16.09.2019 | 11:56

Михаил Воробьев о том, как ушел из мэрии, мифах и корнях

Ему приписывали многое — от лоббирования чужих коммерческих интересов до израильского гражданства. Он молчал год. Молча ушел с должности заместителя мэра Якутска, когда узнал, что так надо. А теперь заговорил.
Автор: EXO-YKT

26 августа заместитель мэра Якутска Михаил Воробьев перешел на новую работу. Прежнюю должность оставил на фоне разговоров о том, что его вузовский диплом не отвечает квалификационным требованиям муниципальной службы. Это был очередной повод обсудить Воробьева в СМИ. За почти год его работы в должности заместителя мэра столицы их было немало, хотя сам Михаил Воробьев как будто их и не давал. В публичное пространство с громкими заявлениями не выходил, в скандалах не участвовал, но не смог избежать интереса к своей персоне.


Спустя две недели после ухода из мэрии мы встретились с Воробьевым. Начали с того, что случилось и почему он вообще оказался на столь высокой должности.


Михаил ВОРОБЬЕВ:

— Заместителем мэра Якутска я проработал почти год. За это время вокруг меня выросло много мифов, часто неприятных, оскорбительных. Но, будучи на муниципальной службе, я их не комментировал, просто не видел смысла, и было жаль времени. Может быть, вы правы, и сейчас действительно нужно дать некоторые пояснения. 


Начнем с того, что никакие претензии ко мне прокуратура не предъявляла. Когда мы увидели, что, согласно федеральному закону, должности уровня заместителя мэра могут занимать только люди с образованием специалитета или магистра (у меня был бакалавриат), я сам пришел к Сардане Владимировне (Авксентьева, мэр Якутска. — С. С.) и озвучил решение, что должен уйти. Закон есть закон, идти против него не имеет смысла. Я принял решение, Сардана Владимировна меня поблагодарила за работу и отпустила. Вот вся история моего увольнения из мэрии.


— Михаил, ранее вы работали начальником департамента ЖКХ мэрии, заместителем государственного жилищного инспектора республики. Почему теперь ваше образование стало препятствием для муниципальной службы?

— Изменения в закон были внесены в 2016 году. Видимо, это стало новостью не только для меня, но и для кадровой службы окружной администрации. Как и положено при трудоустройстве, я сдал туда все требуемые документы, прошел проверку и испытательный срок. Поскольку раньше, как вы уже сказали, я занимал достаточно высокие должности в органах муниципальной и госвласти, у меня не было оснований думать, что уровень моего образования недостаточен.

— А как вообще попали в мэрию? Вы раньше работали заместителем предпринимателя Роберта Матевосяна. Он был спонсором избирательной кампании мэра?

— Нет. Думаю, что Сардана Владимировна вообще не знакома с Матевосяном. Лично я тоже не участвовал в работе ее избирательного штаба. Так что для меня было неожиданным ее предложение стать заместителем по экономике и финансам. Почему — не спрашивал. 


Впервые в мэрию Якутска я пришел еще в 2007 году главным специалистом отдела анализа департамента экономики. Занимался возмещением убытков от паводка. Мы плотно работали над выделением сертификатов жителям домов на улице Пристанская, попадавших в зону подтопления. Все люди, имевшие документы на право собственности таких домов, получили сертификаты.


Потом работал начальником отдела мэрии, заместителем председателя комитета экономики. В 2011-м уже при мэре Юрии Заболеве перешел заместителем начальника департамента ЖКХ и вскоре его возглавил. Успел поработать при трех мэрах: Михальчуке (правда, я видел его тогда всего два-три раза, потому что мэр постоянно отсутствовал), Заболеве и немного при Айсене Николаеве. Потом перешел заместителем руководителя Государственной жилищной инспекции. 

Таким образом, я знал и Сардану Авксентьеву, которая руководила аппаратом администрации Заболева, но больше ее мужа Виктора Иннокентьевича. Он был заместителем мэра, и мы с ним много работали над общими темами. Может быть, он порекомендовал меня как специалиста, знающего сферу муниципальных финансов и экономики. Я обдумал предложение Сарданы Владимировны и сказал, что готов работать в новой команде. Все это, естественно, было после выборов 2018 года, никаких предварительных договоренностей о моем трудоустройстве в мэрию не было.


