Начало «Алсиба»: История воздушного ленд-лиза
Тогда Коккинаки доставил правительственную американскую делегацию для согласования вопросов, связанных с необходимостью перегонки боевых самолетов воздушным путем по созданной трассе, и, во-вторых, проверить новые аэродромы для приема на них больших партий бомбардировщиков, истребителей и транспортных самолетов.
20 июля 1942 года Государственный комитет обороны принимает постановление № 2070 о завершении строительства трассы и начале перегонки по ней самолетов. Формируется перегоночная авиадивизия.
В августе 1942 года создается управление Красноярской воздушной трассы ВВС Красной армии.
Начальником назначается прославленный советский полярный летчик, Герой Советского Союза Илья Мазурук.
20 июля 1942 года Государственный комитет обороны принял постановление № 2070 о завершении строительства трассы и начале перегонки самолетов.
23 июля на трассу вылетела комиссия ГУ ГВФ по обследованию и приемке аэродромов, возглавляемая инженер-капитаном А. Яновским. Она возвратилась в Москву 7 ноября, налетав по трассе 200 часов и попутно перевезя 48,5 тонны строительных грузов, радиоаппаратуры и 309 рабочих и сотрудников трассы.
«Тот, кто владеет Арктикой, тот владеет миром»
Того же самого принципа придерживались и немецкие метеорологи. Бои за мертвые и холодные острова северной Атлантики и российского Беломорья начали почти сразу после 22 июня 1941 года. К 1942 году подводные лодки «Кригсмарине» уже пробрались в Белое море, внутренние воды СССР.
Кстати, незадолго до своего назначения на пост начальника перегоночной трассы Илья Мазурук едва не погиб от… фашистской подлодки. Это произошло в июле 1942 года недалеко от Новой Земли. Летающие лодки, приводнившиеся возле островов, обстреляла немецкая лодка. Этот случай хорошо описал авиатор, историк авиации Якутии Иван Негенбля. Тогда корабли ВМС и ВВС Советского Союза обслуживали метеостанции.
Но вернемся к перегоночной трассе.
В отчете комиссии записано, что к началу октября 1942 года на трассе введено 10 аэродромов: ранее действовавшие Красноярск и Якутск и 8 новых. Базовые — Киренск, Сеймчан и Уэлькаль, промежуточные и запасные — Алдан, Олёкминск, Оймякон, Берелех и Марково. А также строятся запасные аэродромы с грунтовыми взлетно-посадочными полосами (ВПП) — Бодайбо, Витим, Усть-Мая, Хандыга, Зырянка, Анадырь. Некоторые из них только зимнего действия. Вывод комиссии: аэродромы можно считать принятыми во временную эксплуатацию.
Тот самый Мазурук
75 лет назад в начале августа 1942 года в городе Иваново на авиабазе 6-й запасной авиабригады началось формирование 1-й перегоночной авиационной дивизии ГВФ, управления и подразделений Красноярской воздушной трассы (по постановлению ГКО № 2070с от 20 июля 1942 года и директиве замнаркома обороны от 3 августа).
Начальником трассы и командиром дивизии назначили полковника И. П. Мазурука, известного полярного летчика, Героя Советского Союза. В дивизию входило пять авиаполков.
Осенью 1942 года летный состав был перевезен на трассу. Штаб дивизии и управление воздушной трассы располагались в Якутске.
Почему был выбран именно Якутск? Во-первых, здесь уже располагалась мощная радиостанция, которая могла обеспечить надежной радиосвязью маршруты перегоночной трассы. Во-вторых, существующий гражданский аэропорт можно реконструировать, что и было сделано к октябрю 1941 года. Так аэропорт Якутска стал одним из 9-ти базовых аэродромов перегоночной трассы.
Илья Павлович МАЗУРУК
С 1936 года работал в полярной авиации Главсевморпути.
