Муниципальная реформа в Якутии: революции не будет
На очередной сессии Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), состоявшейся 15 декабря, окончательно принят законопроект, поставивший точку в спорах о реформе органов местного самоуправления. Революции не будет. Действующая в республике система местного самоуправления сохранена.
Законопроект о судьбе местного самоуправления рассматривался на двух сессиях Ил Тумэн – 26 ноября, когда был принят в первом чтении, и 15 декабря, когда он обрел статус закона. Поводом обратиться к этой теме стал принятый 27 мая 2014 года и уже действующий федеральный закон №136-ФЗ «О внесении изменений в статью 26.3 федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Говоря проще, закон о реформе органов местного самоуправления. Он предложил региональным законодателям право выбора из нескольких моделей формирования муниципальной власти, в том числе и такой, когда прямые выборы глав муниципалитетов отменяются, а главы избираются из состава депутатов городских Дум и поселенческих советов. Кроме того, этот же закон позволяет решить, нужно ли делить городские округа на внутригородские районы и вводить в систему муниципального самоуправления институт сити-менеджера, управляющего городским хозяйством.
Народные депутаты Ил Тумэн этим правом воспользовались. Учитывая при этом результаты большой работы, проделанной в ходе подготовки закона о реформе местного самоуправления. А они основаны, прежде всего, на мнении населения и представителей самой муниципальной власти республики. Суть принятого закона состоит в том, что прямые выборы глав городских округов и муниципальных районов сохраняются. Отказались депутаты и от введения института сити-менеджеров. Единственное новшество – то, что депутатам поселенческих советов предстоит самим определить, как выбирать главу поселения: или прямым голосованием избирателей, или из состава депутатов этих самых советов. А то решение, которое на этот счет примут народные избранники, должно быть закреплено в Уставе каждого поселения. И если избиратели на местах захотят сохранить прямые выборы глав поселений, они сохранятся. При условии, что те депутаты, которых они выбрали, услышат мнение тех, кто за них голосовал.
Все познается в сравнении
Итогами муниципальной реформы на Дальнем Востоке заинтересовался и Дальневосточный филиал Фонда развития гражданского общества, который провел круглый стол на эту тему. В его работе приняли участие руководитель Дальневосточного филиала Фонда развития гражданского общества Александр ШЕМЕЛЕВ, директор Дальневосточного консалтингового центра, доцент ДВФУ Петр ХАНАС, заведующий кафедрой журналистики и издательского бизнеса ДВФУ Виктор Бурлаков, член Избирательной комиссии Приморского края с правом решающего голоса Алексей МИГУНОВ, политолог Ольга КИШАКОВСКАЯ, политолог Виталий ГОРИЧЕВ, а также представители средств массовой информации. В режиме интернет-конференции с коллегами из Приморья работали представители органов государственной власти и местного самоуправления регионов Дальнего Востока. Это кандидат социологических наук, начальник экспертно-аналитического управления Аппарата Губернатора и Правительства Хабаровского края Евгений СЛОНСКИЙ, начальник Главного управления территориального развития Губернатора и Правительства Хабаровского края Алексей ШЕВЦОВ, политолог, помощник заместителя председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Андрей КУДИСОВ.
Участники мероприятия обсудили оформившуюся в регионах Дальнего Востока законодательную часть реформы местного самоуправления, цель которой – дать людям реальную возможность принимать участие в управлении теми территориями, где они живут.
Руководитель Дальневосточного филиала Фонда развития гражданского общества Александр ШЕМЕЛЕВ подчеркнул, что именно самостоятельный выбор регионом модели организации местного самоуправления позволит учесть специфику региона, текущее состояние системы и, что самое важное, интересы граждан. А правильность выбора покажет время. Отметив многообразие решений о том, каким именно образом жители городов и районов могут формировать органы местной власти, он предложил участникам высказать свое экспертное мнение о влиянии текущей муниципальной реформы на расклад политических сил в регионах Дальнего Востока. Поставленные вопросы вызвали живое обсуждение среди приглашенных экспертов.