— И все же давайте вернемся к Матевосяну. Вы никогда не лоббировали его интересы в мэрии? Осенью прошлого года Интернет облетело письмо Матевосяна с предложением купить у него две котельные к генеральному директору АО «Теплоэнергия» Максиму Трофимову. «Теплоэнергия» 100-процентно принадлежит окружной администрации Якутска. Говорили, что вы можете помочь бывшему шефу продать котельные.

— Это письмо на мой стол никогда не ложилось, да и в принципе не могло: не моя компетенция. Матевосян обратился в «Теплоэнергию» с предложением — это обычная практика. Я увидел это письмо только в Интернете. Максим Трофимов, кстати, тогда служебную проверку проводил, как оно в Сети оказалось раньше, чем у него на столе.


— Михаил, могли ли вы сказать мэру «нет», если какая-то ее инициатива выходила за параметры бюджета?

— Решение в любом случае за главой. Мы всегда совещались, обсуждали, взвешивали все положительные и отрицательные моменты. Но, чтобы я что-то запрещал, такого, конечно, не было. За все несет ответственность мэр, и только ему решать. Но это были решения, выработанные командой.

— Вы привели свою команду в курируемые подразделения мэрии?

— Неправильно говорить, что пришли мои люди. Когда мы подбирали кадры, исходили из их профессиональной подготовки и спрашивали мнение их руководителей. К примеру, по поводу Ольги Максимовой, возглавившей департамент финансов, интересовались у министра финансов, где она работала. Мне было комфортно работать с Ольгой Николаевной, она очень опытный и грамотный специалист. Департамент экономики возглавила Татьяна Корякина, ранее занимавшая должность заместителя министра экономики республики. Человек с большим опытом, кандидат экономических наук — ценное приобретение для мэрии. 

Департамент имущественных и земельных отношений возглавила Жанна Якименко. Она давно работает в мэрии, была заместителем начальника правового управления. Работа в ДИЗО связана с выделением земли, так что главное там — юридическая подготовка. Я был готов работать и с предыдущими руководителями этих департаментов, их хорошо знаю, успел со многими поработать. Но им предложили более высокие должности, что совершенно заслуженно.


— Что для вас означает свой человек, своя команда?

— Свой человек — когда вы понимаете друг друга с полуслова. У меня было такое. А команда строится на доверии. Не всегда команду должна объединять какая-то цель. Цель у каждого может быть своя, но, когда люди работают вместе, каждый получает свой результат, и команда тоже.


— Расскажите, пожалуйста, о себе подробнее.

— Родился в Якутске. Девять лет проучился в четвертой школе, потом окончил 26-ю. Папа тоже родился в Якутске, мама — в Пеледуе Ленского района. После школы прошел курс подготовки при Учебном центре МВД Якутии. В 18 лет поступил на работу в Якутский филиал юридического института МВД оператором копировально-множительной техники. Параллельно начал учиться в Якутском филиале права и управления. До обеда очно учился, после обеда работал. Потом все же пришлось перейти на заочное обучение. Оставил учебу в АПУ и поступил заочно в Институт государственного администрирования, где в 2005 году получил диплом юриста.


В 2007-2012 гг. работал в мэрии, затем заместителем руководителя ГЖИ. До перехода на должность заместителя мэра Якутска был заместителем гендиректора управляющей компании. С 26 августа 2019 года генеральный директор АО «Теплоэнергия». В разводе. Но прошло уже больше года, как встретил свою вторую половинку. Ей 26 лет, на 13 младше меня. Детей нет.


Люблю работать руками. Отец был авиатехником в Магане, и я часто пропадал у вертолетов. Однажды мы с ним вдвоем сняли с ЛуАЗа двигатель Запорожского завода и поставили двигатель с «Москвича-402». С тех пор я сам ремонтирую машины. Сейчас у меня «Ниссан-Тиано», в ходовой сам копаюсь. Люблю возиться на даче. В этом году из-за большой загруженности в мэрии ничего не сажал. А так выращивал тыкву, капусту, помидоры, огурцы… Экспериментировал. Сажал китайские огурцы, что по полметра в длину. В салате они очень вкусные, но на закрутку не идут. Тут очень хорошо идут корнишоны «Настоящий полковник».

