«Мой двор находился у Зелёного рынка!»
Мы встретились со старожилом в его любимой библиотеке «Школьный мир», которая располагается на улице Маяковского. Здесь в тиши книжных полок и собраний сочинений классиков начали беседу.
– Мои предки раньше жили в Среднеколымске, приехали туда еще в царские времена из Архангельского уезда. По родове мы поморы. В родне у меня были священнослужители, учителя. Кстати сказать, бабушка моя, Евдокия Ивановна Бережнова, служила домоправительницей у губернатора Якутской области Ивана Ивановича Крафта. У нас в семейном архиве бережно хранятся два старинных снимка 1912 и 1913 годов, на оборотной стороне которых рукой губернатора написаны тёплые слова в адрес моей бабушки. Говоря о старых зданиях нашего города, хочу отметить, что многих из них по разным причинам мы уже лишились. У меня вышел в свет сборник «Якутск, который мы потеряли». В него вошли фотографии зданий, ставших историей и которые мы могли сберечь, но, к сожалению, не сделали этого…
СПРАВКА «ЭС»
Валерий Бережнов родился в Якутске в 1937 году. Учился в школе № 8. В 1954 году поступил в Ленинградский индустриальный техникум, потом был демобилизован в армию. Отслужил два года и в 1961 году, вернувшись на родину, поступил на строительное отделение инженерно-технического факультета ЯГУ. В 1966 году окончил учёбу в вузе и начал работать по специальности инженером-строителем, главным инженером, начальником производственного отдела, прорабом в «Ремстройтресте» №2, в СМУ МВД ЯАССР. Последние годы до выхода на пенсию работал начальником отдела эксплуатации в городском Парке отдыха. В 2005 году вышел на пенсию.
– Мой первый двор детства находился в Якутске на улице Красной молодёжи, 10. Позже в 1946 году эту улицу переименовали в Комсомольскую. А сейчас она называется Аммосова. Мы жили в старом и добротном деревянном здании с мезонином. В царские времена это был дом известного купца Берёзкина. Здание это находится в самом центре, в сердце Якутска. На заре советской власти его передали в ведение Госбанка. И когда мой отец женился в 1935 году, ему выдали ордер на квартиру. По существу это было ведомственное жильё. В нём жили в основном банковские служащие. Наша квартира находилась на первом этаже, и три окна выходили на улицу. Дом тогда примыкал к каменному, тоже старинному зданию.
– Всего в доме было три подъезда. В каждом из них находилось по три квартиры, и наверху было еще четыре. Через стенку от нашей семьи, помню, жила семья Сизых. Подальше жили Жигаловы, Подымахины и др. Там жили мои первые друзья. Вот на этой старой фотографии и запечатлена наша дворовая ватага. Часто вспоминаю своих товарищей. Помню, одной из моих соседок была известный краевед Юлия Юрьевна Ермолаева. Она входила в городской клуб старожилов и жила в Мархе. Хотелось бы её найти. Может, с вашей помощью это удастся! Молодость-то наша прошла в 40-е годы в одном дворе…
– Основным развлечением детворы 40–50-х годов, помню, было лазанье по крышам. С них открывался шикарный вид на почти одноэтажный, сплошь деревянный Якутск. Во дворе стояли кладовки и большие рубленые амбары. Как-то в детстве заглянул в амбар своей семьи и сперва увидел одежду и платья. Но особенное внимание привлёк, разумеется, громаднейший старинный сундук. Там я обнаружил старые книги! Приложения к царскому журналу «Родина», к дореволюционному популярному изданию «Вокруг света»! Они сохранились у меня до сих пор.
– Неподалёку во дворе стояло большое здание. В нём раньше размещалась конюшня. Рядом была сторожка. Когда передали это строение банку, лошадей сохранили. В те годы ведь банковские работники, инкассация ездили на лошадиных пролётках. Был только гужевой транспорт. Автомобилей массово еще не наблюдалось.
