особо не рассуждает на эту тему. Ему надо, и все. Как получится, получится ли, что за этим будет - об этом он не думает. Он просто пишет, от души, которая к тому моменту, видимо, что-то подготовила, накопила.
- Не секрет, что в народе весьма неоднозначное отношение к стражам порядка. Вы стараетесь отобразить некий идеал или описываете полицейскую реальность с учетом всех нюансов?
- Я пишу с учетом всех нюансов. Вот, например, у меня есть сквозной герой – Петр Петрович Воронов. Он у меня и ленивый, и выпить может, и далеко не красавец. Или подполковник милиции в отставке – разведенный, но он человек настоящий. Внешность у него неважная, но это значения не меняет, если сущность человека хороша. У меня, в принципе, нет идеальных героев, как полицейских, так и гражданских, то есть обычных людей. Все мои герои - обычные люди, которые нас окружают. С известными катаклизмами в обществе, с его сегодняшним социально-экономическим положением все профессии, по-моему, предаются у нас остракизму - врачи, учителя, предприниматели и многие другие. Довольных чем-то людей сегодня вообще нет. Особая когорта среди них - сегодняшние полицейские, за которыми зоркий глаз народа следил всегда, начиная с далеких царских времен. Свое слово в этом пристальном внимании сказали тяжелые сталинские времена репрессий, когда пострадали сотни тысяч репрессированных, в том числе незаконно. Так что в людях жива эта генная память, да и сами люди в погонах нередко выкидывают такие коленца, что стали притчей во языцех.
- Вы ориентируетесь на каких-то авторов детективного жанра или у вас выработан свой стиль?
- Я не ориентируюсь ни на каких авторов. Что я чувствую, что я хочу передать читателю, то и пишу. Но не скажу, что у меня выработан свой стиль. Я пишу так, как мне надо. Как идет, так и пишется.
- Какой Ваш любимый автор детективного жанра?
- Сегодня и не упомнишь всех авторов, но Николая Леонова выделю точно. Агата Кристи, Конан Дойль, Марио Пьюзо и многие другие. Но не Маринина и Донцова, это точно.
- Много ли в реальной жизни происходит ситуаций, которые отображаются в ваших трудах? Или вы больше полагаетесь на фантазию?
- Фантазии в моих произведениях нет, это скорее воображение. Иногда бывает достаточно узнать о каком-то случае, услышать вскользь какое-то предложение, увидеть что-то притягательное во внешности человека, что могло бы потом со временем, даже через годы вылиться в рассказ. При том быстро, за несколько часов. Нужно, чтобы что-то задело душу, и голова начинает работать. Как сказал известный югославский писатель Эрих Кош, «Это проклятое писательское ремесло». И он прав. Труд - адский, выжимает всего тебя, после написания одной вещи будто машину дров наколол. Но оно тебя не отпускает. И рад бы не писать, а тянет. По большей части свои прототипы я беру с какого-либо уголовного дела, иногда черты характера срисовываю с реальных положительных героев, но дальше я все придумываю: развязку, завязку, кульминацию, как выглядит персонаж, как ходит и т. п.
- Какой из своих трудов вы бы могли назвать наиболее успешным и почему?
- У меня нет особо больших трудов, т.к. у меня в основном рассказы по малому жанру. Есть у меня работы и по детективам, и по женским рассказам. Есть «Перемены в погоде», «мужчина издалека». Мне кажется, они очень насыщенные, там нет ничего лишнего. Это рассказы жестокие: была молода, теперь старуха; тянула, тянула в жизни одна семейный воз, и вдруг тебя нет. Было ли счастье? В чем оно, если все вокруг так мимолетно? Так или иначе, обе мои героини все равно были счастливы.
- В детективах особо ценится остросюжетность. Могли бы вы вкратце раскрыть секрет, каким способом авторы вашего жанра выдерживают интригу? Ведь это не самая простая задача.
- Есть множество разных способов. Можно вести читателя по другому следу, нагромоздить тут же какое-то отвлеченное событие. На самом деле на словах всего не опишешь. Каждый автор использует что-то свое, чтобы читатель сразу обо всем не догадался.
- Что бы Вы могли посоветовать начинающим авторам?
- Если они уже начали, я бы посоветовала продолжать развиваться. Ведь всегда можно внести в сюжет новую интригу. Мне кажется, начинающим нужно обязательно иметь такие черты, как, наблюдательность интерес к жизни в целом и человеку в частности. И в целом надо быть позитивным, с уважением относиться к личности человека, пусть это будет распоследний бомж. Ведь если вы не будете тонко чувствовать окружающий мир, описать окружающую действительность практически невозможно.
Артем ЛУГОВСКИЙ, кружок «Масс-медиа» при Дворце детского творчества