Люблю готовить, причем на открытом огне. Плов в казане — для меня уже очень просто, готовлю хашламу, дымламу… Часто экспериментирую с мясом. Недавно начал готовить на мангале морепродукты с корейскими и японскими соусами, тоже очень вкусно получается.

Я собачник, у меня алабай и дворняжка. Алабай — девочка очень воспитанная, по территории дачи свободно ходит, к моим гостям относится как настоящая радушная хозяйка.


Мне также нравятся IT-технологии. На даче своими руками смонтировал систему видеонаблюдения. На работе в управляющей компании тоже сам смонтировал внутреннюю систему телефонии. Нравится настраивать компьютер, изучать новые программы.


— Кого вы считаете главным учителем в своей жизни?

— Я с большим восхищением отношусь к своей бабушке Марии Михайловне Воробьевой. 10 сентября ей исполнилось 94 года, она в добром здравии. Родители постоянно были на работе, и меня воспитывала бабушка. В детстве я обижался, что редко бываю с родителями. Но сейчас понимаю, что по-другому было нельзя. Бабушка заложила в меня все те качества, которые помогают мне в жизни и работе.


К примеру, как я делал домашние задания. У меня было два черновика и чистовик. Сначала делал задания в одном черновике, бабушка его проверяла. Потом переписывал во второй черновик и лишь затем в чистовик. То, что бабушка привила мне усидчивость, умение работать над каждой буковкой, каждой циферкой, мне очень помогло в жизни. Я умею отключаться и заниматься конкретным делом, ни на что не обращая внимания.

У бабушки немецкие корни. Немецкая педантичность по наследству вряд ли передается — это воспитание. До сих пор, когда прихожу с работы, вешаю брюки, никогда не раскидываю вещи, сначала мою и начищаю обувь и лишь потом ужинаю. Считаю, что порядок должен быть везде — в шкафу, на рабочем столе, в голове и личной жизни.


— В личной-то жизни почему порядок не наведете?

— Почему не наведу? С бывшей разобрались, сейчас все в порядке (смеется).


— Михаил, а вы не зануда? По три раза переписываете, ботинки чистите перед ужином…

— Нет. У меня есть чувство юмора, я очень компанейский человек. У меня часто собираются люди разных возрастов, национальностей, вероисповедания. Всегда весело, мы всегда находим общий язык. Но, когда человеку доверяют большие финансы, считаю, для серьезного дела он должен и выглядеть серьезно. Вряд ли большие финансы можно доверить клоуну…


— Друзей прибавилось, когда заместителем мэра стали?

— Вопрос неправильный: друзья не зависят от должности. Никого не растерял и новых не приобрел. Нужно постараться, чтобы стать моим другом. И считаю, что тоже должен заслужить право называться чьим-то другом. Другу можно сказать «я тебя люблю» независимо от пола — именно такое должно быть отношение.

Что касается знакомых, то, естественно, были попытки задружиться. С этим приходится сталкиваться каждому человеку, занимающему ответственный пост. Начинается: «Ты помнишь меня, мы с тобой когда-то виделись, когда-то колесо вместе меняли…». Были такие случаи. Но я считаю, что всегда нужно поступать по совести и в рамках правового поля. Хочешь решить проблему? Вот приемная, вот ручка с листочком. Что-то решать по звонку — это в корне неправильно.


— Вам в мэрии взятки предлагали?

— Никогда. Вообще не представляю, как это могло бы происходить. У меня воспитание: или черное, или белое. По-черному и не хочу, и не могу.


— Вы вообще в жизни полутонов не признаете?

— Не должно быть ответа «нормально» — или хорошо, или плохо. Когда нормально — это серо, неинтересно.


— Какими критериями вы руководствуетесь при принятии решений?

— Сначала думаю о самых плохих последствиях, потом только перехожу к хорошим и к тому, как возможные негативные последствия обернуть на пользу. А все мне говорят, что сначала нужно считать, сколько будет всего хорошего, а потом уже про плохое. Меня не переделать, сначала анализ начинаю все-таки с рисков. Потом появляется решение, за которое готов отвечать.


— Вам в жизни часто приходилось драться?

