Мужское поведение «под запретом»
Постойте: тут или одно, или другое! Потому что быть настоящим мужчиной, способным защитить и иметь свое мнение, и во всем слушаться жену, иначе говоря, быть подкаблучником – одновременно просто невозможно. И, если уж говорить начистоту, между мужественным мачо и женственным рохлей разница огромная. И, между прочим, именно мы, женщины, способны с самого детства «запретить» мальчику вести себя по-мужски. Из самих благих побуждений!
Под давлением женского авторитета
Помните, с кем мы, будучи девочками, не хотели играть? Чаще всего это были дворовые хулиганы летом и «эти непослушные, неуправляемые» мальчишки в детском саду. А кого привечали наши мамы? Аккуратных скромных мальчиков, чистеньких и причесанных, вежливых да еще и с нотной папкой в руке! Их дворовые хулиганы били, а они ныли и бежали жаловаться – сначала маме, потом – воспитательнице и учительнице. А потом кому жаловаться на жизнь – жене? Конечно, я слегка сгустила краски: дерзкий хулиган вполне мог оказаться отличником и добрым, ранимым по характеру, и чистюля – заниматься в секции карате и «быть правильным» на толпу.
А теперь вспомним, что воспитательница, как правило – женщина, а 25-30 детей физически невозможно выдержать! Поэтому ей так необходимы определенные ограничения. Какой ребенок удобен? Который тихонько сидит себе в углу и занимается своим делом. И тут у меня возникает вопрос: почему так мало у нас воспитателей-мужчин? Или учителей начальных классов? Это просто какое-то засилье женщин получается! В семье редко какой папа занимается воспитанием детей. Ласковый подзатыльник и поход в киношку по воскресеньям не в счет. Мама, бабушка, тетя, а то еще и выводок сестер – и все они давят на маленького мужчину тяжестью своего женского авторитета. Ну, о каком мачо может идти речь?
Установка первая: «Нельзя захватывать территорию!»
Ребенок, которого подсознательно положительно принимает воспитательница, даже при том, что внешне она вроде бы «всех любит одинаково» - это такой ребенок, который не доставляет ей лишних проблем, слушается, легко управляемый и приятный в общении. Это кто? Исключительно девочка. Психолог Светлана Заболотняя утверждает: девочки в целом послушнее мальчиков.
- У мальчишек есть такое свойство – они иногда "слушают и не слышат". Девочки же больше ориентированы на межличностные отношения со взрослыми. На прогулке именно девочки стайкой окружат воспитательницу, в начальной школе — учительницу и будут с ней беседовать, ходить «под ручку», они всегда рады услужить: принести что-то воспитательнице, помочь, наябедничать. Мальчики устроены таким образом, что им для игр необходимо гораздо больше пространства, чем девочкам. Для девочек важно иметь просто личное пространство, желательно укрытие – они больше любят строить домики, расселять кукол. В общем – их пространство может быть маленьким и строго ограниченным. Мальчики же по своей сути должны «захватывать территорию»– как все самцы в природе. Поэтому мальчикам надо носиться и орать, а их игра распространяется на все то пространство, что они видят и могут пройти или пробежать. Поэтому «удобные» девочки тихонько играют в углу детсадовской группы или в беседке на прогулке, а мальчики носятся и громят все и там, и там, сшибая по пути и мирно играющих девочек. Поэтому что чаще всего слышит мальчик? Причем не только в детском саду или в школе, но и дома? «Не бегай! Не лезь! Не ходи туда! Играй здесь! Туда нельзя! Сюда нельзя! Вообще никуда нельзя!». Вот она — первая установка, что нельзя «захватывать территорию». Если перевести это на нормальный русский язык – «изначально нельзя придерживаться мужской линии поведения».
Установка вторая: «Женская территория, и никаких вертикалей!»
Еще одна установка - что территория принадлежит женщинам. Мальчики прекрасно видят и осознают, что в детском саду (да и в других местах) девочки без проблем проникают туда, куда мальчику запретили – она аккуратная, а вот он точно все испортит! Кто бегает и кричит, тот в глазах воспитательницы «непослушный». При этом это происходит лишь оттого, что повторю, что при всем желании она не может позволить в группе детсада обычное мальчишеское поведение.