Специалисты сошлись во мнении, что система формирования власти на местах играла значительную роль в повестке выборов высших должностных лиц регионов, состоявшихся в 2014 году. При этом политики, победившие на выборах в Приморье и Якутии, в ходе избирательной кампании по-разному выражали свое отношение к муниципальной реформе. Что до регионов Дальнего Востока, где выборы губернаторов пройдут в следующем году, то и там муниципальная реформа, безусловно, окажет влияние на расклад политических сил в ходе избирательных кампаний.
Четверо сильных
Политолог Петр ХАНАС акцентировал внимание на том, что в реализации муниципальной реформы действующие власти регионов пошли разными путями. На Сахалине, например, в целом, сохранили выборность глав муниципалитетов (исключением стал Углегорский муниципальный район). А вот на Камчатке принята довольно сложная «трехглавая» схема. Там реформа МСУ реализована, что называется, «по полной»: глав муниципалитетов будут выбирать из числа депутатов, и введут институт сити-менеджера. То есть, основные властные функции будут сосредоточены у главы представительного органа власти (Думы), главы муниципалитета, и сити-менеджера. Аналогичная система принята и в Приморском крае. Насколько такая схема окажется эффективной – большой вопрос. При этом эксперт отмечает определяющую роль глав регионов, каждый из которых выстраивает собственную линию во взаимоотношениях с местными элитами.
Помощник заместителя председателя Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Андрей КУДИСОВ акцентировал внимание участников дискуссии на особенностях муниципальной реформы в республике. В ходе прошедшей избирательной кампании тогда еще врио главы республики Егор БОРИСОВ четко высказался за сохранение прямых выборов глав муниципальных образований. В этой связи эксперты полагали, что в политически непростом регионе, благодаря такой позиции руководителя региона, удалось консолидировать усилия команд Егора БОРИСОВА и мэра Якутска Айсена НИКОЛАЕВА. Глава столицы республики поддержал лидера Якутии, что способствовало хорошим результатам БОРИСОВА в Якутске и в итоге в целом по республике.
На сессии Ил Тумэн 15 декабря, после рассмотрения во втором и третьем чтениях, законопроект обрел статус закона. Глава региона сдержал свое предвыборное обещание, и прямые выборы глав муниципалитетов в Якутии сохранены. Также якутяне отказались усложнять структуру местного самоуправления и вводить институт сити-менеджера. Своя логика в этом есть, считает Андрей КУДИСОВ: дополнительное звено в местном самоуправлении может оказаться губительным, когда в экстренных ситуациях, которые нередки в экстремальных природно-климатических условиях Якутии, требуется принятие оперативных управленческих решений. Кроме того, по мнению эксперта, действующую систему МСУ в своих регионах сохранили сильные главы, опирающиеся на реальную поддержку населения. Те же, у кого с этим не все однозначно, предпочли сделать систему власти более жесткой за счет введения дополнительных рычагов давления – изменения порядка избрания глав муниципалитетов и введения института сити-менеджеров. По пути Сахалинской области и Якутии, сохранивших действующую систему местного самоуправления, также пошли Хабаровский край и Чукотский автономный округ.
Подводить итоги еще рано
Завершая работу «круглого стола», руководитель Дальневосточного филиала Фонда развития гражданского общества Александр ШЕМЕЛЕВ констатировал, что участники сошлись во мнении по следующим принципиальным позициям:
- итоги муниципальной реформы, реализованной в виде региональных законов, могут быть признаны только предварительными, поскольку для полного анализа необходимо изучить практику их применения;
- реформа местного самоуправления направлена на развитие сильной, независимой, финансово состоятельной власти на местах, а ответственность за ее реализацию лежит, в том числе, на высших должностных лицах субъектов;
- способность губернаторов выстраивать эффективную внутриэлитную конфигурацию в регионе в связке губернатор – муниципальные органы власти – важный показатель эффективности работы главы региона;
- обсуждавшееся многообразие форм организации местного самоуправления является характерной особенностью Дальневосточного федерального округа.
Иначе говоря, демократия на Дальнем Востоке еще осталась. Но не везде.