– Зелёный рынок был большой! Какие там были знатные мясные ряды. По краям торговали колхозники из близлежащих районов, продавали овощи и разную зелень. В общем, это был полностью продовольственный рынок. Место веселое и многолюдное. Летом было полно цыган, они ежегодно приезжали табором в наши края. Торговцы, как я уже говорил, приезжали торговать из Мархи и даже из заречных районов. Постоянно играли баянисты. А вещевой рынок был в те годы в районе магазина «1000 мелочей». Там раньше была барахолка.
– Были у нас, как и у всех малышей, свои игры. Общая игра с девочками – «лунки». Выкапывали во дворе несколько лунок, кидали мячик. В чью лунку попал мячик, тот должен этот мячик кинуть в убегающую детвору! Не попал – значит, ещё раз кидай мяч! Девчонки играли в скакалки, а у пацанов свои игры – в деньги играли, естественно. А также в игру пристенок «Чика». Помню, в те годы, как и сейчас, детвора любила футбол, а так как наш двор был большущим, то в нём организовали целое футбольное поле. Кстати, я был бессменным вратарём нашей дворовой команды. А зимой мы ходили к клубу МВД – там заливали хороший каток. Став взрослее, начали ходить на танцы, знакомиться с девчатами. Во дворе кинотеатра «Центральный» летом было кафе, стояли скамейки, перед сеансами играл баянист. Всё было культурно и цивилизованно!
С родителями Николаем Вениаминовичем и Татьяной Фёдоровной
– Площади Ленина в моём детстве ещё не было. На том месте стояло большое здание типографии, ранее в нем размещался Гостиный двор. Там также был и книжный магазин, подписные издания и множество других лавок и магазинчиков. Перед типографией находилась доска почёта с фотографиями передовиков производства. А чуть подальше были возведены деревянные трибуны, перед ними проходили парады и демонстрации. За трибуной стояло двухэтажное деревянное здание обкома партии.
– Летом мы любили посещать городской парк культуры и отдыха. Там в 40-е годы находилась летняя библиотека. Слева от входа в парк был старый летний кинотеатр. Недалеко от фонтана на главной аллее парка в одном строении находились читальный зал и бильярдная. Слева — разные аттракционы. Я ведь работал в парке 20 лет начальником отдела эксплуатации. Отвечал за технику безопасности, за бесперебойную работу аттракционов. Никаких аварий и ЧП не было, конечно! Бог миловал! В моё время ставили аттракционы «Сюрприз», «Весёлые горки». Колесо обозрения тогда было совсем небольшим, но этот аттракцион действовал, и его любили горожане и гости столицы.
– В летнее время постоянно бегали на протоку, люди там купались и рыбачили. Дамбы еще не было. Там недалеко от протоки было целое поселение, порядка 20-ти домов. И каждую весну они свой нехитрый скарб на чердак переносили, а во время паводка их нещадно топило. И как они не уставали вот так жить? Как у них терпения хватало? Удивительно это было для меня. К нам домой во время наводнения приходил дед-старовер Анфим, с детства друживший с бабушкой. Староверов в Якутске тогда было много, они жили в Мархе. Бабушка возила меня туда, там жили ее подруги. Тогда через этот поселок ходил жатайский автобус, старый, как пирожок.
– Тогда, помню, в городе ходил всего один маршрут – «однёрка». Ходил этот автобус по проспекту Ленина до авиапорта. Кажется, и в речпорт он тоже заезжал, и на Авиагруппу.
– Я очень любил музыку. Поэтому стал заниматься в музыкальном кружке при Дворце пионеров. В те годы он находился на площади Ленина, совсем неподалёку от моего дома. Меня учили играть сначала на пианино, потом родители купили аккордеон, и я стал учиться играть уже и на нём. Музыкальный слух у меня был идеальный. Помню, проходил прослушивание дважды, и мне советовали идти учиться в музыкальное училище. Два года ходил в тот музыкальный кружок. Научился всё-таки виртуозно играть. А папа попутно учил меня фотоделу.
– Наш двор был замечательный! Его жильцы жили теми же заботами, радостями и проблемами, что и весь наш северный город, вся наша республика и страна! Жилось нам в нём хорошо. Сейчас часто вспоминаю его и то время с душевной теплотой и щемящей тоской в сердце!
Алексей ЕВСТАФЬЕВ
Фото из архива
Валерия БЕРЕЖНОВА