Начались семинары по бюджетной реформе
С прошлой недели в республике начались семинары по реализации проекта Всероссийского Совета местного самоуправления «Обучение и консультирование глав муниципальных образований и руководителей бюджетных учреждений в процессе реформирования бюджетных учреждений». По решению руководителя Якутского регионального отделения Всероссийского Совета местного самоуправления А.А. Саввинова проведены обучающие семинары в Сунтарском, Нюрбинском, Верхневилюйском и Вилюйском улусах. Семинары проводили И.А. Николаев – региональный консультант ВСМС, В.С. Аржаков – заместитель руководителя Управления финансов Минфина РС(Я) по городу Якутску и Н.В. Мохначевская – главный специалист бюджетного отдела Управления финансов.
«Участниками семинаров стали главы улусов, поселений, председатели районных, сельских советов, депутаты, руководители муниципальных учреждений, работники финансовых органов и бухгалтера, - рассказал «ЭС» региональный консультант, председатель Контрольно-счетной палаты Гордумы Иосиф Николаев. – Муниципальные руководители с большой заинтересованностью обсуждали положения Федерального закона N№ 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», предусматривающего быстрое и широкомасштабное реформирование системы государственных и муниципальных бюджетных учреждений. Данный федеральный закон уже вступил в силу с 1 января 2011 года и при этом установлен переходный период до 1 июля 2012 года».
- Иосиф Алексеевич, какие изменения для муниципалитетов вносит этот новый закон?
- По Федеральному закону N№83 муниципальные учреждения разделены на бюджетные и казенные, первым из которых предоставлено больше имущественной самостоятельности.
Установлено, в частности, что бюджетное учреждение вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя.
Установлено также, что финансовое обеспечение выполнения бюджетным учреждением государственного (муниципального) задания будет осуществляться в виде субсидий из соответствующего бюджета. Подробно регламентированы порядок формирования государственных (муниципальных) заданий и порядок финансового обеспечения их выполнения, порядок определения особо ценного движимого имущества и крупных сделок, распоряжаться которым и совершать которые бюджетные учреждения вправе только с согласия собственника учреждения, перечень обязательных для опубликования сведений о деятельности бюджетного учреждения. Установлены так же особенности правового положения казенного учреждения, в т.ч. особенности его ликвидации.
В соответствии с указанными новыми нормами, регулирующими правовой статус учреждений, внесены многочисленные изменения и дополнения в законодательные акты, регулирующие деятельность банковской и бюджетной систем, сферы государственных и муниципальных заказов, защиты конкуренции, а также местное самоуправление, образование, оборону, архивное и музейное дело.
- Закон уже вступил в силу. Сколько муниципальных учреждений перешли на новый тип?
- Работа по созданию новых типов муниципальных учреждений началась пока в виде эксперимента. Так, в Сунтарском улусе с июня 2010 года создана рабочая группа, утвержден план мероприятий реформирования муниципальных учреждений, подготовлены перечни платных услуг. В порядке эксперимента одна школа и один детский сад переведены в бюджетные учреждения.
Планируется переведение библиотечной системы в казенные учреждения. Учреждения культуры в поселениях получили статусы юридического лица и планируют создание автономных учреждений.
В Нюрбинском улусе в виде эксперимента образованы по одному типу учреждения – казенное, автономное и бюджетное.
В Вилюйском улусе из-за отсутствия средств на содержание закрылись три спортивных зала в наслегах. В период оздоровления нации, борьбы с алкоголизмом, а также подготовки к международному форуму «Россия – спортивная держава» и пятых спортивных игр «Дети Азии» такое положение никак не допустимо. Данный вопрос необходимо решать на правительственном уровне, районное и наслежное руководство не в силах решить проблему.
- Если бюджетному учреждению дается больше имущественных прав, то все, наверное, желают стать таковыми?
- Из-за отсутствия опыта работы реформирования муниципальных учреждений и на федеральном уровне повсеместно возникают вопросы, какому типу учреждений отдать предпочтение.
Вполне законно волнуют всех вопросы сокращения малокомплектных школ, больниц, интернатов, сельских домов культуры и библиотек. Во многих позициях реформирования не учитываются особые условия проживания на Крайнем Севере, отсутствие источников получения дополнительных доходов, оказания платных услуг в сельской местности. Из 34 переданных полномочий главам поселений только 10-12 полномочий имеют финансовые подкрепления, а по остальным не предусматривается финансирование. Вместе с тем на глав поселений ложится ответственность соблюдения требований по всем полномочиям согласно Федеральному закону N№ 131-ФЗ. В связи с вышеизложенным хочу еще раз подчеркнуть, что моя работа в качестве регионального консультанта по новому закону только началась, и в переходный момент, надеюсь, со всеми возникающими вопросами мы разберемся. Для этого ООО «ВСМС» и создал данный проект и оказывает помощь в проведении семинаров для руководителей муниципальных учреждений.