— В школе, конечно, дрался. Но я не любитель махать кулаками, хотя и писали, что чуть ли не с битой по мэрии хожу. Если меня вдруг оскорбят, лучше отойду в сторону. Люди бывают неадекватные. Может быть, кто-то спровоцировать хочет. Зачем на это поддаваться? Считаю, что драться нужно только в крайнем случае, только защищаясь.


— Спорт?

— В 15 лет занялся тяжелой атлетикой, а в 18 неудачно взял вес и получил серьезную травму позвоночника. Две недели вообще не двигался, потом меня местный костоправ на ноги поставил. В общем, спорт — для меня тема теперь болезненная.


— У вас в WhatsApp на аватарке было изречение на иврите. Даже говорили, что вы имеете двойное — российское и израильское — гражданство.

— Это миф. Я не скрываю, что по маме у меня есть еврейские корни. Но никогда не было мыслей сменить гражданство. Я и в Израиле ни разу не был.


— Гены на землю обетованную не зовут?

— Не зовут. Это не какая-то принципиальная позиция не ездить в Израиль, просто не складывалось. У меня по линии отца немецкие гены, но в Германии я тоже ни разу не был (смеется). Что касается изречения на иврите, то буквально оно переводится: «Фараона пережили, и это переживем». Смысловое значение: «Все, что ни делается, — к лучшему» — это мой жизненный принцип.


— Михаил, что вас больше всего задевало во время работы в мэрии? Ведь про вас немало писали негативного.

— Ничего не задевало. Отошел от всего этого в сторону и занимался работой. Может быть, первые месяца два обращал внимание на то, что пишут. А потом просто закрылся и не стал реагировать. Главой передо мной были поставлены конкретные задачи, я их выполнял. Считаю, что главная характеристика: как я относился к работе и горожанам, которые ко мне приходили, как решал их проблемы.


— 26 августа вы стали генеральным директором АО «Теплоэнергия». 57 объектов, из них 41 котельная, десятки километров теплосетей. Предприятие серьезное, но по статусу, наверное, все же ниже заместителя мэра. Как отнеслись к новой должности?

— Почему бы не приобрести новый опыт? В целом система коммунального хозяйства мне знакома. Но здесь масштаб больше, и мне очень интересно. Совершенно новые методы управления, работа с Госкомцен, реализация инвестиционной программы. Вы же знаете, что на Восточном экономическом форуме глава Якутии подписал соглашение с «Русгидро» о том, что АО «Теплоэнергия» войдет в состав единой теплоснабжающей организации. В связи с этим, поставлены новые задачи. 

Но сейчас главное для нас — запуск тепла. Согласно распоряжению мэра, это должно произойти к 15 сентября. Мы уже начали запуск тепла в социальные объекты, деревянный жилой фонд. Предприятие готово к зиме на 100%.


— Не боитесь, что в новой единой теплоснабжающей организации вам не найдется места?

— Считаю себя достаточно опытным специалистом и работу себе всегда найду. Прошедший год дал мне очень многое. Намерен продолжить обучение в вузе для повышения квалификации. Вернусь ли когда-нибудь в мэрию, покажет время.


— Михаил, что не успели сделать в мэрии, о чем жалеете?

— Мне жаль, что не успел довести те инвестиционные проекты, которые мы разрабатывали. Планировали построить гостиницу «Хилтон», уже расчистили под нее место на ул. Чернышевского под городской баней. Общались с турецкими инвесторами, они готовы приехать и на месте оценить перспективу. 

Еще строительство крематория. Моим последним поручением в должности заммэра было указание выделить место под крематорий на территории будущего кладбища. Это будет современное кладбище — не те беспорядочные захоронения, что сегодня в Якутске. Новосибирский инвестор заинтересовался проектом крематория. Во всех крупных городах России они существуют. Согласно исследованиям, на это есть запрос и в Якутске.

Также мне был очень интересен проект под условным названием «АгроСити». Планировали на ул. Автодорожной рядом с «Билмартом» построить современный оптово-розничный узел, где свою продукцию могли бы реализовывать местные товаропроизводители. Конечно, эти проекты не остановятся, просто теперь их реализация будет проходить без меня.


— А какие планы вообще на жизнь?

— Я бы не сказал, что что-то не реализовал в своей жизни, только если в части детей. Мне хотелось бы передать им все те свои знания и умения, что я получил от родителей и бабушки. Мне 39 лет, так что, думаю, все еще впереди.


Новости

Популярное