Медсестра по призванию
«Мы в тапочках бегали в лабораторию, чтобы сдать анализы больных. А первый стационар и кабинеты онкодиспансера располагались в бывшем доме купца Кушнарева. Сейчас это территория Областной больницы», — вспоминает свою работу в онкодиспансере Александра Иннокентьевна Федорова, ветеран труда, отличник здравоохранения Якутии.
«ОНКОБОЛЬНЫХ БЫЛО МНОГО»
Александра ФЕДОРОВА:
— Онкодиспансер основан в 1946 году, а первым зданием был деревянный загородный дом купца Кушнарева. Водоснабжения не было, таскали воду в ведрах, было тяжело. На территории онкодиспансера стояло двухэтажное здание хирургического отделения, где проводили операции, потом было маленькое здание лаборатории для забора анализов. Чуть поодаль на ул. Ф. Кона находилась радиологическая и цитологическая лаборатория. В общем, отделения онкологии в пяти отдельных домах были разбросаны во всей территории Областной больницы.
Онкобольных было много, в основном пожилые люди с запущенными болезнями, с болезнями желудка и пищевода. Врачи нам объясняли, что это связано с тяжелой мясной, полусырой пищей. Овощей, картошки, а тем более витаминов было мало.
В старом здании онкологии я работала с эндоскопистом, заслуженным врачом РСФСР Виктором Григорьевичем Алексеевым, в другом кабинете сидел главный врач, потом был пищеблок, статистический кабинет. Позже в доме Кушнарева сделали общежитие, где жили наши девушки и семейные работники.
ВРАЧ-ФРОНТОВИК
— Врач, который принял меня на работу в онкологию и поставил на учет коммунистов, Виталий Иннокентьевич Попов — один из первых врачей онкодиспансера, хирург-онколог, участник Великой Отечественной войны, человек кристальной чистоты и порядочности. И мне повезло, что я работала с такими людьми, заслуженными врачами. Моим вторым врачом в течение трех лет был Павел Степанович Герасимов, опытный специалист, основатель цитологической службы и лаборатории. Тогда на столах у каждого врача лежали атласы цитологических исследований с цветными изображениями раковых клеток. Он спокойно объяснял тактику проводимого исследования, и после каждого я заполняла амбулаторные карты, кратко и четко под его диктовку. Когда мне было трудно, он умел мягко и тактично все объяснить. В кабинете эндоскопии тогда не было воды и раковины для мытья и обработки аппарата. Воду приходилось брать в цитологической лаборатории. В те годы санитаркой работала Матрена Яковлевна Чертовских. Благодаря ее работе, лаборатория всегда была чистой, врачи ходили в белоснежных отглаженных халатах и колпаках. Потом меня перевели медсестрой химиотерапевтического кабинета.
МУЖ — ПЕДИАТР, ЖЕНА — МЕДСЕСТРА
Сама Александра Иннокентьевна родом из Томпонского района. Родилась за два месяца до победного 1945 года, в селе Егэнцы, в колхозе «Ударник». Детство у маленькой Александры было тяжелое: она не видела свою маму, та умерла при родах. Но девочка росла смышленой, и после окончания семилетки сельсовет отправил ее на учебу в Якутское медицинское училище. После окончания училища в 1963 году ее направили работать в больницу Усть-Алданского района медсестрой. Там она вышла замуж, а в 1967 году переехала с семьей в Якутск. Муж тогда окончил медицинский факультет Якутского госуниверситета. Василий Васильевич Федоров работал врачом-педиатром на Станции скорой помощи. К сожалению, в 2004 году он умер от рака печени. А жена, много лет проработавшая в онкологии, не смогла ему помочь, болезнь прогрессировала слишком быстро. В 1968 г. она начала работать в отделении неврологии республиканской больницы. А с 1980-х годов перешла в онкологию и проработала там до выхода на пенсию в 65 лет.
«СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ ПОЧТИ НЕ БЫЛО»
— На первых порах жили у родственников мужа в двухкомнатной квартире возле кинотеатра «Мир», и наши дети бегали туда в кино. Дом был рядом с больницей, поэтому на работу ходили пешком. Дети сами ходили в школу. Потом мы переехали в район «Елочки», ул. Кеши Алексеева. У нас тогда уже было трое детей, мы с мужем, мои пожилые папа и дедушка. И так и жили семь человек в 3-комнатной квартире. Я ездила на работу на «двойке», потом пересаживалась на «пятерку» и так доезжала до областной. А можно было на «тройке» и пешком напрямую через Парк культуры и отдыха и онкодиспансер. Свободного времени почти не было: работа, дома — стирка, уборка в неблагоустроенной квартире, занятия с детьми. Но мы как-то справились. В те времена я всего два раза была в кино и на концерте. В квартире было печное отопление, одна печка-плита — на кухне, еще одна — на две комнаты. Когда подключили газ, стало полегче.
«С ЖИЛЬЁМ ПОМОГЛИ СЛУЧАЙНЫЕ ЛЮДИ»
— Могло случиться так, что мы вообще могли остаться без жилья. Дело было так. К родственнику неожиданно приехала его супруга. Нам пришлось съезжать и срочно искать другое жилье. А тут как раз нам помогли совершенно незнакомые люди. Муж работал на скорой помощи и как-то выехал на срочный вызов в район ЯКСМК к больным детям. Там он разговорился с родителями больных, это были приятные люди. И они спрашивают: а где вы живете? Мой муж объяснил ситуацию, и эти незнакомые люди помогли нам на первое время с жильем. Оказалось, они переезжают в новую квартиру, а мы с детьми можем пожить в их старой. Глава семьи поговорил с профкомом «Якуттяжстроя», чтобы вместо них остались мы. И так стали жить в однокомнатной квартире. Потом переехали на «Елочку», где прожили долго.
Александра Иннокентьевна живет со взрослым внуком. Недавно отметила свое 75-летие. Она ветеран труда, отличник здравоохранения Якутии. Прожила непростую жизнь, но была по-своему счастлива в семье и на тяжелой работе.
Так жили наши дедушки и бабушки, наши родители. И своим трудом они заслужили почетный и заслуженный отдых, свои звания и награды.