Светлана Заболотняя поясняет: кроме того, что территория мальчиковых игр должна «расширяться», она еще должна «расти вверх» - мужчинам необходима вертикаль.
- Помните такую старую игру «Царь горы»? Ведь в ней очень много смысла: победивший соперника идет куда-нибудь повыше и там кричит громким голосом, мол, какой он молодец, посмотрите все на него. Игру мальчика должны видеть издалека, замечать ее: поэтому мальчики так любят строить высокие башни, влезать на деревья, крыши и гаражи. Теперь вопрос: может эта «вертикаль» строиться в условиях детсада? Воспитательница же не хочет себе проблем, да и за мальчишек страшно – а что, если все полезут на деревья и кто-нибудь упадет? Поэтому нельзя ничего и никому. Совершенно нормальная, но невыраженная природная энергия начинает "бурлить" и выходить каким-нибудь неприемлемым способом. А заодно мальчик получает негативное представление о своем обычном "мужском" поведении.
Установка третья: «Не выражай свои эмоции!»
Никто не замечал такой момент: если девочка начинает плакать и кричать, даже визжать, к этому воспитательницы относятся спокойней. Стоит же мальчишке открыть рот, как он слышит: "Сиди тихо и не ори!" Вопли мальчика переносятся с трудом, то есть он начинает понимать: голосовые реакции тоже плохо.... В переводе на «нормальный русский» - выражение эмоций для мальчика невозможны. Или, допустим, занятия в группе: дети сели рисовать. Мальчик смахнул локтем баночку для воды, влез рукавом в краски, ткнул (конечно, совершенно нечаянно!) сидящую рядом девочку карандашом. Но, по словам психолога, у мальчиков не так совершенна мелкая моторика, как у девочек, которые шьют куколкам платья и мастерят из бусинок фенечки, браслеты и бусы. Воспитательница, понятное дело, не оценит его творческую натуру и порыв. «Что ты тут намазюкал, смотри, как у Лены аккуратно!»
Эффект толпы
Дошкольный возраст — это возраст поиска информации, эпоха игры и спонтанного творчества. Некоторые психологи уверены, что для любознательности и исследовательского интереса мальчика эти «развивающие занятия по программе»в детском саду куда вреднее, нежели для девочек. Как раз тогда, когда мальчик должен исследовать окружающий мир собственными методами и делать собственные выводы, ему дают всегда готовую и разжеванную шаблонную информацию — вот это квадратик, а это кружочек... Главное, его лишают основного способа поиска и восприятия информации — двигательного канала и органов чувств. Это, конечно, плохо для обоих полов, но у девочек большую роль играет эмоциональная связь со взрослым (что хочешь вызубрят ради любимой мамы или воспитательницы!), а у мальчиков — познание ради познания, а не ради воспитательницы, поэтому мышление мальчиков более обедняется.
В результате мальчик постоянно слышит: "Веди себя хорошо!", «Будь как все!», «Все дети как дети!» Он понимает это так: «Будь тихим, незаметным, безынициативным, легко управляемым – тогда ты будешь принят в обществе». Так ломается типично мужская линия поведения и подсознательно возникает установка, что это – плохо. Подсознание принимает положительно исключительно "девочковую" модель поведения. Если же мальчик продолжает быть мальчиком, у него уже появляется неправильная самооценка, то есть он — плохой. Отсюда будет стремление к некой брутальности и грубости. Наоборот, если мальчик принимает "девочковую" линию поведения и становится тихим, послушным и удобным, у него теряется типично мужская активность и дальше не развиваются многие мужские качества. А мы потом удивляемся: как из такого хорошего мальчика вырос абсолютно неуверенный, апатичный и нерешительный мужчина-неудачник?
И в голову закрадываются крамольные мысли: а может, не зря раньше девочек воспитывали в закрытых пансионах, а мальчиков – в гимназиях, и отдельно друг от друга?
Не все так плохо
Но это не означает, что все так плохо. В любой ситуации всегда присутствует лазейка. В конце концов, не все мальчики становятся маменькиными сыночками без собственного мнения, и не все мужчины всю жизнь комфортно существуют под чутким женским руководством. Многое зависит от семьи, от того, что окружает маленького мужчину дома, и от того, кого вы хотите воспитать.