В 1937 году в качестве командира самолета ТБ-3 И. П. Мазурук участвовал в высадке первой дрейфующей научной станции «Северный полюс-1». За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого задания, ему 27 июня 1937 года было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
В 1938-1941 годах И. П. Мазурук занимал пост начальника управления полярной авиации Главсевморпути. В 1939 году он окончил курсы усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии РККА имени Н. Е. Жуковского.
Во время советско-финской войны 1939-1940 годов И. П. Мазурук в должности командира бомбардировщика ТБ-3 выполнил несколько боевых вылетов. Он принял участие в Великой Отечественной войне:
С июля 1941 года — командир авиационной группы ВВС Северного флота;
С 1942 года — начальник Красноярской воздушной трассы;
С 1943 года — командир 1-й перегоночной авиационной дивизии, руководил перегоночной трассой Алсиб, проходящей из Аляски в СССР (Красноярск), для поставок по ленд-лизу американских самолетов.
В 1947-1953 годах И. П. Мазурук работал заместителем начальника Научно-испытательного института ГВФ, затем трудился в Главсевморпути, совершил 254 полета на дрейфующие станции. В 1950 году был участником воздушной высокоширотной экспедиции «Север-5». В 1955-1956 годах он возглавлял летный отряд первой советской морской экспедиции в Антарктиду.
В январе 1956 года И. П. Мазурук первым осуществил посадку самолета Ан-2 на вершину айсберга в Антарктиде.
Первые перегонные
7 октября 1942 года из Фербенкса в Уэлькаль вылетела первая группа из семи истребителей Р-40 «Киттихаук», пилотируемых летчиками 1-го полка. На первом этапе ее лидировал на своем бомбардировщике В-25 полковник И. Мазурук.
По разным причинам путь до Красноярска занял 33 дня.
16 ноября 1942 года в Красноярске приземлилась первая группа перегоняемых с Аляски американских самолетов. За время этого длительного перелета было потеряно два самолета, погиб экипаж 1-го полка: летчик-капитан А. Д. Новгородский и штурман-капитан Н. А. Шведов. Одновременно с перегонкой шло освоение американских самолетов и трассы.
7 мая 1943 года при взлете с аэропорта Якутск потерпел катастрофу бомбардировщик «Б-25» №232519. Экипаж: командир эскадрильи, майор А. Бороненко, штурман эскадрильи В. Шевелев, инженер-капитан, старший инженер полка П. Куделин, старший техник-лейтенант В. Ференс, младший лейтенант А. Шабанова, стрелок-радист, сержант Г. Наумов.
Самолет упал в реку, по которой в то время шел ледоход.
Обломки бомбардировщика найдены в 1987 году во время обмеления реки.
Урна с останками членов экипажа захоронена на площади перед зданием клуба им. Гагарина.
Общая протяженность трассы от Фербанкса до Красноярска составляла 6 500 км, из них по территории СССР — 5 000 км. С завода в США до фронта в СССР самолету приходилось преодолевать до 14 000 км.
Согласно отчету дивизии, по трассе Алсиба было доставлено 7 908 одномоторных и двухмоторных самолетов. Бомбардировщиков: Б-25 — 729 штук, А-20 — 1355. Истребителей: П-40 — 47, П-39 — 2616, П-63 — 2396, П-47 — 3 штуки. Транспортных Си-47 — 707, Си-46 — 1 и 54 учебно-тренировочных Ат-6.
По трассе не только перегоняли самолеты, но и перевозили различные грузы: военное оборудование, золото, слюду (506 тонн), продовольствие, оборудование для госпиталей, хозканцелярские принадлежности, почту (в том числе 187 тонн дипломатической почты), а также инкубационные яйца, протезы, иголки для швейных машин, запчасти для часов и другое.
По трассе Алсиба перемещались дипломаты и военные специалисты. По трассе летали послы СССР в США М. М. Литвинов и А. А. Громыко, американские генералы, а в 1944 году вице-президент США Генри Уоллес.
За время существования — с октября 1942 по октябрь 1945 года — по авиатрассе были перевезены 128 371 пассажир, из них 17 322 платных, 18 753 тонны грузов, в том числе 9125 т платных и 319 тонн почты.