Нарком ЖКХ Андреев – от репрессии до реабилитации
От ЯЦЭС до Генплана
В прошлом номере мы остановились на пике карьеры Анания Кононовича Андреева, когда его назначили на важные государственные посты молодой ЯАССР.
Коротко о вехах его жизни.
В марте 1929 года на первых организационных сессиях ЯЦИК Андреев был назначен сразу на две ответственные должности – председателя ЦИК ЯАССР и Совнаркома. По нынешним временам это было равнозначно постам главы республики, председателя правительства и спикера парламента. А Андрееву тогда было всего 28 лет.
После этого ему пришлось поработать в своем родном Таттинском районе, в Вилюйском и других районах Якутии. Он принимал участие в мирном регулировании Тунгусского восстания в Охотском крае.
В 1936 году Андреев завершил учебу во Всероссийской промышленной академии им. Сталина и вернулся с дипломом инженера-теплотехника. И его назначают первым директором еще строящейся Центральной электростанции.
Решением Совнаркома ЯАССР от 22 июня 1937 года А. К. Андреев назначается наркомом коммунального хозяйства ЯАССР.
За очень короткий срок в Якутске в сфере ЖКХ была проведена колоссальная работа: благоустройство города, создание генерального плана, строительство жилых домов и социальных объектов: ЯЦЭС, Областной больницы, здание РИК, Наркомфин, Комбанк, Русский драмтеатр, Якутский государственный национальный театр и др.
В начале 1938 года Ленинградский водоканал начал изыскательную работу по проектированию городского водопровода, по строительству очистительной и канализационной сети. Был подписан договор о совместной деятельности, началась работа по осуществлению этого проекта. В марте того же года работниками проектного института «Гипрогор» началась исследовательская работа по созданию генплана Якутска. К сожалению, проект генплана был утвержден после ареста А. Андреева по ложному обвинению. Шел 1938-ой, год массовых репрессий по стране.
7 марта 1938 года против Анания Кононовича Андреева было возбуждено уголовное дело № 22 72 по ст. 58-2, 58-8, 58-11 УК РСФСР.
Арест и допросы
Его арестовали на глазах родных дома в Якутске. По словам очевидцев, он успел только предупредить жену, чтобы она быстро уехала из города.
После ареста мужа, его жена, Анна Петровна Андреева (Никитина), осталась с двумя маленькими детьми: Альбине было 2,5 года, Альберту 8 месяцев. На сборы им дали 24 часа, квартира была опечатана.
Его дети вынесли все тяготы того времени как дети «врага народа». Они не стали пионерами, комсомольцами, но хорошо учились и окончили школу. Дочь Альбина окончила физико-математический факультет ЯГУ, сын Альберт – горно-геологический.
Сейчас потомки Андреева живут и работают в Нюрбе, Мирном, Якутске, Санкт-Петербурге.
Трудно вообразить, но допросы Андреева длились больше 3 лет – с марта 1938 по март 1941 года! Все это время он содержался в тюрьме Якутска, то в одиночной камере, то в холодном карцере. О методах допросов НКВД в годы репрессий многие прекрасно осведомлены, так что пересказывать, что переживал задержанный человек в застенках, нет смысла.
Смог добиться пересмотра своего дела
Но в случае с Ананием Кононовичем Андреевым удивляет другое – он смог добиться пересмотра своего уголовного дела по обвинению в пунктах 58-й, расстрельной тогда статьи! Вот так, сидя на голом табурете перед следователями он буквально на пальцах смог убедить пересмотреть некоторые пункты своего обвинения. Дело в том, что большая часть протоколов были подготовлены и напечатаны заранее и только два из них были написаны вручную во время допросов самого Андреева. До самого последнего он отказывался подписывать ложные показания. Находясь в тюрьме, он написал жалобу в Военную коллегию Верховного суда СССР. По итогам этих расследований за несоблюдение социалистической законности, за грубое нарушение и использование несанкционированных методов дознания, следователь Петров был привлечен к уголовной ответственности. По материалам следствия были приняты несколько постановлений о пересмотре дела Андреева как несоответствующего к предъявленным статьям. 20 марта 1941 года Наркомом следственной части Комитета Госбезопасности ЯАССР было постановлено снять обвинения с Андреева по ст. 58-1 «а», 58-7, 58-9, оставить в силе ст. 58-2, 58-8, 58-11.
Умер в лагере, реабилитирован посмертно
Тем не менее, Андреев не смог добиться своего полного оправдания.
На последнем допросе 26 марта 1940 года ему был задан один единственный вопрос о членстве в троцкисткой и буржуазно-националистической организации, на который он ответил отрицательно.
22 сентября 1941 года Особое совещание НКВД СССР приговорило Андреева Анания Кононовича к 8 годам в исправительно-трудовом лагере. Срок начинался с ареста 7 марта 1938 года. Андреев подписался под постановлением.
30 января 1942 года из Якутской тюрьмы его перевели в Верхоянский лагерь, где он скончался 6 апреля того же года от сердечной недостаточности.
О смерти было сообщено в ЗАГС Якутска в том же году, но свидетельство о смерти оформили только 3 января 1957 года.
Андреев похоронен в с. Юттээх Верхоянского улуса. По тем временам это Севвостлаг Янского управления Дальстроя.
В 1955 г., 19 августа, на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР прокурор ЯАССР, советник юстиции Сидоров написал протест в Верховный суд ЯАССР о прекращении уголовного дела по отношению Андреева А. К. за отсутствием состава преступления. 10 мая 1956 г. Президиум Верховного суда ЯАССР реабилитировал А. К. Андреева.
Человек жив, пока жива о нем память
В этом году в свет вышла книга, посвященная жизни Анания Кононовича Андреева. Автор, историк-краевед из Таттинского улуса Галина Арылахова, по крупицам собирала информацию о жизни и смерти Анания Кононовича Андреева, работала в архивах УФСБ, Национальном архиве.
А на родине репрессированного наркома ЖКХ ЯАССР, в Таттинском улусе, открыт музей ЖКХ им. Андреева. Музей организован ГУП «ЖКХ РС(Я)».