Мэрия отследит начисление квартплаты и недопоставки тепла
Руководителем МКУ «Расчетно-биллинговый центр» назначена Галина Бонарь. Галина Михайловна долгие годы проработала в «Энергосбыте», является опытным специалистом в сфере жилищно-коммунального хозяйства и энергетики.
Отметим, что система а втоматизации ЖКХ «Дом.Онлайн» внедряется не только в Якутске, но и во всех других улусах республики на основании распоряжения Правительства РС (Я) от 23 декабря
Наталья Демина, советник главы по ЖКХ и энергетике:
- Основная задача нашего центра – это организация на территории Якутска и пригородов единого информационного пространства в сфере начисления платежей за ЖКУ, контроля за правильностью применения тарифов, идентичности жилых площадей, по которым населению начисляются платежи за ЖКУ и взносы на капремонт данным Росреестра (то есть техническим паспортам на жилые помещения). И конечно, отслеживание неправомерных повышений общего платежа за квартплату и за отдельные услуги.
- В чем отличие биллингового центра от ЕРКЦ? Зачем он вдруг понадобился и что раньше было вместо него?
- Ранее мониторингом и начислением платежей за ЖКУ занималась другая структура мэрии – ЦИТ (Центр информационных технологий), но это было одно из направлений их деятельности. Следить за начислением квартплаты не входило в их обязанности. Когда республика начала внедрение новой системы расчетов, возникла необходимость создать новую специализированную структуру с расширенными полномочиями. Этого требует время. Биллинговый центр не занимается приемом платежей от населения, а контролирует правильность начислений, прозрачность финансовых потоков и занимается подготовкой для государственных и муниципальных структур аналитических данных, в том числе по полезному отпуску коммунальных ресурсов населению, доступности уровня платежей населению, для расчета предоставления субсидий малоимущим гражданам, перерасчетами по показаниям общедомовых приборов учета ресурсов и так далее. В первую очередь население оценит преимущества новой программы.
Теперь, к примеру, для получения субсидии не придется бегать за справками формы 3, по отсутствию задолженности. На стадии внедрения – личный кабинет по всем видам ресурсов и возможности оплаты через мобильную сеть. Специалисты биллингового центра – это профессиональные работники сферы ЖКХ, и они в первую очередь будут консультировать население по начислениям, перерасчетам и тарифам.
- Через личный кабинет можно будет производить оплату?
- С внедрением этой программы появляется возможность просмотра своей истории по начислению и платежам, по показаниям общедомовых приборов учета, по произведенным перерасчетам в связи с недопоставкой ресурсов и оплата через интернет. Управляющие компании, которые переходят на эту программу, будут работать по единому платежному документу. В феврале будут обучены все кассиры касс «Энергосбыта», «Почты России», банков, управляющих компаний и ТСЖ. Поэтому население при посещении платежного агента (кассы) не заметит перехода на новую программу, но получит возможность использования интернета в полном объеме.
- Какова идеальная картина, к которой город стремится с внедрением новой системы мониторинга?
- В идеале все расчеты, платежи и перерасчеты должны быть доступны и прозрачны для всех участников коммунального процесса, а также правильно применены все тарифы, чтобы жильцам не приходилось самим сидеть с калькуляторами и разбираться в квитанции.
- Перейти на новую программу – это обязанность или привилегия управляющих компаний?
- Попытка внедрения единой программы в городе предпринимается уже не один год. Многие управляющие компании и ТСЖ работали с муниципальной программой, но не все. Преимущество республиканской программы – ее безвозмездное предоставление и своевременная актуализация в соответствиями с изменениями в законодательстве. И сейчас есть управляющие компании, которые отказываются переходить на новую систему. Например, УК «Северстрой», «Прометей+».
- В чем причина?
- Сейчас в Якутске работает несколько программ со своими базами данных, и некоторые УК не хотят ими ни с кем делиться, показывать. Возможно, есть что скрывать. Наличие же единой базы данных с полными сведениями по техпаспортам упрощает возможность принятия решения собственниками перейти на обслуживание в другую УК или поменять форму управления. Сейчас, если им удается вырваться, из-за двух разных программ при переходе возникают двойные начисления платежей – и от старой, и от новой управляющей компании, приходится выяснять, кто кому должен. Добиться возврата средств очень трудно. Справка от МКУ «Расчетно-биллинговый центр» будет для судебного разбирательства в этом случае основным документом.
- Как же заставить управляющие компании быть более открытыми?
- Все решения принимает собственник. Устраивает его такое положение или нет? Скажу лишь, что управляющие компании, применяющие собственную программу, вынуждены содержать программистов, дополнительных бухгалтеров и тем самым увеличивать платежи населения на собственное содержание, а это порядка 2,5 – 3% от суммы начисления квартплаты на каждого! Благодаря использованию прозрачной программы всегда можно проследить, куда уходят деньги от квартплаты, поступают ли они на счет ресурсоснабжающих организаций, и не мухлюет ли УК с тарифами.
- В каких случаях собственник или жилец будет обращаться в биллинговый центр?
Галина Бонарь:
- Для уточнения изменений по количеству прописанных, площади жилья в связи перепланировкой или сменой собственника. Причем, при смене собственника нужно будет сначала зарегистрироваться у нас, а потом в паспортном столе. В тех случаях, если нужно сделать перерасчеты по показаниям общедомовых приборов учета, то перерасчет будет сделан автоматически, так как по средствам диспетчеризации показания будут поступать в базу данных. Также будет предоставляться бесплатная муниципальная услуга по выдаче документа по отсутствию или наличию задолженности по ЖКУ. Эти облачные технологии позволят любому клиенту узнать все о своей «коммуналке» прямо из дома. Пока обкатывают первые небольшие 8 компаний и ТСЖ. Основная масса обучающихся придет с 1 февраля. Управляющие организации, которые работали на программе ЦИТ, их 108, переходят на новую программу в ближайшие два месяца. Собственники, которые проживают в их домах, смогут первыми опробовать «Личный кабинет». Связь с паспортной службой заработает примерно в октябре. И тогда перерасчеты по датам регистрации будут производиться без необходимости приходить в управляющую компанию.
- При вводе новых систем часто происходят сбои и прочие досадные ситуации. Ждать проблем?
- Все это работает в Татарстане. Мы просто внедряем готовый продукт, прошедший опытные испытания в другом регионе. Оператором эксплуатации этого продукта в республике является «Агентство субсидий».
- Будет ли возможность благодаря этой программе делать перерасчеты по недопоставке каких-либо ресурсов всему дому сразу?
- У нас всегда будет связь с Единой диспетчерской службой, и все данные о плановых отключениях также будут регистрироваться у нас. Будем сверять данные по перерасчетам, например, по поставке тепла, и правильно ли его сделали. Так как эта услуга субсидируется из бюджетных средств, в наших интересах сокращать субсидии при недопоставках для экономии бюджетных средств. Также одна из задач – не допустить рост платежей населения по квартплате. Мы за то, чтобы горожане оплачивали реально полученные услуги, а не рассчитанные с потолка.